6.1. Содержание процесса создания и освоения новой продукции
Рыночные условия предопределяют ускоренный процесс создания и освоения новой продукции. Все стадии жизненного цикла должны выполняться быстро, с минимальными потерями средств и времени, чтобы опередить конкурентов в борьбе за рынок сбыта.
Научные исследования выполняются как на предпроизводственной стадии — фундаментальные, поисковые и прикладные, — так и на стадии производства — производственные. Общим для них является их теоретический характер, теоретическая разработка и обоснование явлений, процессов, отдельных положений и выводов. Отличаются они главным образом целью, задачами и результатами.
С целью ускорения разработки технической документации на завершающей стадии научно-исследовательских работ, направленных на создание новой техники, рекомендуется разрабатывать проект технического задания на опытно-конструкторские работы. На продукцию машиностроения важнейшего назначения создается аванпроект, который утверждается заказчиком или основным потребителем и разработчиком до начала разработки продукции. Он выполняется разработчиком с целью технико-экономического обоснования целесообразности проектирования продукции и путей ее создания, производства и эксплуатации.
Конструкторская подготовка производства проводится в ходе выполнения опытно-конструкторских работ. Параллельно-последовательно должны выполняться технологическая и организационная подготовки, связанные с освоением промышленного производства изделия.
В зависимости от сложности, объема и характера работ в выполнении научных исследований и проектно-конструкторских разработок могут принимать участие несколько организаций. В таком случае назначается организация — головной исполнитель, который координирует работу организаций-соисполнителей, согласовывает план работ, программу постановки на производство новой модели и комплектующих изделий. Комплексно-совмещенный метод организации процесса создания и освоения новой продукции позволяет значительно ускорить выпуск новых моделей.
Если работа заканчивается изготовлением установочной серии и подготовкой производства к серийному выпуску, то согласно действующим стандартам ОКР следует выполнять по форме «А». При завершении работы выпуском опытного образца ОКР нужно проводить по форме «Б». Проведение ОКР по форме «А» предполагает введение должности главного конструктора проекта, который руководит работой на всех стадиях, включая и постановку продукции на производство. Вводятся должности заместителей главного конструктора по технологии, на которые назначаются представители от организации-разработчика и предприятия-производителя, а также заместителя главного конструктора по освоению — от предприятия-производителя.
Выполнение опытно-конструкторских работ по форме «А» требует применения новой системы организации и планирования. Эффективным методом сквозного планирования является программно-целевое планирование.
Основанием для выполнения опытно-конструкторских работ в объединениях, концернах и предприятиях должны служить целевые комплексные программы и утвержденный тематический план работы предприятия. Исходным документом для выполнения ОКР является заявка предприятия-заказчика на разработку и освоение нового изделия. Конструкторская подготовка производства регламентирована документами ЕСКД. В отраслевых стандартах и руководящих материалах проводится содержание и порядок выполнения опытно-конструкторских работ и рекомендаций по организации постановки на производство новых изделий с учетом отраслевых особенностей. Предприятиям целесообразно разработать свои руководящие материалы, стандарты по созданию и освоению продукции, отражающие не только свои особенности, но и показывающие комплексно-совмещенный порядок выполнения работ по созданию и промышленному освоению новых моделей продукции на предприятии.
До освоения новых изделий выполняется технологическая подготовка производства (ТПП), которая представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих технологическую готовность предприятия к выпуску продукции необходимого качества при установленных сроках, объеме производства и затратах. Содержание ТПП и объем работ зависит от типа производства, конструкции и назначения изделия. Работа регламентируется государственными стандартами ЕСТПП, которая определяет порядок организации и управления ТПП, предусматривает разработку и широкое применение прогрессивных технологических процессов, использование унифицированной технологической оснастки и оборудования, средств механизации и автоматизации производственных процессов, инженерно-технических и организационно-управленческих работ.
Освоением производства новых изделий называется производственный процесс их изготовления, в течение которого происходит необходимая отладка технологии, организации и планирования производства с целью выпуска новой продукции в заданном объеме требуемого качества, а достижение проектных экономических показателей.
