logo
Инновац _менеджм_последн

10.3. Интрапренерство как форма организации инновационной деятельности

Переход к рыночной экономике вызывает принципиальные изменения в системе управления предприятием. Возрастает роль самостоятельных структурных подразделений, взаимосвязи между которыми строятся на договорной основе. Эти изменения определяют новые подходы к организации и качеству управления предприятием, а также к работе управленческого персонала.

Главная цель изменения структуры управления заключается в обеспечении жизнеспособности производства в период становления рынка и сохранении уровня занятости работающих.

В зарубежной литературе широко используются термины антрепренер, интрапренер, интрапредпринимательство.

Антрепренерство обычно ассоциируется в умах людей с деятельностью инициативных, рисковых и ищущих новые технологии индивидов, управляющих малыми самостоятельными предприятиями. И таких людей в современном бизнесе очень много. Однако еще больше их действует в структуре крупных предприятий. Таких людей называют интрапренерами (intrapreneurs). Часто говорят, что интрапренер — это антрепренер в структуре крупного предприятия.

Средние века: антрепренер — это организатор парадов и музыкальных представлений, администратор реализации крупномасштабных проектов (например, строительных).

ХVII в: антрепренер — это коммерсант, работающий по контракту, стоимость которого оговорена заранее.

1725 г. Ричард Катильон: антрепренер — это человек, зарабатывающий свою прибыль в условиях риска.

1800 г. Жан Батист Сей: антрепренер — это тот, кто озабочен исключительно прибылью. Для обеспечения прибыли он перемещает ресурсы из области низкой производительности и низких доходов в область более высокой производительности и прибыльности.

1876 г. Френсис Уокер: антрепренер — это организатор деятельности людей. Он получает прибыль благодаря своим способностям.

1934 г. Йозеф Шумпетер: антрепренер — это новатор, который использует новые технологии.

1985 г. Питер Дракер: антрепренерство — это чисто американское явление. Появление его вызвано сдвигом в менеджменте.

1991 г. Роберт Хизрич: антрепренер, действующий в условиях уже существующего предприятия — это интрапренер, интрапредприниматель.

Интрапредпринимательство (intrapreneurship — «интрапренерство») — предпринимательская деятельность, проводимая внутри крупной фирмы. Интрапренерство возникает как реакция на застой, сбои, всякие неурядицы в бизнесе. Складывается этот вид деятельности на узких участках, где возникают задержки производства.

Например, в крупной организации появляется затруднение со сбытом сезонных товаров. Немедленно здесь появляется интрапренерская группа, которая создает отдел сезонной распродажи и разрешает возникшее затруднение.

Компьютерный гигант IBM пришел к выводу, что интрапренерство будет способствовать росту компании. В рамках всей компании стала действовать концепция независимого подразделения, согласно которой каждое звено компании стало действовать как отдельная организация со своим мини-советом директоров.

Теоретики бизнеса считают, что все даже успешно действующие организации должны делать ставку на антрепренеров и интрапренеров. Только в этом случае будет гарантирован успех в бизнесе, а организации, сделавшие ставки на эти нововведения, приобретут известную степень непотопляемости.

В современных условиях бизнеса, как подчеркивает Питер Дракер, деятельность инновационных структур (типа антрепренеров и интрапренеров) — это спасительная соломинка для современного общества, за которую оно должно жадно ухватиться. Мы нуждаемся в обществе, пишет он, «в котором инновационностъ и антрепренерство были бы устойчивым нормальным и необходимым явлением... От руководителей всех организаций требуется, чтобы они превратили инновационную каждодневную деятельность в практику их личной работы и работы подчиненных подразделений». Судя по тому, как развивается бизнес, мы двигаемся к антрепренерскому (предпринимательскому) обществу. Экономическая политика такого общества должна отвечать наплывающим на нее ценностям бизнеса XXI в.

Формами интрапредпринимательства являются создаваемые в составе более крупной хозяйственной организации кооперативы, подрядные бригады, арендные подразделения, научно-производст­венные комплексы, венчурные и совместные предприятия. Преимущество данных интрапредпринимательских структур заключается в более быстром переходе из сфер, где спрос на определенный вид продукции удовлетворен, туда, где этот спрос держится на достаточно высоком уровне.

Создание интрапредпринимательских структур не требует, на первых порах, коренных преобразований всей системы управления предприятием, радикальной ломки производственного процесса. Для этого необходимо лишь ослабить пресс единоначалия и обеспечить условия для свободного протекания спонтанных процессов групповой самоорганизации.

В поисках оптимальной организации подлежат решению проблемы избыточной сложности управления предприятием. В начальном периоде реструктуризации следует устранить малопроизводительные структурные звенья, выработать самостоятельную рыночную стратегию, определить сегменты, в пределах которых можно добиться конкурентных преимуществ.

Малые и средние предприятия, создаваемые на базе структурных подразделений, должны иметь самостоятельное управление с тем, чтобы в случае аннулирования одного из них остальные могли эффективно функционировать. Проведению работ по разработке и построению организационных систем и структур управления должны предшествовать исследования возможностей их производственно-коммерческой деятельности.

Поставив вопрос о реструктуризации предприятия, прежде всего, следует выбрать критерии принятия решения о необходимости существования того или иного интрапредпринимательского подразделения в рамках акционерного общества или выделения его в самостоятельную структуру. Нередко целесообразно применять комбинированную систему управления с делегированием функций, прав, ответственности нижестоящим звеньям и подразделениям, которые наделяются определенной самостоятельностью в принятии решений. Наиболее эффективной формой реструктуризации предприятия является создание сегментов хозяйственной деятельности на базе отдельных цехов или группы цехов, связанных между собой в единые производственные блоки.

