8.3. Комплексный анализ инновационных проектов
Комплексный анализ инновационных проектов необходимо проводить с учетом основных положений методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов (МЭРТ, Минфин № ВК 477 от 21.06.1999 г.), современных научных методов и практических рекомендаций по оценке инвестиционных проектов.
Для комплексного анализа проектов инновационного характера предлагается использовать три группы критериев:
конкурентоспособность проекта;
вероятность осуществимости проекта;
экономическая эффективность проекта.
Конкурентоспособность проекта определяется его соответствием потребностям общества и рыночных групп потребления. Для оценки адекватности целей реализации проекта требованиям рынка и степени устойчивости проекта к изменению рыночной среды на практике используют широкий арсенал методов анализа рынков. Наиболее распространенным инструментом такого анализа является метод SWOT-анализа, который позволяет на основе выделения сильных и слабых сторон, а также имеющихся угроз и возможностей, сформировать обоснованный стратегический прогноз процесса реализации исследуемого проекта.
Оценка вероятности осуществления проекта базируется на количественной оценке завершенности этапов жизненного цикла проекта, обеспеченности этапов жизненного цикла проекта необходимыми ресурсами: финансовыми ресурсами, квалифицированным персоналом, оборудованием, технологиями, сырьем и комплектующими.
Оценка экономической эффективности проекта производится на основе финансово-экономического анализа с использованием общепринятых критериев: чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, периода окупаемости. Оценка предусматривает учет степени экономической устойчивости заявителя проекта, обоснованности финансового плана, эффективности для бюджетов различных уровней, а также иных видов эффектов для государства. Важным моментом в осуществлении финансово-экономического анализа является единство методологической основы сравнения различных проектов.
Всесторонний анализ инновационных проектов позволяет перейти к следующему шагу исследования — оценке величины инновационного потенциала.
Оценкой величины инновационного потенциала при проведении исследования должно служить максимальное значение выручки (экономии), которое может быть получено от коммерциализации результатов научных исследований, конструкторских разработок и внедрения технологий (т. е. коммерческой реализации инновационного потенциала) на временном горизонте, равном времени инновационности разработки. Другими словами, величина сегодняшнего инновационного потенциала — это суммарные доходы (экономия расходов) будущих периодов, которые потенциально могут иметь место в результате внедрения новшеств различного характера.
Под временем инновационности разработки понимается период, в течение которого разработка является инновацией. Следует отметить, что в случае реализации инновации, по истечении этого периода, инновационный потенциал данной разработки полностью или частично переходит в другие формы общего (совокупного) потенциала (например, в научно-технический, производственно-технологический или иные составляющие совокупного потенциала).
Максимальное значение выручки (экономии) от реализации инноваций определяется в предположении максимально качественного ее сопровождения от начала разработки до реализации товара. То есть инновационный потенциал вычисляется при наилучшей рекламе, наилучшем маркетинге, оптимальной организационной структуре компании-производителя, наилучшем сбыте, наилучшем юридическом и правовом сопровождении, но в условиях реалистичного прогноза рынка сбыта конечного товара.
Приведенный ниже перечень аналитической информации, получаемый в ходе комплексного анализа инновационных проектов, является минимальным для обоснованной оценки инновационного потенциала:
оценка наличия перспективных разработок;
оценка рынка сбыта конечной продукции, полученной на основе этих разработок;
анализ патентной чистоты (защищенность патентами, отсутствие возможности претензий со стороны третьих лиц);
оценка времени жизни продукции;
экспертный анализ разработок;
анализ каналов выхода на рынок;
анализ возможной стратегии реализации инновации (продажа патента, продажа лицензии, выход на технологию и продажа технологии, выход на готовый продукт и организация его сбыта и т. д.).
Инновационный потенциал региона складывается из инновационных потенциалов хозяйствующих субъектов, ведущих свою деятельность на территории региона.
Методика исследования инновационного потенциала регионов базируется на следующих основных действиях:
1) составление описания всех перспективных инноваций путем опроса научных, проектных, конструкторских и производственных организаций региона;
2) получение информационной поддержки со стороны администрации региона;
3) получение необходимых оценок по минимальному набору аналитической информации, приведенному выше;
4) моделирование динамики реализации инноваций;
5) вычисление величины инновационного потенциала в денежном выражении.
Анализ структуры инновационного потенциала, а также разработка предложений по его реализации и активизации инновационной деятельности должны осуществляться на основе комплексной оценки потенциала. При этом анализируется распределение по отраслям хозяйствующих субъектов, по которым осуществлялась оценка величины инновационного потенциала региона.
При анализе структуры инновационного потенциала региона, в первую очередь, должен учитываться уровень развития науки в отраслях, относящихся к «Приоритетным направлениям развития науки, технологии и техники Российской Федерации», утвержденным Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г.
Очевидно, что наряду с использованием натурных данных, для исследования ряда аспектов инновационного потенциала потребуется привлекать и аппарат экспертного оценивания. При использовании механизмов комплексного экспертного оценивания решаются две основные задачи. Первая — синтез процедуры агрегирования информации, которая адекватно отображала бы содержательные аспекты взаимодействия субъектов исследования и позволяла принимать обоснованные решения на основании агрегированной информации. Это направление тесно связано с проблематикой многокритериальной оптимизации. Второе направление, отражающее специфику экспертного оценивания — это манипулируемость механизмов экспертного оценивания. Поэтому при проведении исследования необходимо всесторонне использовать методы снижения манипулируемости механизмов экспертного оценивания, разработанные в рамках теории экспертных оценок.
Исследование по методу экспертных оценок предполагает использование системы показателей, сгруппированных в четыре раздела и допускает корректировку с учетом оценки оптимизма эксперта.
