12.2. Виды рынков инноваций
Характеристика структуры рынка зависит от выбранных критериев.
По объектам (как критерию) выделяют рынки:
новых потребительских товаров (продуктовых инноваций);
новых средств производства (технических и технологических инноваций);
научно-технических работников;
инновационных инвестиций;
венчурного капитала;
научно-технической информации;
интеллектуальных продуктов (патентов, ноу-хау, лицензий на новшества и нововведения);
инновационных управляющих (организационно-управленческих нововведений);
малых инновационных предприятий.
По субъектам (как критерию) выделяют рынки:
покупателей новшеств;
продавцов нововведений;
государственных заказов, контрактов, тендеров на осуществление НИОКР;
промежуточных продавцов-посредников инноваций;
венчурных инвесторов;
учредителей инновационных компаний (инновационных грюндеров).
По общественному разделению труда рынки инноваций подразделяют на следующие виды:
местный;
региональный;
национальный;
мировой.
В России отсутствует единство внутреннего рынка инноваций, он распался на локальные (местные и региональные) рынки из-за центробежных сил и территориальных монополий на новшества и нововведения, которые сформировались на жалких остатках и отдельных элементах территориальных научно-производственных комплексов. Еще предстоит интегрироваться в мировой рынок инноваций, который представляет собой не только совокупность национальных рынков инноваций различных государств, экономические связи между которыми определены международной торговлей новыми товарами, но и качественно новый уровень. Пока же Россия связана с мировым рынком инноваций в основном утечкой интеллекта.
По уровню насыщения рынок инноваций может быть:
равновесным;
дефицитным;
избыточным.
При этом в России практически отсутствует равновесный рынок. Рынки могут иметь устойчивое и неустойчивое равновесие. В нашей стране существует рынок инноваций с неустойчивым равновесием, который чаще всего трансформируется от случайного равновесия в сторону дефицита предложения законченных разработок новшеств и эффективных нововведений и дефицита платежеспособного спроса на них. По этой причине в России существует дефицитный рынок инноваций, а в развитых странах — дефицитный рынок псевдоноваций. Кроме того, в развитых странах поддерживается рынок инноваций с устойчивым равновесием, который от неравновесия спроса и предложения чаще переходит к стабильному уровню равновесия за счет эффективной конкуренции и развитой рыночной инфраструктуры. Избыточный рынок инноваций имеется во всех развитых странах, он специально поддерживается, чтобы была многовариантность инновационного развития экономики. В России же существует избыточный рынок псевдоноваций и ретроноваций.
По степени зрелости выделяют:
неразвитый;
развитый;
формирующийся рынки инноваций.
В целом российский рынок инноваций не развит, хотя рынки научно-технической информации, интеллектуальных продуктов, инжиниринговых и консалтинговых услуг, промежуточных продавцов-посредников инноваций активно организуются.
По степени ограниченности конкуренции рынок инноваций бывает:
свободным;
монополистическим;
олигополистическим;
смешанным.
В России пока существует монополистический рынок инноваций, в то время как в развитых странах сформированы олигополистический и смешанный рынки инноваций с государственной поддержкой эффективной конкуренции.
По соответствию действующему законодательству рынки инноваций подразделяют:
на легальный;
нелегальный.
По отраслям российский рынок инноваций активно формируется в потребительском и сырьевом секторах промышленности и практически отсутствует, если не считать его зачаточного состояния, в импортозамещающем секторе обрабатывающей промышленности, где должно образовываться предложение конкурентоспособных отечественных новых высоких технологий глубокой ресурсосберегающей переработки.
По организации рыночного обмена инновациями существуют:
оптовый;
розничный;
экспортный;
импортный рынки инноваций.