Созданные блоки, как интрапредпринимательские структуры, действуют в рамках акционерного общества и обладают высокой степенью вертикальной и горизонтальной автономности.

Вертикальная автономия характеризуется объемом делегируемых прав каждой интрапредпринимательской структуре акционерным обществом. Горизонтальную автономию отражает степень независимости каждой структуры к параллельно существующим структурам и акционерному обществу в целом. Предоставление автономности предполагает обеспечение приоритетности целей и задач акционерного общества по отношению к целям и задачам входящих в него интрапредпринимательских структур. При этом технологические связи и взаимодействие управленческих производственных структур не прерываются.

Среди многообразия интрапредпринимательских методов организации производства наибольший интерес представляет вариант, осуществление которого начинается с изготовления изделий по индивидуальным проектам на рабочих местах. Используя незагруженное технологическое оборудование, участки производят изделия, пользующиеся повышенным спросом на рынке, или работают непосредственно на клиента. Материалы, сырье, инструменты приобретаются за счет внутреннего кредита или предоплаты потребителя.

По мере развития интрапредпринимательства возникает необходимость привлечения в работе инженерного персонала функциональных подразделений на принципах коммерческого расчета. Коммерциализация отношений регламентируется договором, который предусматривает обязательства сторон по оплате изготовления продукции или предоставляемых услуг и характер экономических санкций. Для этого вводится единый комплект документов и порядок взаиморасчетов. Интрапредпринимательские структуры имеют лицевые счета. Арбитражные функции выполняет балансовая комиссия акционерного общества.

На стадии разработки проекта интрапредпринимательства предусматривается перспективное планирование осуществлять на уровне акционерного общества, так как именно здесь вырабатываются стратегические планы и программы социального и научно-технического развития, реализующиеся на основе централизованного бюджета. Бюджет предприятия разрабатывается с учетом возможностей интрапредпринимательских структур. Он рассматривается на Правлении общества и утверждается Советом директоров.

По основной продукции для интрапредпринимательских структур формируется акционерный заказ, который до каждого подразделения доводится в виде плана на месяц, квартал. Акционерный заказ является основным документом, где предусматривается объем продукции (продаж), издержки производства и получение прибыли.

В экономическом механизме взаимодействия интрапредпринимательских структур имеется возможность производства любого вида машиностроительной продукции, выполнения услуг для получения дополнительного дохода. Вид и показатели сторонних заказов руководство интрапредпринимательских структур устанавливает самостоятельно, увязывая их с мощностями блоков-смежников. Выход на рынок сбыта осуществляется непосредственно структурами, которые получают заказы от потребителей или ведут поиск продукции, пользующейся спросом.

Важнейшим элементом механизма взаимодействия интрапредпринимательских структур являются расчеты в системе налогообложения. В начальный период реструктуризации предприятия целесообразно сохранить централизованные расчеты акционерного общества с органами налогообложения. В части распределения доходов механизм взаимодействия интрапредпринимательских структур и акционерного общества может быть самым различным: по трудоемкости продукции; объему продаж; численности работающих; по усредненному нормативу отчислений.

При реструктуризации производства следует исходить из положения, что созданные на базе крупного предприятия отдельные подразделения с определенной долей самостоятельности будут функционировать на новых организационных, экономических и мотивационных принципах. Интрапредпринимательство как структура постоянно требует развития факторов, способствующих трудовой мотивации работников, что является неотъемлемым этапом совершенствования управления предприятием. Трудовая мотивация должна способствовать жизнеспособности акционерного общества в целом, блочных структур и отдельных работников в условиях жесткой конкуренции.

Анализ теоретических материалов, беседы с работниками предприятия показывают, что высокий уровень мотивации обеспечивается наличием следующих факторов: вовлечения в систему мотивации максимального числа людей; зависимости получаемых дивидендов от количества приобретенных акций; результатов труда акционерного общества и блочной структуры; участия в управлении; создания условий для предпринимательской деятельности; наличия децентрализации производства управления; оценки трудового вклада. Формирование системы трудовой мотивации не исключает применения и ее традиционной формы — индивидуального стимулирования.

Важным мотивационным условием является установление исходного уровня оплаты труда работников по тарифной сетке, дневной (часовой) ставке или фиксированному окладу. Тарифная сетка имеет рекомендательный характер. Окончательное определение уровня оплаты труда производится по результатам аттестации работников. При этом для отдельных категорий высококвалифицированных работников может быть установлено индивидуальное стимулирование труда.

Следовательно, та часть дохода, которая остается в интрапредпринимательской структуре как фонд заработной платы, распределяется с учетом факторов мотивации, влияющих на общие результаты труда. Регулирующей роли АО здесь может и не быть. Акционерное общество выступает в данном случае как гарант соблюдения трудового законодательства.

Создание оптимальной системы повышения трудовой мотивации работников становится главной движущей силой развития производства. Мотивационные факторы не должны иметь конъюнктурный характер. Решения следует искать путем создания равных условий для внедрения разных форм мотивации с учетом мнения трудовых коллективов.

Децентрализация структуры производства на основе интрапредпринимательства, создание механизма экономических взаимодействий позволит обеспечить условия стабилизации экономического положения и определить пути выхода из кризисного состояния ОАО «Упаковочные машины». Интрапредпринимательские подразделения, имея свободу хозяйственной деятельности и право самостоятельного выхода на рынок, отношения с другими подразделениями акционерного общества строят на рыночной основе.