При определении сущности и содержания освоения новых изделий следует исходить из того положения, что освоение является производственным процессом, начальным этапом выпуска новых изделий.
Сущность процесса освоения новой продукции отражает глубинные связи и отношения, возникающие в начальный период производства новых моделей продукции.
Содержанием освоения является упорядоченная совокупность элементов и явлений, образующих производственный процесс в этот период.
Длительность, сложность и экономические показатели периода освоения определяются в первую очередь качеством проведенной подготовки производства.
Следует различать техническое, производственное и экономическое освоение.
Под техническим освоением понимается производственный процесс, в течение которого производство выходит на проектный уровень технических показателей новой продукции. Проектные технические параметры новой модели должны быть достигнуты в опытном производстве во время подготовки производства к серийному, массовому выпуску новой продукции. Однако техническое освоение иногда выполняется и при серийном производстве. В результате потребитель получает изделия низкого качества, несоответствующие техническим условиям.
Производственное освоение начинается с выпуска первых серийных образцов, установочной серии и заканчивается выходом производства на проектную мощность по количеству выпускаемых машин. В этот период происходит дооснащение производства для возрастающего объема выпуска продукции. Вводится новое оборудование, поступают в производство новые комплексы специальной оснастки, уточняются, закрепляются кооперированные связи с поставщиками материалов и комплектующих изделий и с потребителями возрастающего объема выпускаемой продукции. Закрепляются навыки выполнения операций основными рабочими, пополняются технические и организационные знания и опыт работы инженерно-технических работников.
Экономическое освоение новых изделий характеризуется постепенным снижением повышенных расходов трудовых, материальных и финансовых ресурсов, вызванных освоением, снижением себестоимости продукции, повышением производительности труда, рентабельности, эффективности производства. Заканчивается экономическое освоение достижением производством проектного уровня основных экономических показателей. На практике можно ориентироваться на динамику трудоемкости и себестоимости изделия.
Экономическое освоение, как и производственное, начинается с выпуска первых изделий. Экономические показатели отражают состояние и развитие процесса производства, доказывают степень готовности предприятия к началу освоения новой модели. Чем выше начальные значения трудоемкости, себестоимости продукции, чем больше крутизна кривой освоения и, естественно, более продолжителен период освоения, тем ниже качество выполнения ОКР, тем хуже предприятие подготовилось к переходу на выпуск новой модели.
Освоение можно считать законченным только тогда, когда производственные и экономические показатели достигнут проектного уровня. Первым показателем, характеризующим динамику экономического освоения, следует считать трудоемкость изделий. Он дает представление о приобретении рабочими необходимых навыков, о достаточной оснащенности рабочих мест.
Убедительно характеризует экономическое освоение показатель стоимости новых изделий. Выход на проектную величину затрат говорит об окончании освоения производства модели. Дополнительные сведения об экономическом освоении дает показатель рентабельности новой продукции. Динамика уровня рентабельности в период освоения должна контролироваться и анализироваться.
