6.2. Принципы и методы организации ускоренного освоения новой продукции
В отличие от основных принципов организации производства, которые изложены в трудах многих ученых, определяющие положения организации его начальной стадии еще не разработаны. Принципами организации освоения новой продукции являются основные исходные положения, которые служат базой для рациональной организации производственного процесса в период освоения.
К принципам организации ускоренного освоения новой продукции относятся: интеграция разработчиков, производителей и потребителей новых изделий; готовность производства к освоению; гибкость производства; комплексность организации освоения. Содержание принципов и их применение изложено в таблице.
Принципы организации ускоренного освоения новых изделий
Наименование принципа | Содержание принципа | Возможное исполнение принципа |
1. Интеграция разработчиков, производителей и потребителей | Взаимообусловленное участие разработчиков, производителей и потребителей в работах по проектированию новых изделий, производству и реализации | При совместном выполнении работ по подготовке производства и освоению изделий, включая участие производственников и эксплуатационников в проектировании и авторское сопровождение изделия до полного производственного и экономического освоения |
2. Готовность производства к освоению | Состояние предприятия, позволяющее приступить к выпуску нового изделия в необходимом количестве при высоком качестве продукции | При освоении предприятие быстро начинает и развертывает выпуск высококачественных изделий и в короткий срок преодолевает трудности периода освоения |
3. Гибкость производства | Способность производства приобретать состояние, обеспечивающее переход на выпуск новых изделий с минимальными потерями времени и средств | При перестройке и переналадке производства в связи с переходом на выпуск новых изделий |
4. Комплексность организации освоения | Сочетание явлений и действий по рациональной координации элементов и участников производственного процесса, обеспечивающее ускоренный переход на выпуск нового изделия и высокие темпы его освоения | При установлении взаимосвязи участников производства, достижении проектных мощностей и налаживание внешней кооперации |
Принцип интеграции разработчиков, производителей и потребителей новых изделий отражает необходимость соединения усилий работников на протяжении всего цикла «исследование — производство» для достижения единой цели. Такой целью является обеспечение потребителя продукцией, удовлетворяющей его потребности на самом высоком научно-техническом уровне при соблюдении социальных и экологических требований, что особенно важно в условиях рынка.
Разработка технического задания должна проводиться совместными усилиями исследователей, разработчиков и эксплуатационников (потребителей). Проектным организациям следует принимать участие в выполнении прикладных исследований на ранних этапах, что, несомненно, ускорит исследования и повысит качество результатов работы. В этом должны быть заинтересованы не только исследователи, но и в первую очередь разработчики проекта, конструкторы, технологи. Взаимосвязь исследователей, конструкторов, технологов, производителей, маркетологов и потребителей должна превратиться в глубокую научно-техническую, производственную и экономическую интеграцию. Стимулирование следует проводить по конечному результату труда.
Принцип готовности производства к освоению новой продукции определяет состояние предприятия, которое дает возможность приступить к выпуску новых изделий в установленном объеме при высоком качестве. Готовность производства является результатом комплексной подготовки и отражает создание возможности для выпуска данного изделия в конкретных условиях.
Чтобы освоение проходило ускоренными темпами и с минимальными потерями, готовность производства должна быть перманентной и комплексной, то есть все элементы производственной системы должны быть постоянно готовы к выпуску новой модели. Комплексная готовность включает:
1. Техническую готовность, которая предполагает наличие комплекта конструкторско-технологической и строительно-монтажной документации, необходимого технологического и контрольно-измерительного оборудования, средств механизации, технологической оснастки, инструмента и средств контроля. Техническая готовность обеспечивается конструкторской, технологической, инструментальной подготовкой производства и регламентирована соответствующими системами стандартов.
2. Организационную готовность, под которой понимается обеспечение рациональной координации в пространстве и во времени всех элементов производственного процесса, создание условий для быстрого нарастания объема выпуска продукции. Для этого проводится организационно-техническая, организационно-плановая и организационно-управленческая подготовка.
Организационно-техническая подготовка связана с изменением производственной структуры при переходе к выпуску новой модели, с выбором рациональных форм специализации производственных подразделений предприятия, с проведением перепланировки цехов и участков, с организацией обслуживания рабочих мест.