- Ю. П. Анисимов, и. В. Усачева, о. Н. Григорова инновационный менеджмент
- Оглавление
- Введение
- 1. Тенденции и разновидности развития, управление развитием
- 1.1. Закономерность развития российской экономики
- 1.2. Приоритеты в управлении и тенденции развития
- 1.3. Управление развитием предприятий
- Контрольные вопросы
- 2. Нововведения как объект инновационного управления
- 2.1. Нововведение — объект инновационного менеджмента
- 2.2. Особый класс инноваций — финансовые инновации
- 2.3. Жизненный цикл нововведений
- Контрольные вопросы
- 3. Инновационный менеджмент: причины возникновения, становление и основные черты
- 3.1. Понятие, цели и задачи инновационного менеджмента
- 3.2. Модели инновационного менеджмента
- 3.3. Социально-психологические аспекты инновационного менеджмента
- Контрольные вопросы
- 4. Управление инновационными процессами
- 4.1. Понятие инновационного процесса
- 4.2. Государственное управление инновационными процессами
- 4.3. Особенности управления инновационными процессами в регионе
- 4.4. Управление нововведениями на предприятии
- Контрольные вопросы
- 5. Организация инновационного менеджмента
- 5.1. Формы организации инновационной деятельности
- 5.2. Структура инновационных организаций
- Контрольные вопросы
- 6. Организация процесса освоения производства новой продукции
- 6.1. Содержание процесса создания и освоения новой продукции
- 6.2. Принципы и методы организации ускоренного освоения новой продукции
- 6.3. Методы организации перехода на выпуск новых изделий
- 6.4. Гибкие производственные системы при организации освоения производства новых изделий
- Контрольные вопросы
- 7. Управление затратами на инновационную деятельность
- 7.1. Сущность и содержание затрат на инновационную деятельность
- 7.2. Планирование и учет затрат при освоении новых изделий. Метод Райта
- 7.3. Особенности формирования цен при разработке новой продукции
- 7.4. Особенности формирования цен при освоении новых изделий
- Контрольные вопросы
- 8. Разработка программ и проектов нововведений
- 8.1. Содержание, участники и виды инновационных проектов
- 8.2. Разработка инновационного проекта
- 8.3. Комплексный анализ инновационных проектов
- Контрольные вопросы
- 9. Создание благоприятных условий нововведений
- 9.1. Стимулирование инновационной деятельности в рыночной экономике
- 9.2. Значение благоприятных условий для инновационного потенциала страны
- 9.3. Инновационный опыт Соединенных Штатов Америки
- 9.4. Практический опыт Японии в области инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- 10. Формы инновационного менеджмента
- 10.1. Особенности малого предпринимательства в инновационной среде
- 10.2. Формы организации малого инновационного предпринимательства
- 10.3. Интрапренерство как форма организации инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- 11. Организация инновационного маркетинга
- 11.1. Сущность и виды маркетинга инноваций
- 11.2. Маркетинговое продвижение новой продукции
- 11.3. Критерии сегментации рынка новых товаров и пути совершенствования маркетинга
- 11.4. Стратегический инновационный маркетинг
- 11.5. Тактический инновационный маркетинг
- Контрольные вопросы
- 12. Рынок инноваций
- 12.1. Сущность и функции рынка инноваций
- 12.2. Виды рынков инноваций
- Контрольные вопросы
- 13. Инновационные игры
- 13.1. Инновационные игры: сущность и особенности применения
- 13.2. Методика подготовки и проведения деловых игр
- Контрольные вопросы
- 14. Прогнозирование и планирование в инновационном менеджменте
- 14.1. Сущность и содержание эпистемологии как теории познания прогнозирования инноваций
- 14.2. Особенности планирования в инновационном менеджменте
- Контрольные вопросы
- 15. Инновационный менеджмент и стратегическое управление
- 15.1. Содержание стратегического управления инновационной деятельностью
- 15.2. Характеристика стратегий поведения предприятий на рынке
- 15.3. Виды стратегий инновационной деятельности
- 15.4. Опыт применения инновационных стратегий
- Контрольные вопросы
- 16. Инвестирование инновационной деятельности
- 16.1. Формы и методы инвестирования инноваций
- 16.2. Венчурное финансирование инновационной деятельности
- 16.3. Лизинговое финансирование инновационной деятельности
- 16.4. Риски в инновационном менеджменте: понятие и виды
- Контрольные вопросы
- 17. Оценка эффективности инновационных проектов и выбор направлений экономической диагностики инновационной деятельности
- 17.1. Показатели и методы оценки эффективности инновационных проектов
- 17.2. Экспертиза и методы анализа инновационных проектов
- 17.3. Критерии и показатели, используемые в экономической диагностике инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- Заключение
- Термины и определения
- Список литературы
- 394030, Воронеж, ул. Карла Маркса, 67
- 394 026, Воронеж, ул. 303 Стрелковой дивизии, д. 1а