4.2. Государственное управление инновационными процессами
Государственное управление инновационными процессами реализуется посредством целенаправленного воздействия органов государственного управления на экономические интересы участников инновационной сферы посредством следующих инструментов:
1. Государственной инновационной и научно-технической политик.
2. Федеральных целевых программ, балансов и моделей оптимизации экономических процессов.
3. Государственных заказов и контрактов.
4. Системы экономических стимулов и рычагов (схемы финансирования, налоговые льготы, предоставление гарантий при заимствовании денежных средств и т. д.).
Основными функциями государственных органов при управлении инновационной деятельностью являются:
— аккумулирование финансовых средств на НИОКР;
— координация инновационной деятельности;
— стимулирование инновационной деятельности;
— контроль за исполнением законодательных актов в инновационной сфере;
— регулирование международных аспектов инновационной деятельности;
— обеспечение социальной и экологической направленности инновационных процессов.
Основной целью государственного управления инновационной сферой является создание благоприятного инновационного и инвестиционного климата для реализации государственных приоритетов научно-технического и инновационного развития.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующего комплекса задач:
становление и расширение государственной поддержки инновационной деятельности;
создание правовой базы инновационных процессов, в том числе системы защиты прав инноваторов и авторских прав, системы охраны интеллектуальной собственности;
кадровое обеспечение инновационной деятельности;
формирование инновационной инфраструктуры;
привлечение финансовых средств из федерального бюджета через систему софинансирования федеральных инновационных программ и конкурсов;
развитие системы информационного обеспечения инновационной деятельности;
содействие развитию рынка инновационных проектов;
развитие и эффективное использование инновационного потенциала, а также материальных и финансовых средств, направляемых на создание и внедрение наукоемких технологий.
Методы государственного регулирования инновационной активности:
1) выделение финансирования на реализацию отдельных инновационных проектов и программ;
2) выдача грантов научным сотрудникам и организациям;
3) предоставление бюджетных ссуд на реализацию инновационных программ и проектов;
4) предоставление гарантий и поручительств при банковском финансировании реализации инновационных проектов и программ;
5) создание бюджетных и внебюджетных фондов поддержки инновационной деятельности;
6) организация проведения конкурсов инновационных проектов;
7) выдача рекомендательных писем инициаторам инновационных проектов для предоставления их инвесторам;
8) представление интересов инновационно активных организаций в зарубежных организациях.
Формы государственной поддержки инновационной деятельности включают:
— прямое финансирование;
— предоставление бесплатных банковских ссуд;
— создание венчурных инновационных фондов;
— снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;
— отсрочку уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;
— реализацию права на ускоренную амортизацию оборудования;
— создание сети технопарков, технополисов, бизнес-инкубаторов и т. д.
Мерой государственного управления инновационной сферой является разработка и последующая реализация федеральной научно-технической и инновационной политики.
Основополагающим документом, регулирующим условия реализации государственной научно-технической политики, является Федеральный Закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 г. № 127–ФЗ (в ред. от 24.12.2004 г.).
Законом установлено, что основными целями государственной научно-технической политики являются:
1) развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала;
2) увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства;
3) реализация важнейших социальных задач, улучшение экологической обстановки и обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства;
4) повышение конкурентоспособности продукции.
Федеральная инновационная политика направлена:
1) на развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;
2) формирование национальной инновационной системы;
3) интеграцию науки и образования;
4) сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса;
5) создание правовых и экономических условий для повышения инвестиционной активности инновационной деятельности;
6) обеспечение национальной государственной поддержки инноваций, способствующих росту конкурентоспособности инновационной продукции на внутреннем и внешнем рынках;
7) содействие межрегиональному и международному трансферту технологий, инвестиционному сотрудничеству и защите интересов национального инновационного предпринимательства;
8) совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий;
9) повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности;
10) развитие международного научно-технического сотрудничества.
Основными документами, регламентирующими порядок проведения государственной инновационной политики, являются проект ФЗ «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике» от 01.12.99. Концепция инновационной политики РФ на 2005–2010 гг. разработана и одобрена Правительством РФ.
Государственная инновационная политика — часть государственной социально-экономической политики, направленной на совершенствование государственного регулирования, развитие и стимулирование инновационной деятельности. Она определяет характер инновационного развития на федеральном уровне, намечает пути совершенствования инновационной деятельности регионов и представляет собой сплав научно-технической и промышленной политики.
Инновационная политика обосновывает:
создание благоприятной экономической и правовой среды;
формирование общегосударственной инновационной стратегии развития инновационной деятельности;
совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок;
развитие кооперации между научными организациями и промышленностью;
разработку механизмов мониторинга инновационной деятельности.
Основные направления государственной инновационной политики:
разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования;
создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;
развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров;
развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;
совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ;
реализация критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов.
Неотъемлемой частью государственной инновационной политики является формирование национальной инновационной системы — совокупность взаимодействующих субъектов государственного и негосударственного секторов экономики, осуществляющих инновационную деятельность на основе экономических и институциональных механизмов.
Национальная инновационная система призвана обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны.