Организационно-плановая подготовка предполагает выбор и обоснование рациональных форм и методов движения предметов труда во времени, разработку оперативно-календарных графиков и нормативов, регламентацию трудовых процессов.
Организационно-управленческая подготовка заключается в разработке мер по совершенствованию системы управления производством и изменению структуры и методов управления, в подборе и расстановке руководящих кадров при освоении новой продукции. Особую роль играет улучшение информационного обслуживания управленческих, инженерно-технических работников и рабочих.
3. Экономическую готовность, создающую условия для планомерного и эффективного выпуска новой продукции. Экономическая готовность обеспечивается планово-экономической, финансово-экономической и учетно-экономической подготовкой производства.
В период планово-экономической подготовки следует разработать бизнес-план, выполнить расчеты показателей плана как по новым изделиям, так и по производственно-хозяйственной деятельности предприятия в связи с изменением номенклатуры продукции. Определить трудовые и материальные нормы и нормативы, уточнить систему оплаты труда и положение о премировании, составить калькуляции и оптовые цены на осваиваемые изделия, совершенствовать внутрипроизводственные хозрасчетные отношения.
Финансово-экономическая подготовка направлена на обеспечение денежными средствами предприятия в предпроизводственный период, а также во время производственного и экономического освоения новых изделий. На данном этапе подготовки определяются инвесторы, уточняется величина оборотных средств и дополнительных капитальных вложений, необходимых для освоения, рассчитывается изменение объема реализации в связи со снятием производства устаревшей продукции и неустановившимся производством новых изделий.
Учетно-экономическая подготовка должна обеспечивать полный и достоверный учет и анализ всех затрат на освоение нового изделия и разработку мероприятий по их сокращению. Определяется состав и объем учетной информации, совершенствуются методы оперативного учета и информирования о них соответствующих служб при запуске новых изделий и наращивания их выпуска.
4. Социальную готовность производства, определяющую соответствие социальных отношений, действующих в производственном коллективе при различных формах собственности, объективным потребностям для достижения заданных показателей производства в период освоения.
5. Психологическую готовность, требующую проведения психологической подготовки. Необходимо улучшать психологический климат в инженерно-технических и рабочих коллективах, повышать привлекательность новых технологических процессов и трудовых операций, развивать самосознание и атмосферу гласности, демократии и творческого содружества, совершенствовать систему морального поощрения за творческий труд.
6. Экологическую готовность, позволяющую защитить окружающую среду и человека от вредного воздействия нового производства. Высокопроизводительные технологические процессы нередко связаны с применением активных химических соединений, выделением вредных промышленных отходов, загрязняющих атмосферу, воду, почву.
Для оценки степени готовности производства к освоению нового изделия применяется ряд показателей: частные показатели по отдельным видам работ, интегральные — по отдельным функциям подготовки, обобщающие — по изделию. Степень готовности оценивается коэффициентом, рассчитанным как отношение фактического к эталонному значению показателя. Фактическое значение показателя, достигнутого на определенный момент, сопоставляется с нормативной величиной, которая должна быть получена в результате полного завершения работ по подготовке производства и освоению нового изделия.
Принцип гибкости производства отражает его способность приобретать необходимое состояние, обеспечивающее переход предприятия на выпуск новых изделий с минимальными потерями времени и средств. Современное производство должно быть мобильным, реагировать на изменение спроса потребителей и быстро переходить на выпуск новой продукции. Гибкое производство позволяет без больших потерь прекращать выпуск устаревших изделий, потерявших требуемый технико-экономический уровень, конкурентоспособность и утративших спрос, избежать бесполезного расходования ресурсов.
Принцип комплексности организации освоения новой продукции заключается в сочетании явлений и действий по рациональной координации элементов и участников производственного процесса, обеспечивающих ускоренный переход на выпуск нового изделия и высокие темпы его освоения. Данный принцип реализуется через целевую комплексную программу, которая представляет собой совокупность элементов, направленных на достижение определенной цели, взаимосвязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения.