- Ю. П. Анисимов, и. В. Усачева, о. Н. Григорова инновационный менеджмент
- Оглавление
- Введение
- 1. Тенденции и разновидности развития, управление развитием
- 1.1. Закономерность развития российской экономики
- 1.2. Приоритеты в управлении и тенденции развития
- 1.3. Управление развитием предприятий
- Контрольные вопросы
- 2. Нововведения как объект инновационного управления
- 2.1. Нововведение — объект инновационного менеджмента
- 2.2. Особый класс инноваций — финансовые инновации
- 2.3. Жизненный цикл нововведений
- Контрольные вопросы
- 3. Инновационный менеджмент: причины возникновения, становление и основные черты
- 3.1. Понятие, цели и задачи инновационного менеджмента
- 3.2. Модели инновационного менеджмента
- 3.3. Социально-психологические аспекты инновационного менеджмента
- Контрольные вопросы
- 4. Управление инновационными процессами
- 4.1. Понятие инновационного процесса
- 4.2. Государственное управление инновационными процессами
- 4.3. Особенности управления инновационными процессами в регионе
- 4.4. Управление нововведениями на предприятии
- Контрольные вопросы
- 5. Организация инновационного менеджмента
- 5.1. Формы организации инновационной деятельности
- 5.2. Структура инновационных организаций
- Контрольные вопросы
- 6. Организация процесса освоения производства новой продукции
- 6.1. Содержание процесса создания и освоения новой продукции
- 6.2. Принципы и методы организации ускоренного освоения новой продукции
- 6.3. Методы организации перехода на выпуск новых изделий
- 6.4. Гибкие производственные системы при организации освоения производства новых изделий
- Контрольные вопросы
- 7. Управление затратами на инновационную деятельность
- 7.1. Сущность и содержание затрат на инновационную деятельность
- 7.2. Планирование и учет затрат при освоении новых изделий. Метод Райта
- 7.3. Особенности формирования цен при разработке новой продукции
- 7.4. Особенности формирования цен при освоении новых изделий
- Контрольные вопросы
- 8. Разработка программ и проектов нововведений
- 8.1. Содержание, участники и виды инновационных проектов
- 8.2. Разработка инновационного проекта
- 8.3. Комплексный анализ инновационных проектов
- Контрольные вопросы
- 9. Создание благоприятных условий нововведений
- 9.1. Стимулирование инновационной деятельности в рыночной экономике
- 9.2. Значение благоприятных условий для инновационного потенциала страны
- 9.3. Инновационный опыт Соединенных Штатов Америки
- 9.4. Практический опыт Японии в области инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- 10. Формы инновационного менеджмента
- 10.1. Особенности малого предпринимательства в инновационной среде
- 10.2. Формы организации малого инновационного предпринимательства
- 10.3. Интрапренерство как форма организации инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- 11. Организация инновационного маркетинга
- 11.1. Сущность и виды маркетинга инноваций
- 11.2. Маркетинговое продвижение новой продукции
- 11.3. Критерии сегментации рынка новых товаров и пути совершенствования маркетинга
- 11.4. Стратегический инновационный маркетинг
- 11.5. Тактический инновационный маркетинг
- Контрольные вопросы
- 12. Рынок инноваций
- 12.1. Сущность и функции рынка инноваций
- 12.2. Виды рынков инноваций
- Контрольные вопросы
- 13. Инновационные игры
- 13.1. Инновационные игры: сущность и особенности применения
- 13.2. Методика подготовки и проведения деловых игр
- Контрольные вопросы
- 14. Прогнозирование и планирование в инновационном менеджменте
- 14.1. Сущность и содержание эпистемологии как теории познания прогнозирования инноваций
- 14.2. Особенности планирования в инновационном менеджменте
- Контрольные вопросы
- 15. Инновационный менеджмент и стратегическое управление
- 15.1. Содержание стратегического управления инновационной деятельностью
- 15.2. Характеристика стратегий поведения предприятий на рынке
- 15.3. Виды стратегий инновационной деятельности
- 15.4. Опыт применения инновационных стратегий
- Контрольные вопросы
- 16. Инвестирование инновационной деятельности
- 16.1. Формы и методы инвестирования инноваций
- 16.2. Венчурное финансирование инновационной деятельности
- 16.3. Лизинговое финансирование инновационной деятельности
- 16.4. Риски в инновационном менеджменте: понятие и виды
- Контрольные вопросы
- 17. Оценка эффективности инновационных проектов и выбор направлений экономической диагностики инновационной деятельности
- 17.1. Показатели и методы оценки эффективности инновационных проектов
- 17.2. Экспертиза и методы анализа инновационных проектов
- 17.3. Критерии и показатели, используемые в экономической диагностике инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- Заключение
- Термины и определения
- Список литературы
- 394030, Воронеж, ул. Карла Маркса, 67
- 394 026, Воронеж, ул. 303 Стрелковой дивизии, д. 1а