Экспертная оценка инновационного потенциала региона должна проводиться по четырем разделам:
1. Задел научно-технических (технологических) собственных и приобретенных разработок и изобретений.
2. Состояние инфраструктурных возможностей промышленных предприятий и научно-технических организаций региона, обеспечивающих прохождение новшеством всех этапов инновационного цикла, превращение его в нововведение или инновацию.
3. Внешние и внутренние факторы, отражающие взаимодействие инновационного потенциала с другими частями совокупного потенциала региона и влияющие на успешность осуществления инновационного цикла.
4. Уровень инновационной культуры, характеризующий готовность и способность предприятий региона к реализации новшеств в виде инноваций.
- Ю. П. Анисимов, и. В. Усачева, о. Н. Григорова инновационный менеджмент
- Оглавление
- Введение
- 1. Тенденции и разновидности развития, управление развитием
- 1.1. Закономерность развития российской экономики
- 1.2. Приоритеты в управлении и тенденции развития
- 1.3. Управление развитием предприятий
- Контрольные вопросы
- 2. Нововведения как объект инновационного управления
- 2.1. Нововведение — объект инновационного менеджмента
- 2.2. Особый класс инноваций — финансовые инновации
- 2.3. Жизненный цикл нововведений
- Контрольные вопросы
- 3. Инновационный менеджмент: причины возникновения, становление и основные черты
- 3.1. Понятие, цели и задачи инновационного менеджмента
- 3.2. Модели инновационного менеджмента
- 3.3. Социально-психологические аспекты инновационного менеджмента
- Контрольные вопросы
- 4. Управление инновационными процессами
- 4.1. Понятие инновационного процесса
- 4.2. Государственное управление инновационными процессами
- 4.3. Особенности управления инновационными процессами в регионе
- 4.4. Управление нововведениями на предприятии
- Контрольные вопросы
- 5. Организация инновационного менеджмента
- 5.1. Формы организации инновационной деятельности
- 5.2. Структура инновационных организаций
- Контрольные вопросы
- 6. Организация процесса освоения производства новой продукции
- 6.1. Содержание процесса создания и освоения новой продукции
- 6.2. Принципы и методы организации ускоренного освоения новой продукции
- 6.3. Методы организации перехода на выпуск новых изделий
- 6.4. Гибкие производственные системы при организации освоения производства новых изделий
- Контрольные вопросы
- 7. Управление затратами на инновационную деятельность
- 7.1. Сущность и содержание затрат на инновационную деятельность
- 7.2. Планирование и учет затрат при освоении новых изделий. Метод Райта
- 7.3. Особенности формирования цен при разработке новой продукции
- 7.4. Особенности формирования цен при освоении новых изделий
- Контрольные вопросы
- 8. Разработка программ и проектов нововведений
- 8.1. Содержание, участники и виды инновационных проектов
- 8.2. Разработка инновационного проекта
- 8.3. Комплексный анализ инновационных проектов
- Контрольные вопросы
- 9. Создание благоприятных условий нововведений
- 9.1. Стимулирование инновационной деятельности в рыночной экономике
- 9.2. Значение благоприятных условий для инновационного потенциала страны
- 9.3. Инновационный опыт Соединенных Штатов Америки
- 9.4. Практический опыт Японии в области инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- 10. Формы инновационного менеджмента
- 10.1. Особенности малого предпринимательства в инновационной среде
- 10.2. Формы организации малого инновационного предпринимательства
- 10.3. Интрапренерство как форма организации инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- 11. Организация инновационного маркетинга
- 11.1. Сущность и виды маркетинга инноваций
- 11.2. Маркетинговое продвижение новой продукции
- 11.3. Критерии сегментации рынка новых товаров и пути совершенствования маркетинга
- 11.4. Стратегический инновационный маркетинг
- 11.5. Тактический инновационный маркетинг
- Контрольные вопросы
- 12. Рынок инноваций
- 12.1. Сущность и функции рынка инноваций
- 12.2. Виды рынков инноваций
- Контрольные вопросы
- 13. Инновационные игры
- 13.1. Инновационные игры: сущность и особенности применения
- 13.2. Методика подготовки и проведения деловых игр
- Контрольные вопросы
- 14. Прогнозирование и планирование в инновационном менеджменте
- 14.1. Сущность и содержание эпистемологии как теории познания прогнозирования инноваций
- 14.2. Особенности планирования в инновационном менеджменте
- Контрольные вопросы
- 15. Инновационный менеджмент и стратегическое управление
- 15.1. Содержание стратегического управления инновационной деятельностью
- 15.2. Характеристика стратегий поведения предприятий на рынке
- 15.3. Виды стратегий инновационной деятельности
- 15.4. Опыт применения инновационных стратегий
- Контрольные вопросы
- 16. Инвестирование инновационной деятельности
- 16.1. Формы и методы инвестирования инноваций
- 16.2. Венчурное финансирование инновационной деятельности
- 16.3. Лизинговое финансирование инновационной деятельности
- 16.4. Риски в инновационном менеджменте: понятие и виды
- Контрольные вопросы
- 17. Оценка эффективности инновационных проектов и выбор направлений экономической диагностики инновационной деятельности
- 17.1. Показатели и методы оценки эффективности инновационных проектов
- 17.2. Экспертиза и методы анализа инновационных проектов
- 17.3. Критерии и показатели, используемые в экономической диагностике инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- Заключение
- Термины и определения
- Список литературы
- 394030, Воронеж, ул. Карла Маркса, 67
- 394 026, Воронеж, ул. 303 Стрелковой дивизии, д. 1а