4.1. Понятие инновационного процесса
Инновационный процесс — процесс преобразования научной идеи в инновацию, т. е. последовательная цепь событий, в ходе которой разрабатывается инновация в виде продукта, технологии, или услуги и распространяется путем практического использования.
В отличие от научно-технического процесса инновационный процесс заканчивается внедрением, т. е. первым появляется на рынке нового продукта.
Этот процесс не прерывается и после внедрения, т. к. по мере распространения новшества совершенствуется, становится более эффективным, приобретает новые свойства. Это открывает для него новые области применения, новые рынки и новых потребителей. Таким образом, инновационный процесс направлен на создание требуемого рынка продуктов, технологии или услуг и осуществляется в тесной зависимости от потребителя. Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники и технологии.
Техника — совокупность средств и предметов труда, необходимых для производственного процесса.
Технология — совокупность способов изготовления и применения техники и преобразование материалов в продукты промышленного и бытового применения.
Существуют пять стадий инновационного процесса:
1. Фундаментальные исследования, направленные на изучение существующих явлений, делятся:
а) на теоретические;
б) поисковые.
Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий, создании новых теорий.
К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий не известных ранее. В поисковых исследованиях обычно известна цель намечаемой работы. В ходе таких исследований происходит подтверждение теоретических положений.
2. Прикладные исследования, направленные на исследование путей практического применения открытых ранее процессов, делятся на следующие виды:
а) информационные работы — научные работы, направленные на улучшение поиска и совершенствование анализа научно-технической информации;
б) организационно-экономические работы, направленные на совершенствование организации и планирования производства, разработку методов организации труда и управления;
в) научно-учебные работы — это деятельность по подготовке научной работы аспирантов и студентов;
г) опытно-конструкторские работы — подразумевают применение резервов прикладных исследований, для создания образцов нового продукта, новой техники и технологии. Это завершающая стадия научных исследований, т. е. переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. Таким образом, целью опытно-конструкторских работ является создание образцов новой техники, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственное потребление.
3. Освоение промышленного производства новых изделий, которые включают научное и производственное освоение. Проведение испытаний новой продукции, а также техническая подготовка производств. На стадии освоения выполняются опытные и экспериментальные работы по освоению инноваций.
4. Промышленное производство продукции осуществляется в два этапа:
а) производство новой техники — массовое производство научно-технических разработок в масштабах, определенных запросами потребителей;
б) реализация новой продукции потребителей — доведение новой техники до потребителя.
5. Испытание продукции конечным потребителем и параллельно предоставление услуг, обеспечение безаварийной экономической работы, а также ликвидация неисправленного оборудования. На этой стадии осуществляются одновременно два процесса:
а) непосредственное испытание материальных и культурных благ, произведенных на основе инноваций;
б) сервисное обслуживание, включающее технические и организационные мероприятия, обеспечивающие поддержание новой техники в рабочем состоянии в течение нормативного срока службы.
