logo search
менедж

5.Рационалистическая школа менеджмента.

Фредерик Тейлор (1856-1915). Свою карьеру он начал с простого рабочего,а получив заочно высшее образование,за 8 лет дослужился до должности главн.инженера сталелитейной компании.Свой 1й эксперимент Тейлор провел в 1898-1901 гг. в сталелитейной компании, где с помощью секундомера исследовал процесс подрезки чугунных чушек,выполнявшийся самыми сноровистыми рабочими.Он разделил операции на отдельн.элем-ты и на основе хронометража определял их продолжит-ть. В рез-те были выведены средн.нормы, распространен-е на всех рабочих.Они обеспечили рост производит-ти труда в 3,5-4 раза.

Целью 2го эксперимента было определение оптимальн.скорости резания металла и сп-бов постановки заготовок на станки. За 26 лет Тейлор провел 50 тысяч опытов, предполагавших необходимость расчета влияния на конечный рез-тат 12 независимых переменных. Для облегчения этого труда ему пришлось даже изобрести спец-ю счетную линейку.1е эксперименты Тейлора вызвали по вполне понятным причинам ожесточение, что заставило его уже на ранних стадиях пересмотреть свои излишне технократич-е взгляды, хотя рабочего как личность он так никогда и не рассматривал, несмотря на то, что сам был выходцем этой среды. Тейлор пришел к выводу, что благосост-е предприним-лей невозможно,если оно не будет сопровождаться благосостоянием рабочих.В своих книгах «Управление предприятием» (1903г.) и «принципы научного управления» (1911г.) Тейлор изложил взгляды, кот.касались 3х осн.проблем: нормирования труда, роли менеджеров, вознаграждения и стимулир-я.Прежде всего он доказал возможность разработки на основе тщательн.изучения затрат времени, движений, усилий, оптимальных методов осуществления производств-х и трудовых операций, норм расхода времени на них и необходимость неукоснительного следования разработанным стандартам.Далее Тейлор показал, что кажд.менеджер должен осуществлять подбор, обучение и расстановку рабочих на те места, где они могут принести наибольш.пользу, устанавливать для них задания, распределять матер-е ресурсы, обеспечить их рациональное расходование, мотивировать высок.производительность исполнителей, своевременно контролир-ть их действия и достигнутые рез-ты. Тейлор считал, что менеджер должен определять для подчиненных точный порядок, инструменты и механизм выполнения работы, время ее завершения.