Принципы находят выражение в методах организации ускоренного освоения новых изделий.
В зависимости от типа производства рекомендуется организовывать освоение следующими методами: при единичном и мелкосерийном типе — методом базовых моделей, при среднесерийном — комплексно-совмещенным методом, при крупносерийном и массовом — методом переходных производств.
Создание базовых моделей, на основе которых выпускаются различные модификации изделий по требованию заказчика, является основным направлением стратегии ускоренной подготовки производства и освоения новой продукции. При этом ставится задача обеспечить соответствие технико-экономических параметров базовых моделей уровню лучших зарубежных и отечественных аналогов, а по отдельным показателям и превосходить их. Коэффициент преемственности готовых изделий по сравнению с базовыми моделями составляет 0,80–0,85, что позволяет в короткие сроки создавать разные модификации продукции.
Производство изделий основывается на изготовлении базовых моделей сериями в зависимости от поступивших заявок заказчиков. Такая организация работ по выпуску новых изделий дает возможность обеспечить необходимую серийность в производстве деталей и узлов, высокую загрузку оборудования и рабочих мест, снизить затраты на единицу продукции, то есть получить все преимущества серийного производства и максимально удовлетворить индивидуальные запросы потребителей. Переход на работу по базовым моделям значительно повышает гибкость работы предприятия с потребителями.
Для среднесерийного производства целесообразно использование комплексно-совмещённого метода. Перед началом проектирования создается временная творческая группа, возглавить которую поручается главному инженеру проекта — наиболее способному и энергичному специалисту. Конструкторы работают совместно с технологами и производственниками. Поэтому метод создания новой техники получил название комплексно-совмещенный. Работа основывается на принципах функционально-стоимостного анализа.
Основными положениями комплексного-совмещенного метода являются:
отказ от последовательного поэтапного способа ведения работ и совмещение этапов разработки проекта станка, технологической подготовки и первоочередного запуска в производство наиболее трудоемких базовых деталей;
проектирование узлов по принципу агрегатирования, каждый из узлов по мере возможности должен представлять собой законченное целое;
поузловая разработка технической документации и запуск узлов в производство на основе сетевых графиков, по которой технологи работают в тесном контакте с конструкторами и производственниками;
отказ от изготовления опытного образца и производство партии машин, готовых к реализации.
При массовом типе производства для ускоренного освоения новых изделий целесообразно использовать метод организации временных переходных тренировочных производств (конвейеров) небольшой производительности. Они функционируют до ввода в действие и необходимой загрузки новой моделью главной поточной линии. Использование таких производств позволяет раньше начать промышленное освоение нового изделия, быстрее достичь проектный объем производства и уровень технико-экономических показателей, раньше возместить дополнительные капитальные вложения на сооружение временных конвейеров. Наряду с жесткими поточными линиями следует создавать производственные подразделения, способные быстро перестраиваться на выпуск новых изделий, организовывать подразделения по доработке некомплектной продукции, по исправлению многочисленных недоделок, возникающих при освоении новых изделий. Зарубежный и отечественный опыт показал, что в крупных объединениях целесообразно иметь станкоинструментальное производство для оперативного выполнения заказов на специальную оснастку и оборудование. В целях обучения производственного персонала и отработки технологии следует создавать специальные тренажеры, тренировочные переходные участки, линии.