Формирование национальной инновационной системы потребует:
— совершенствования механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая организацию взаимодействия государственных научных организаций и государственных высших учебных заведений с промышленными предприятиями, в целях продвижения новых технологий в производство, повышения квалификации производственного персонала;
— проведения действенной экономической политики в отношении участников инновационного процесса, стимулирования внебюджетного финансирования, создания институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в наукоемкие проекты;
— создания и развития объектов инновационной инфраструктуры (инновационно-технологических центров, технопарков и т. п.), сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, содействия созданию и развитию научно-технической сферы малых инновационных предприятий, специальных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг.
- Ю. П. Анисимов, и. В. Усачева, о. Н. Григорова инновационный менеджмент
- Оглавление
- Введение
- 1. Тенденции и разновидности развития, управление развитием
- 1.1. Закономерность развития российской экономики
- 1.2. Приоритеты в управлении и тенденции развития
- 1.3. Управление развитием предприятий
- Контрольные вопросы
- 2. Нововведения как объект инновационного управления
- 2.1. Нововведение — объект инновационного менеджмента
- 2.2. Особый класс инноваций — финансовые инновации
- 2.3. Жизненный цикл нововведений
- Контрольные вопросы
- 3. Инновационный менеджмент: причины возникновения, становление и основные черты
- 3.1. Понятие, цели и задачи инновационного менеджмента
- 3.2. Модели инновационного менеджмента
- 3.3. Социально-психологические аспекты инновационного менеджмента
- Контрольные вопросы
- 4. Управление инновационными процессами
- 4.1. Понятие инновационного процесса
- 4.2. Государственное управление инновационными процессами
- 4.3. Особенности управления инновационными процессами в регионе
- 4.4. Управление нововведениями на предприятии
- Контрольные вопросы
- 5. Организация инновационного менеджмента
- 5.1. Формы организации инновационной деятельности
- 5.2. Структура инновационных организаций
- Контрольные вопросы
- 6. Организация процесса освоения производства новой продукции
- 6.1. Содержание процесса создания и освоения новой продукции
- 6.2. Принципы и методы организации ускоренного освоения новой продукции
- 6.3. Методы организации перехода на выпуск новых изделий
- 6.4. Гибкие производственные системы при организации освоения производства новых изделий
- Контрольные вопросы
- 7. Управление затратами на инновационную деятельность
- 7.1. Сущность и содержание затрат на инновационную деятельность
- 7.2. Планирование и учет затрат при освоении новых изделий. Метод Райта
- 7.3. Особенности формирования цен при разработке новой продукции
- 7.4. Особенности формирования цен при освоении новых изделий
- Контрольные вопросы
- 8. Разработка программ и проектов нововведений
- 8.1. Содержание, участники и виды инновационных проектов
- 8.2. Разработка инновационного проекта
- 8.3. Комплексный анализ инновационных проектов
- Контрольные вопросы
- 9. Создание благоприятных условий нововведений
- 9.1. Стимулирование инновационной деятельности в рыночной экономике
- 9.2. Значение благоприятных условий для инновационного потенциала страны
- 9.3. Инновационный опыт Соединенных Штатов Америки
- 9.4. Практический опыт Японии в области инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- 10. Формы инновационного менеджмента
- 10.1. Особенности малого предпринимательства в инновационной среде
- 10.2. Формы организации малого инновационного предпринимательства
- 10.3. Интрапренерство как форма организации инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- 11. Организация инновационного маркетинга
- 11.1. Сущность и виды маркетинга инноваций
- 11.2. Маркетинговое продвижение новой продукции
- 11.3. Критерии сегментации рынка новых товаров и пути совершенствования маркетинга
- 11.4. Стратегический инновационный маркетинг
- 11.5. Тактический инновационный маркетинг
- Контрольные вопросы
- 12. Рынок инноваций
- 12.1. Сущность и функции рынка инноваций
- 12.2. Виды рынков инноваций
- Контрольные вопросы
- 13. Инновационные игры
- 13.1. Инновационные игры: сущность и особенности применения
- 13.2. Методика подготовки и проведения деловых игр
- Контрольные вопросы
- 14. Прогнозирование и планирование в инновационном менеджменте
- 14.1. Сущность и содержание эпистемологии как теории познания прогнозирования инноваций
- 14.2. Особенности планирования в инновационном менеджменте
- Контрольные вопросы
- 15. Инновационный менеджмент и стратегическое управление
- 15.1. Содержание стратегического управления инновационной деятельностью
- 15.2. Характеристика стратегий поведения предприятий на рынке
- 15.3. Виды стратегий инновационной деятельности
- 15.4. Опыт применения инновационных стратегий
- Контрольные вопросы
- 16. Инвестирование инновационной деятельности
- 16.1. Формы и методы инвестирования инноваций
- 16.2. Венчурное финансирование инновационной деятельности
- 16.3. Лизинговое финансирование инновационной деятельности
- 16.4. Риски в инновационном менеджменте: понятие и виды
- Контрольные вопросы
- 17. Оценка эффективности инновационных проектов и выбор направлений экономической диагностики инновационной деятельности
- 17.1. Показатели и методы оценки эффективности инновационных проектов
- 17.2. Экспертиза и методы анализа инновационных проектов
- 17.3. Критерии и показатели, используемые в экономической диагностике инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- Заключение
- Термины и определения
- Список литературы
- 394030, Воронеж, ул. Карла Маркса, 67
- 394 026, Воронеж, ул. 303 Стрелковой дивизии, д. 1а