9.3. Инновационный опыт Соединенных Штатов Америки
Финансирование научных исследований рассматривается в США как важнейший рычаг технического прогресса страны. Затраты на научные исследования здесь превышают аналогичные затраты Англии, Франции, Германии и Италии вместе взятых и составляют около половины расходов на НИОКР всех развитых стран.
По численности ученых и инженеров, занятых в НИОКР, количеству лауреатов Нобелевской премии в точных науках и медицине и по технической оснащенности научных лабораторий США не имеют себе равных.
Однако существуют парадоксальные явления в организации науки США. Отметим их.
1. Среди установленных законодательством 1974 г. расходных статей федерального бюджета существует статья «Наука, техника и космические исследования», однако нет специальной статьи, которая бы указывала ассигнования правительства на науку.
2. Нет единого научного центра, который бы организационно объединял и координировал деятельность научных учреждений.
3. Несмотря на большое количество собираемых статистических данных и их эффективную обработку, статистика, относящаяся к научной работе, не лишена недостатков. Так, одним из недостатков является скорее оценочная, чем статистически выверенная информация о НИОКР. Другим недостатком считаем неопределенность приводимых некоторых категорий, таких как «исследование», «разработка», «научная деятельность», которая не позволяет выявить организации НИОКР.
Сложная структура финансирования науки США и мало скоординированный правительственный аппарат ее управления затрудняют ответ на вопрос — каковы приоритеты научных исследований в США.
Однако выделяют три процесса, оказывающих решающее влияние на организацию и тематику научных исследований, а также создание научных приоритетов:
усиление интеграции академической науки с промышленными фирмами;
стремительное развитие венчурных групп;
возрастание роли научных исследований в мелких фирмах.
Однако не нужно думать, что коммерческие предприятия преследуют научные цели и предлагают финансировать научные проекты, не несущие сиюминутную прибыль.
Так, на фундаментальные исследования в 1975 г. США истратили 702 млн долл., а на прикладные — 4,4 млрд долл. и на технические разработки — 18,4 млрд долл.
Однако в последнее время отношение к фундаментальным исследованиям (в связи с энергетическим кризисом) изменилось: несколько снижены ресурсы, выделяемые на исследования в различных предприятиях США.
Формы кооперирования науки и промышленности в США разнообразны:
консультации, даваемые вузами предприятиям;
создание советов консультантов-бизнесменов в высшей школе;
организация совместных компаний для проведения отдельных исследований;
прямые инвестиции промышленных фирм в университетские НИОКР;
участие администрации в совместных мероприятиях, проводимых организациями и вузами.
Закон 1981 г. разрешил фирмам вычитать из облагаемой налогами суммы 65 % расходов на оплату услуг по НИОКР. Закон 1984 г. дал фирмам право на проведение совместных мероприятий в научно-исследовательских целях при сотрудничестве с вузами.
Основная цель этих законов — способствовать передаче технологии высшей школы в промышленность.
Около 60 % профессорского персонала связано с промышленностью в качестве консультантов. Доход коммерческих консультационных фирм в 2003 г. достиг 1,8 млрд долл.
В Америке существуют так называемые технические станции и центры нововведений. Технические станции способствуют развитию региональных нововведений, хотя в их финансировании принимает участие правительство. Центры нововведений (в 90-е годы их было около 40) существуют при Национальных научных фондах. Под центром нововведений подразумевается сложное научно-исследовательское и проектно-конструкторское предприятие, созданное по соглашению между частной организацией и правительством для выполнения в течение длительного времени определенных заданий последнего. Такой центр находится в ведении частной организации и действует на договорных началах. Задачами центра являются:
1) анализировать научные проекты, добиваться приоритета в исследованиях, имеющих национальную значимость;
2) заботиться о подготовке кадров;
3) участвовать в исследовательских программах отдельных предприятий;
4) передавать технологию, патенты и лицензии другим фирмам.
Существуют также самостоятельные центры, создаваемые на базе федеральных организаций, для разработки отдельных проблем при университетах и некоммерческих (бесприбыльных) организациях. Согласно закону годовой бюджет таких центров должен составлять не менее 500 тыс. долл., из которых не менее 70 % субсидирует правительство. Тематика работ центров и приоритеты в их исследованиях устанавливаются финансирующими правительственными учреждениями.
В США существуют научно-исследовательские парки, которые позволяют территориально объединять потенциал научных университетов и промышленных предприятий. Известен крупнейший парк страны — «Силиконовая долина» («Силикон Вэлли»), который основан на базе Стэнфордского университета, ставшего в последнее время крупнейшим промышленным центром, в котором представлено более 300 тыс. электронных фирм, занято свыше 200 тыс. человек и сосредоточено до 20 % мирового производства компьютеров и электронных компонентов.
Эффективная форма сотрудничества университетов с промышленностью — консорциумы, которые создаются по инициативе предпринимателей и носят межотраслевой характер. Консорциумы — это форма сотрудничества на национальном уровне. Они объединяют в своем составе многочисленные университеты, некоммерческие организации и большое число промышленных предприятий. Известен консорциум «Форум высшего образования и промышленности», объединивший 25 крупнейших корпораций и университетов. Его задачей является организация регулярного обмена информацией в области современных достижений науки и техники. Помимо научной работы консорциумы проводят большую работу по организации научных связей, передаче технологии, распространению информации о потребностях рынка. Некоторые консорциумы способствовали созданию банков данных о новых технологиях, разработанных в информационно-посреднических фирмах.
Имеется финансовая поддержка вузов предприятиями промышленности в виде займов, пожертвований, субсидий, целевых кредитов, предоставляемых вузовским ученым. К примеру, IBM пожертвовала за пятилетний период 50 млн долл. 20 университетам, из этой суммы 40 млн. долл. затрачено на закупку приборов.
Налоговое законодательство разрешает вычитать подобные пожертвования из подлежащей налогообложению прибыли корпорации.
Некоторые крупные монополии имеют специальные фонды для субсидирования вузовских программ по тематике исследований, которую они считают приоритетной. К примеру, в штате Техас концерн «Кокуэл Интернейшил» выделяет ежегодно до 100 тыс. долл. на дотации отдельным ученым инженерного колледжа Техасского университета.
Иногда открываются университеты на средства крупных корпораций (к примеру, Меллоновский институт в Питтсбурге, Институт Карнеги в Вашингтоне и др.).
Нельзя забывать, что на тематику научных исследований в США большое влияние оказывают венчурные группы, т. е. творческие группы новаторов во главе с изобретателем, предлагающим тему нового рискованного исследования. Венчурные это предприятия потому, что немедленный массовый выпуск нового продукта даже при достижении положительных результатов не сулит возмещения всех затрат. Поэтому различают несколько организационных форм подобного рода:
1. Внутренние венчуры.
2. Венчурные фирмы.
3. Корпорации, в которых рождаются венчуры, предпочитают вкладывать свои средства в специальные финансовые группы. Это обусловлено тем, что во главе компаний по развитию бизнеса стоят профессиональные финансисты с большим опытом выбора проектов и определения их приоритетов. Инвесторы идут на риск потерь вложенных средств в случае неуспеха исследования, поэтому до 98 % предложений отвергается.
Если учесть, что первые два года все венчурные фирмы работают с убытком, более пяти лет они не могут продержаться на рынке и всего 60 % окупают вложенные в них средства, становится понятным поведение финансовых групп. Наиболее успешно венчурный капитал реализуется в генной инженерии, волоконной оптике, производстве микрокомпьютеров, средствах математического обеспечения.
Венчурные предприятия и бригады не только создали новые виды продукции, но явились новым этапом в развитии рыночной экономики. Они создали жизнеспособные хозяйственные единицы. Побудили крупные предприятия к организационному совершенствованию. Изменили традиционный взгляд о том, что крупные предприятия имеют преимущество перед мелкими, и даже поставили под сомнение тот факт, что только крупным предприятиям под силу научные разработки.
Количество нововведений на 1 доллар затрат на НИОКР в малых наукоемких фирмах в 24 раза превышает количество таковых на крупных предприятиях. Кроме того, расходы в крупных и мелких предприятиях на НИОКР заставляют рыночную экономику развивать инновации: в малых фирмах около 87 тыс. долл. составляют расходы на 1 изобретение; в крупных — 2 млн долл.
Малые предприятия более восприимчивы к необычным техническим решениям, они быстрее приспосабливаются к рыночной среде. В крупных корпорациях содержатся элементы высокого риска, связанные с необходимостью полной перестройки организационной структуры предприятия. Поэтому правительственная администрация по делам мелкого бизнеса стала выделять средства на поддержку НИОКР мелких предприятий. Ей дано право открывать частным компаниям, финансирующим мелкий бизнес, кредит, в четыре раза превышающий их собственные средства.
По Закону, действующему с 1981 г. о нововведениях в мелких фирмах, все федеральные ведомства с годовым бюджетом свыше 100 млн долл. обязаны отчислять 0,5 — 1 % собственных средств на научно-технические контракты с мелкими предприятиями. К началу 90-х-годов суммарные затраты правительства на субсидирование НИОКР, выполняемых мелкими фирмами, достигли 500 млн долл.
Одним из видов помощи местных органов власти мелкому бизнесу является создание внедренческих центров или инновационных групп. По количеству в этих группах работает не более 25 человек; они вносят предложения по модификации изделий, по поиску новых ниш на рынке и т. д. Предполагается, что работники центра должны быть хорошо знакомы с местными условиями и особенностями рынка.
Анализ организации науки США и финансирования исследований в промышленности свидетельствует об огромном значении, которое придается техническому и научному прогрессу страны. Как видим, существует поддержка ученым-одиночкам и целым коллективам предприятий.
