logo
Инновац _менеджм_последн

4.2. Государственное управление инновационными процессами

Государственное управление инновационными процессами реализуется посредством целенаправленного воздействия органов государственного управления на экономические интересы участников инновационной сферы посредством следующих инструментов:

1. Государственной инновационной и научно-технической политик.

2. Федеральных целевых программ, балансов и моделей оптимизации экономических процессов.

3. Государственных заказов и контрактов.

4. Системы экономических стимулов и рычагов (схемы финансирования, налоговые льготы, предоставление гарантий при заимствовании денежных средств и т. д.).

Основными функциями государственных органов при управлении инновационной деятельностью являются:

— аккумулирование финансовых средств на НИОКР;

— координация инновационной деятельности;

— стимулирование инновационной деятельности;

— контроль за исполнением законодательных актов в инновационной сфере;

— регулирование международных аспектов инновационной деятельности;

— обеспечение социальной и экологической направленности инновационных процессов.

Основной целью государственного управления инновационной сферой является создание благоприятного инновационного и инвестиционного климата для реализации государственных приоритетов научно-технического и инновационного развития.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующего комплекса задач:

Методы государственного регулирования инновационной активности:

1) выделение финансирования на реализацию отдельных инновационных проектов и программ;

2) выдача грантов научным сотрудникам и организациям;

3) предоставление бюджетных ссуд на реализацию инновационных программ и проектов;

4) предоставление гарантий и поручительств при банковском финансировании реализации инновационных проектов и программ;

5) создание бюджетных и внебюджетных фондов поддержки инновационной деятельности;

6) организация проведения конкурсов инновационных проектов;

7) выдача рекомендательных писем инициаторам инновационных проектов для предоставления их инвесторам;

8) представление интересов инновационно активных организаций в зарубежных организациях.

Формы государственной поддержки инновационной деятельности включают:

— прямое финансирование;

— предоставление бесплатных банковских ссуд;

— создание венчурных инновационных фондов;

— снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;

— отсрочку уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;

— реализацию права на ускоренную амортизацию оборудования;

— создание сети технопарков, технополисов, бизнес-инкубаторов и т. д.

Мерой государственного управления инновационной сферой является разработка и последующая реализация федеральной научно-технической и инновационной политики.

Основополагающим документом, регулирующим условия реализации государственной научно-технической политики, является Федеральный Закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 г. № 127–ФЗ (в ред. от 24.12.2004 г.).

Законом установлено, что основными целями государственной научно-технической политики являются:

1) развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала;

2) увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства;

3) реализация важнейших социальных задач, улучшение экологической обстановки и обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства;

4) повышение конкурентоспособности продукции.

Федеральная инновационная политика направлена:

1) на развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;

2) формирование национальной инновационной системы;

3) интеграцию науки и образования;

4) сохранение и развитие кадрового потенциала научно-техни­ческого комплекса;

5) создание правовых и экономических условий для повышения инвестиционной активности инновационной деятельности;

6) обеспечение национальной государственной поддержки инноваций, способствующих росту конкурентоспособности инновационной продукции на внутреннем и внешнем рынках;

7) содействие межрегиональному и международному трансферту технологий, инвестиционному сотрудничеству и защите интересов национального инновационного предпринимательства;

8) совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий;

9) повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности;

10) развитие международного научно-технического сотрудничества.

Основными документами, регламентирующими порядок проведения государственной инновационной политики, являются проект ФЗ «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике» от 01.12.99. Концепция инновационной политики РФ на 2005–2010 гг. разработана и одобрена Правительством РФ.

Государственная инновационная политика — часть государственной социально-экономической политики, направленной на совершенствование государственного регулирования, развитие и стимулирование инновационной деятельности. Она определяет характер инновационного развития на федеральном уровне, намечает пути совершенствования инновационной деятельности регионов и представляет собой сплав научно-технической и промышленной политики.

Инновационная политика обосновывает:

Основные направления государственной инновационной политики:

Неотъемлемой частью государственной инновационной политики является формирование национальной инновационной системы — совокупность взаимодействующих субъектов государственного и негосударственного секторов экономики, осуществляющих инновационную деятельность на основе экономических и институциональных механизмов.

Национальная инновационная система призвана обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны.

Формирование национальной инновационной системы потребует:

— совершенствования механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая организацию взаимодействия государственных научных организаций и государственных высших учебных заведений с промышленными предприятиями, в целях продвижения новых технологий в производство, повышения квалификации производственного персонала;

— проведения действенной экономической политики в отношении участников инновационного процесса, стимулирования внебюджетного финансирования, создания институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в наукоемкие проекты;

— создания и развития объектов инновационной инфраструктуры (инновационно-технологических центров, технопарков и т. п.), сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, содействия созданию и развитию научно-технической сферы малых инновационных предприятий, специальных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг.