logo
Инновац _менеджм_последн

4.3. Особенности управления инновационными процессами в регионе

Управление инновационными процессами в регионах регламентируется региональной нормативно-правовой базой, которая определяет основные положения инновационной политики области.

Так, например, в Воронежской области приняты:

Закон «Об инновационной политике на территории Воронежской области» определяет состав субъектов инновационной деятельности; цели, задачи и основные принципы государственной (областной) инновационной политики; полномочия органов государственной власти и местного самоуправления; права и гарантии субъектов инновационной деятельности; формы и методы государственного (областного) регулирования инновационной деятельности; порядок финансирования инновационных процессов.

Согласно ему целями областной инновационной политики являются:

1) обеспечение населения области высокотехнологичной продукцией;

2) создание региональной инновационной системы;

3) содействие повышению инновационной активности на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;

4) обеспечение правового регулирования и защиты интересов участников инновационной деятельности;

5) содействие развитию конкурентной среды в инновационной сфере, поддержка малого и среднего инновационного предпринимательства;

6) формирование современной эффективной инновационной ин­фраструктуры.

Принципы государственной (областной) инновационной политики:

1. Ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада.

2. Сочетание государственного (областного) регулирования инновационных процессов с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности.

3. Признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень производительных сил общества.

4. Гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и техники и экспертизе инновационных программ и проектов, реализация которых осуществляется на конкурсной основе.

5. Равенства прав и ответственности всех субъектов инновационной деятельности.

Органами координирования и регулирования инновационной деятельности в Воронежской области являются:

— координационный Совет Воронежской области по инновационной деятельности;

— уполномоченные подразделения объединений субъектов промышленной деятельности;

— органы управления общественных организаций (объединений).

Финансовое обеспечение инновационной деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования. Финансирование инноваций осуществляется за счет привлечения средств из всех уровней бюджетов и иных источников.

Из средств областного бюджета финансируются выполнение: НИОКР; работы по разработке и реализации инновационных проектов и программ; мероприятия по созданию инфраструктуры инновационной деятельности.

Доходы от реализации результатов НИОКР, инновационных проектов и программ, находящихся в собственности области, могут быть направлены только на финансирование инновационной деятельности.

Цель разработки целевой Программы «Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005–2008 гг.» состоит в создании региональной инновационной системы, обеспечивающей экономические, правовые и организационные условия для перехода промышленности области на инновационный путь развития на основе ускоренного внедрения и коммерциализации наукоемких технологий.

Перечень основных мероприятий реализации данной программы включает:

1. Формирование системы государственного регулирования в области развития науки, технологий и инновационной деятельности.

2. Создание информационной системы развития инновационной деятельности.

3. Создание благоприятных условий для образования научно-производственных комплексов и стимулирование крупных и средних промышленных предприятий к внедрению инноваций.

4. Подготовку, финансовое обеспечение и реализацию инновационных проектов.

5. Формирование и развитие инновационной инфраструктуры, представляющие совокупность субъектов инновационной деятельности и взаимосвязей между ними, которые производят новые знания и новшества, преобразуют их в новые продукты и услуги, обеспечивают их распространение и потребление в условиях рынка.

Концепция развития промышленности Воронежской области на период до 2015 г. четко определяет место и роль промышленности области в развитии региональной экономики, тенденции ее развития, основные направления промышленной политики, механизм реализации самой концепции в долгосрочном периоде.

Согласно данной Концепции основными направлениями областной промышленной политики являются:

— снижение негативных последствий, возникающих в промышленности Воронежской области от вступления в ВТО на основе повышения конкурентоспособности предприятий региона;

— реформирование предприятий, реорганизация и кластеризация промышленного комплекса Воронежской области;

— использование потенциала оборонно-промышленного комплекса для развития высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции гражданского назначения;

— содействие занятости населения, профессиональной подготовке кадров, развитию системы управления персоналом на промышленных предприятиях Воронежской области;

— формирование межотраслевой кооперации и субконтракции;

— реализация приоритетных инновационных и инвестиционных проектов.

Приоритетными направлениями развития научно-технической и инновационной деятельности Воронежской области являются:

1. Информационно-телекоммуникационные технологии.

2. Космические и авиационные технологии.

3. Новые материалы и химические технологии.

4. Транспортные технологии.

5. Производственные технологии.

6. Технологии в экологической сфере.

7. Энергосберегающие технологии.

8. Средства связи и электроника.

Меры региональной государственной поддержки инновационной деятельности для каждого этапа инновационного процесса представлены в таблице.

Меры региональной государственной поддержки инновационной деятельности

Этапы инновационного процесса

Виды деятель­ности

Результаты деятельности

Меры поддержки

Научно-исследовательские работы (НИР)

Фундаментальные

Новые научные знания, использование которых не регламентировано

Создание научных организаций, передача собственности региона, направление ходатайств, выдача рекомендательных писем

Прикладные

Новые знания, необходимые для проведения конкретной опытно-конструкторской работы

Выделение финансирования, выдача грантов, передача собственности, создание научных организаций, предоставление льгот, приобретение научно-техниче­ской продукции, направление ходатайств, организация участия в конкурсах, выдача рекомендательных писем, организация рекламы

Опытно-конструкторские работы (ОПР)

Технологические

Опытный образец

Коммерческие

Образец, удобный для использования в коммерческих целях

Применение

Производственная деятельность

Техническое изменение конкрет­ного производства (организации деятельности, оказания услуг)

Выделение частичного финансирования, предоставление бюджетных ссуд, гарантий и поручительств, участие в образовании хозяйственных обществ, предоставление льгот, передача собственности региона, выдача рекомендательных писем, направление ходатайств, организация рекламы

Эксплуатация

Совершенствование

Более качественное изделие (продукт, услуга)

Предоставление бюджетных ссуд, передача региональной собственности, предоставление гарантий и поручительств, направление ходатайств, выдача рекомендательных писем, организация рекламы

Модификация

Дополнительные модификации

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4