- Ю. П. Анисимов, и. В. Усачева, о. Н. Григорова инновационный менеджмент
- Оглавление
- Введение
- 1. Тенденции и разновидности развития, управление развитием
- 1.1. Закономерность развития российской экономики
- 1.2. Приоритеты в управлении и тенденции развития
- 1.3. Управление развитием предприятий
- Контрольные вопросы
- 2. Нововведения как объект инновационного управления
- 2.1. Нововведение — объект инновационного менеджмента
- 2.2. Особый класс инноваций — финансовые инновации
- 2.3. Жизненный цикл нововведений
- Контрольные вопросы
- 3. Инновационный менеджмент: причины возникновения, становление и основные черты
- 3.1. Понятие, цели и задачи инновационного менеджмента
- 3.2. Модели инновационного менеджмента
- 3.3. Социально-психологические аспекты инновационного менеджмента
- Контрольные вопросы
- 4. Управление инновационными процессами
- 4.1. Понятие инновационного процесса
- 4.2. Государственное управление инновационными процессами
- 4.3. Особенности управления инновационными процессами в регионе
- 4.4. Управление нововведениями на предприятии
- Контрольные вопросы
- 5. Организация инновационного менеджмента
- 5.1. Формы организации инновационной деятельности
- 5.2. Структура инновационных организаций
- Контрольные вопросы
- 6. Организация процесса освоения производства новой продукции
- 6.1. Содержание процесса создания и освоения новой продукции
- 6.2. Принципы и методы организации ускоренного освоения новой продукции
- 6.3. Методы организации перехода на выпуск новых изделий
- 6.4. Гибкие производственные системы при организации освоения производства новых изделий
- Контрольные вопросы
- 7. Управление затратами на инновационную деятельность
- 7.1. Сущность и содержание затрат на инновационную деятельность
- 7.2. Планирование и учет затрат при освоении новых изделий. Метод Райта
- 7.3. Особенности формирования цен при разработке новой продукции
- 7.4. Особенности формирования цен при освоении новых изделий
- Контрольные вопросы
- 8. Разработка программ и проектов нововведений
- 8.1. Содержание, участники и виды инновационных проектов
- 8.2. Разработка инновационного проекта
- 8.3. Комплексный анализ инновационных проектов
- Контрольные вопросы
- 9. Создание благоприятных условий нововведений
- 9.1. Стимулирование инновационной деятельности в рыночной экономике
- 9.2. Значение благоприятных условий для инновационного потенциала страны
- 9.3. Инновационный опыт Соединенных Штатов Америки
- 9.4. Практический опыт Японии в области инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- 10. Формы инновационного менеджмента
- 10.1. Особенности малого предпринимательства в инновационной среде
- 10.2. Формы организации малого инновационного предпринимательства
- 10.3. Интрапренерство как форма организации инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- 11. Организация инновационного маркетинга
- 11.1. Сущность и виды маркетинга инноваций
- 11.2. Маркетинговое продвижение новой продукции
- 11.3. Критерии сегментации рынка новых товаров и пути совершенствования маркетинга
- 11.4. Стратегический инновационный маркетинг
- 11.5. Тактический инновационный маркетинг
- Контрольные вопросы
- 12. Рынок инноваций
- 12.1. Сущность и функции рынка инноваций
- 12.2. Виды рынков инноваций
- Контрольные вопросы
- 13. Инновационные игры
- 13.1. Инновационные игры: сущность и особенности применения
- 13.2. Методика подготовки и проведения деловых игр
- Контрольные вопросы
- 14. Прогнозирование и планирование в инновационном менеджменте
- 14.1. Сущность и содержание эпистемологии как теории познания прогнозирования инноваций
- 14.2. Особенности планирования в инновационном менеджменте
- Контрольные вопросы
- 15. Инновационный менеджмент и стратегическое управление
- 15.1. Содержание стратегического управления инновационной деятельностью
- 15.2. Характеристика стратегий поведения предприятий на рынке
- 15.3. Виды стратегий инновационной деятельности
- 15.4. Опыт применения инновационных стратегий
- Контрольные вопросы
- 16. Инвестирование инновационной деятельности
- 16.1. Формы и методы инвестирования инноваций
- 16.2. Венчурное финансирование инновационной деятельности
- 16.3. Лизинговое финансирование инновационной деятельности
- 16.4. Риски в инновационном менеджменте: понятие и виды
- Контрольные вопросы
- 17. Оценка эффективности инновационных проектов и выбор направлений экономической диагностики инновационной деятельности
- 17.1. Показатели и методы оценки эффективности инновационных проектов
- 17.2. Экспертиза и методы анализа инновационных проектов
- 17.3. Критерии и показатели, используемые в экономической диагностике инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- Заключение
- Термины и определения
- Список литературы
- 394030, Воронеж, ул. Карла Маркса, 67
- 394 026, Воронеж, ул. 303 Стрелковой дивизии, д. 1а