logo
Инновац _менеджм_последн

2.1. Нововведение — объект инновационного менеджмента

Понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова «innovation», буквальный перевод которого означает «введение новаций». То есть с момента принятия к внедрению новшество (novation) приобретает новое качество — становится нововведением (инновацией).

Впервые понятие «инновация» появилось в научных исследованиях культурологов в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Обычно речь шла об инфильтрации Европейских обычаев и способов организации в традиционные азиатские и африканские общества.

В экономических исследованиях оно стало использоваться в начале XX века. В работе Й. Шумпетера «Теория экономического развития» выделяется пять типовых новых комбинаций, приводящих к развитию производства и рынка, а именно:

Им же в работе «Капитализм, социализм и демократия» (30-е годы) употребляется в экономике и термин «инновация». Согласно Й. Шумпетеру, инновация представляет собой главный источник прибыли: «Прибыль, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций... Без развития нет прибыли, без прибыли нет развития».

В литературе встречаются несколько подходов к определению сущности нововведения. В одном случае нововведение — это результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т. д., в другом — процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов и т. д. вместо действующих. В целях упорядочения терминологии специалистами предлагается ввести два понятия: «нововведение» и «инновационный процесс», соответствующих нововведению как отдельному объекту внедрения (новая продукция, новая идея и т. д.) и нововведению как процессу переноса новшества в сферу его применения.

Нетрадиционный, отличный от других, подход к определению сущности нововведения предложил А. А. Кутейников, определяя его как новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей, дающий прирост полезного эффекта и, как правило, основанный на достижениях науки и техники. Оно обладает двумя свойствами: новизной применения данной потребительной стоимости для удовлетворения некой общей потребности (рыночной новизной) и новизной, лежащей в основе нововведения, научной идеи или технического решения (научно-технической новизной).

Сама экономическая природа нововведения обусловливает главенство рыночной новизны над научно-технической. Потребителя в первую очередь интересуют полезные свойства новой потребительной стоимости и ее преимущества перед альтернативными потребительными стоимостями, а не степень оригинальности научно-технической идеи, составляющей принцип функционирования или применимости того или иного новшества. Для него важен полезный эффект, соотнесенный с размером ресурсов, которые затрачиваются для получения этого эффекта, а не достижения науки и техники, благодаря которым такой эффект достигается. Поэтому научно-техническая новизна, скорее, обязательное свойство не нововведения, а изобретения, составляющего основу его применимости и принцип функционирования.

Согласно финансовому подходу, нововведения — процесс инвестирования в новации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования.

Интересна точка зрения на сущность нововведения (инновации) одного из основоположников менеджмента как науки Питера Дракера. Инновация определяется им как специальный инструмент предпринимателя для реализации потенциальных возможностей в бизнесе. Изучив опыт успешного инновационного предпринимательства, П. Дракер пришел к выводу, что таких предпринимателей объединяют черты — стремление к созданию новых отличных от других ценностей и новых отличных от других способов удовлетворения потребностей.

П. Дракер выделяет семь источников инновационных возможностей. Первые три находятся в самом предприятии, а оставшиеся четыре включают изменения вне предприятия и отрасли. Этими источниками являются:

Наиболее удачное определение инноваций отражено в коллективной работе под ред. Ю. В. Шленова. Согласно авторам, под инновацией следует понимать прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции и услуг, управленческих, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого и иного характера.

Не следует смешивать понятия «открытие», «изобретение» и «нововведение» (инновация). Отличия состоят в следующем:

В связи с существующими различиями терминологических трактовок инновации и инновационная деятельность не рассматриваются как самостоятельные объекты бухгалтерского и управленческого учета в отечественной учетно-аналитической практике. Их общепринятым аналогом выступает понятие «научно-технической продукции», целью которой является получение, распространение и применение нового опыта и новых знаний в сфере решения технологических, инженерных, экономических и социальных проблем. В ее состав, как правило, включают законченные научные исследования и разработки, новые фундаментальные знания и оказание научно-технических услуг. Однако непосредственно продукт научно-технической деятельности не становится товаром, реализуемым на рынке, а выступает как новшество, которое превращается в инновацию после его коммерциализации.

Однако при различной трактовке понятий в одном мнения ученых совпали, инновации характеризуют собой изменения, а если быть более точными — эволюционное развитие производственно-хозяйствен­ной деятельности и экономического прогресса в целом. В этом определении подчеркивается тот факт, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные этапы и стадии.

Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов применения требуют разработки их классификации. Для систематизации нововведений рассмотрим несколько классификационных признаков.

По типу нововведения классифицируются:

1) на продуктовые (product innovation) — новая продукция, потребляемая в сфере производства (в качестве средств производства) или в сфере потребления (как предмет потребления или труда);

2) процессные (process innovation) — новые процессы, которые делятся:

а) на технологические (technological innovation) — новые технологии (способы) производства выпускаемой или новой продукции;

б) управленческие (managerial innovation) — новые методы организации работ и управления производством.

Классификационные признаки инноваций.

По инновационному потенциалу нововведения делятся:

По особенностям инновационного процесса выделяют нововведения:

По источнику возникновения нововведения классифицируются на нововведения, вызванные:

По роли в воспроизводственном процессе нововведения делятся:

По форме нововведений:

Классификация инноваций во многом определяет содержание инновационной деятельности и влияет на проявление тех или иных характеристик инновационной деятельности.

В таблице приведены отличительные особенности инновационной деятельности в зависимости от типа реализуемых новшеств.

Общие и особенные черты инновационной деятельности в зависимости от реализуемых инноваций

Виды инновационной деятельности

Содержание инновационной деятельности по видам инноваций

Продуктовые

Технологические

Организационно-управленческие

Маркетинг

Предварительное исследование, зондирование рынка, адаптация продукта к различным рынкам сбыта, рекламная компания

Анализ социально-технических противоречий в результате изменения положения, статуса, привычек, отношений групп работников и адаптация новшества к потребностям и способностям персонала предприятия

Научные исследования и разработки

Фундаментальные, поисковые и прикладные исследования

Технологическое оснащение и организация производства

Приобретение и внесение изменений в производственное оборудование и средства технологического оснащения, дополняющие технологическое оборудование, для выполнения технологического процесса; развитие и изменения в процедурах производства и контроля качества продукции

Обучение и мотивация персонала.

Приобретение програм­много обеспе­чения

Окончание таблицы

Приобретение технологий в разукомплектованном виде

Приобретение научно-технических достижений в виде патентных лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, прав на патенты; результатов исследований и разработок; беспатентных лицензий (ноу-хау, соглашения на передачу технологий); услуг технологического содержания

Приобретение консалтинговых организационно-управ­ленческих услуг

Приобретение технологий в укомплектованном виде

Приобретение машин, оборудования, «информационных технологий», связанных по своему технологическому содержанию с внедрением инноваций

Проектирование

Подготовка планов и чертежей для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик, необходимых для создания концепции, разработки, производства и маркетинга новых продуктов и процессов

Коллективная подготовка и реализация программы изменений

Освоение инновационной продукции

Внесение изменений в технологические процессы и продукты; обучение, подготовка и переквалификация персонала для работы по новым технологиям и на новом оборудовании