- Ю. П. Анисимов, и. В. Усачева, о. Н. Григорова инновационный менеджмент
- Оглавление
- Введение
- 1. Тенденции и разновидности развития, управление развитием
- 1.1. Закономерность развития российской экономики
- 1.2. Приоритеты в управлении и тенденции развития
- 1.3. Управление развитием предприятий
- Контрольные вопросы
- 2. Нововведения как объект инновационного управления
- 2.1. Нововведение — объект инновационного менеджмента
- 2.2. Особый класс инноваций — финансовые инновации
- 2.3. Жизненный цикл нововведений
- Контрольные вопросы
- 3. Инновационный менеджмент: причины возникновения, становление и основные черты
- 3.1. Понятие, цели и задачи инновационного менеджмента
- 3.2. Модели инновационного менеджмента
- 3.3. Социально-психологические аспекты инновационного менеджмента
- Контрольные вопросы
- 4. Управление инновационными процессами
- 4.1. Понятие инновационного процесса
- 4.2. Государственное управление инновационными процессами
- 4.3. Особенности управления инновационными процессами в регионе
- 4.4. Управление нововведениями на предприятии
- Контрольные вопросы
- 5. Организация инновационного менеджмента
- 5.1. Формы организации инновационной деятельности
- 5.2. Структура инновационных организаций
- Контрольные вопросы
- 6. Организация процесса освоения производства новой продукции
- 6.1. Содержание процесса создания и освоения новой продукции
- 6.2. Принципы и методы организации ускоренного освоения новой продукции
- 6.3. Методы организации перехода на выпуск новых изделий
- 6.4. Гибкие производственные системы при организации освоения производства новых изделий
- Контрольные вопросы
- 7. Управление затратами на инновационную деятельность
- 7.1. Сущность и содержание затрат на инновационную деятельность
- 7.2. Планирование и учет затрат при освоении новых изделий. Метод Райта
- 7.3. Особенности формирования цен при разработке новой продукции
- 7.4. Особенности формирования цен при освоении новых изделий
- Контрольные вопросы
- 8. Разработка программ и проектов нововведений
- 8.1. Содержание, участники и виды инновационных проектов
- 8.2. Разработка инновационного проекта
- 8.3. Комплексный анализ инновационных проектов
- Контрольные вопросы
- 9. Создание благоприятных условий нововведений
- 9.1. Стимулирование инновационной деятельности в рыночной экономике
- 9.2. Значение благоприятных условий для инновационного потенциала страны
- 9.3. Инновационный опыт Соединенных Штатов Америки
- 9.4. Практический опыт Японии в области инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- 10. Формы инновационного менеджмента
- 10.1. Особенности малого предпринимательства в инновационной среде
- 10.2. Формы организации малого инновационного предпринимательства
- 10.3. Интрапренерство как форма организации инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- 11. Организация инновационного маркетинга
- 11.1. Сущность и виды маркетинга инноваций
- 11.2. Маркетинговое продвижение новой продукции
- 11.3. Критерии сегментации рынка новых товаров и пути совершенствования маркетинга
- 11.4. Стратегический инновационный маркетинг
- 11.5. Тактический инновационный маркетинг
- Контрольные вопросы
- 12. Рынок инноваций
- 12.1. Сущность и функции рынка инноваций
- 12.2. Виды рынков инноваций
- Контрольные вопросы
- 13. Инновационные игры
- 13.1. Инновационные игры: сущность и особенности применения
- 13.2. Методика подготовки и проведения деловых игр
- Контрольные вопросы
- 14. Прогнозирование и планирование в инновационном менеджменте
- 14.1. Сущность и содержание эпистемологии как теории познания прогнозирования инноваций
- 14.2. Особенности планирования в инновационном менеджменте
- Контрольные вопросы
- 15. Инновационный менеджмент и стратегическое управление
- 15.1. Содержание стратегического управления инновационной деятельностью
- 15.2. Характеристика стратегий поведения предприятий на рынке
- 15.3. Виды стратегий инновационной деятельности
- 15.4. Опыт применения инновационных стратегий
- Контрольные вопросы
- 16. Инвестирование инновационной деятельности
- 16.1. Формы и методы инвестирования инноваций
- 16.2. Венчурное финансирование инновационной деятельности
- 16.3. Лизинговое финансирование инновационной деятельности
- 16.4. Риски в инновационном менеджменте: понятие и виды
- Контрольные вопросы
- 17. Оценка эффективности инновационных проектов и выбор направлений экономической диагностики инновационной деятельности
- 17.1. Показатели и методы оценки эффективности инновационных проектов
- 17.2. Экспертиза и методы анализа инновационных проектов
- 17.3. Критерии и показатели, используемые в экономической диагностике инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- Заключение
- Термины и определения
- Список литературы
- 394030, Воронеж, ул. Карла Маркса, 67
- 394 026, Воронеж, ул. 303 Стрелковой дивизии, д. 1а