- Ю. П. Анисимов, и. В. Усачева, о. Н. Григорова инновационный менеджмент
- Оглавление
- Введение
- 1. Тенденции и разновидности развития, управление развитием
- 1.1. Закономерность развития российской экономики
- 1.2. Приоритеты в управлении и тенденции развития
- 1.3. Управление развитием предприятий
- Контрольные вопросы
- 2. Нововведения как объект инновационного управления
- 2.1. Нововведение — объект инновационного менеджмента
- 2.2. Особый класс инноваций — финансовые инновации
- 2.3. Жизненный цикл нововведений
- Контрольные вопросы
- 3. Инновационный менеджмент: причины возникновения, становление и основные черты
- 3.1. Понятие, цели и задачи инновационного менеджмента
- 3.2. Модели инновационного менеджмента
- 3.3. Социально-психологические аспекты инновационного менеджмента
- Контрольные вопросы
- 4. Управление инновационными процессами
- 4.1. Понятие инновационного процесса
- 4.2. Государственное управление инновационными процессами
- 4.3. Особенности управления инновационными процессами в регионе
- 4.4. Управление нововведениями на предприятии
- Контрольные вопросы
- 5. Организация инновационного менеджмента
- 5.1. Формы организации инновационной деятельности
- 5.2. Структура инновационных организаций
- Контрольные вопросы
- 6. Организация процесса освоения производства новой продукции
- 6.1. Содержание процесса создания и освоения новой продукции
- 6.2. Принципы и методы организации ускоренного освоения новой продукции
- 6.3. Методы организации перехода на выпуск новых изделий
- 6.4. Гибкие производственные системы при организации освоения производства новых изделий
- Контрольные вопросы
- 7. Управление затратами на инновационную деятельность
- 7.1. Сущность и содержание затрат на инновационную деятельность
- 7.2. Планирование и учет затрат при освоении новых изделий. Метод Райта
- 7.3. Особенности формирования цен при разработке новой продукции
- 7.4. Особенности формирования цен при освоении новых изделий
- Контрольные вопросы
- 8. Разработка программ и проектов нововведений
- 8.1. Содержание, участники и виды инновационных проектов
- 8.2. Разработка инновационного проекта
- 8.3. Комплексный анализ инновационных проектов
- Контрольные вопросы
- 9. Создание благоприятных условий нововведений
- 9.1. Стимулирование инновационной деятельности в рыночной экономике
- 9.2. Значение благоприятных условий для инновационного потенциала страны
- 9.3. Инновационный опыт Соединенных Штатов Америки
- 9.4. Практический опыт Японии в области инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- 10. Формы инновационного менеджмента
- 10.1. Особенности малого предпринимательства в инновационной среде
- 10.2. Формы организации малого инновационного предпринимательства
- 10.3. Интрапренерство как форма организации инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- 11. Организация инновационного маркетинга
- 11.1. Сущность и виды маркетинга инноваций
- 11.2. Маркетинговое продвижение новой продукции
- 11.3. Критерии сегментации рынка новых товаров и пути совершенствования маркетинга
- 11.4. Стратегический инновационный маркетинг
- 11.5. Тактический инновационный маркетинг
- Контрольные вопросы
- 12. Рынок инноваций
- 12.1. Сущность и функции рынка инноваций
- 12.2. Виды рынков инноваций
- Контрольные вопросы
- 13. Инновационные игры
- 13.1. Инновационные игры: сущность и особенности применения
- 13.2. Методика подготовки и проведения деловых игр
- Контрольные вопросы
- 14. Прогнозирование и планирование в инновационном менеджменте
- 14.1. Сущность и содержание эпистемологии как теории познания прогнозирования инноваций
- 14.2. Особенности планирования в инновационном менеджменте
- Контрольные вопросы
- 15. Инновационный менеджмент и стратегическое управление
- 15.1. Содержание стратегического управления инновационной деятельностью
- 15.2. Характеристика стратегий поведения предприятий на рынке
- 15.3. Виды стратегий инновационной деятельности
- 15.4. Опыт применения инновационных стратегий
- Контрольные вопросы
- 16. Инвестирование инновационной деятельности
- 16.1. Формы и методы инвестирования инноваций
- 16.2. Венчурное финансирование инновационной деятельности
- 16.3. Лизинговое финансирование инновационной деятельности
- 16.4. Риски в инновационном менеджменте: понятие и виды
- Контрольные вопросы
- 17. Оценка эффективности инновационных проектов и выбор направлений экономической диагностики инновационной деятельности
- 17.1. Показатели и методы оценки эффективности инновационных проектов
- 17.2. Экспертиза и методы анализа инновационных проектов
- 17.3. Критерии и показатели, используемые в экономической диагностике инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- Заключение
- Термины и определения
- Список литературы
- 394030, Воронеж, ул. Карла Маркса, 67
- 394 026, Воронеж, ул. 303 Стрелковой дивизии, д. 1а