6.Классическая школа менеджмента
Возникновение административн.школы связано с именем Анри Файоля (1825—1925).Его 1ая статья, посвященная этой теории,вышла в 1900г., а книга «Общее и промышленное управление»~ в 1916 г.
Важную роль в развитии идеи этой школы сыграли Л. Урвик, Д. Муни и др., рассматривающие д-ть организаций с т. зрения широкой перспективы и пытающиеся опр-ть общие харак-ки и законом-ти организаций в целом. Авторы администр-ной школы имели непосредственный опыт работы в кач-ве рук-лей высшего звена упр-ния в большом бизнесе:Файоль руководил большой француз.компанией,Урвик был консульт-том по вопросам управления в Англии,Муни работал в компании«Дженерал Моторс». В связи с этим их гл. заботой была эффектив-ть управления в более широком смысле слова — применительно к работе всей организации.
Целью школы было создание универсальн.пр-пов упр-ния, следуя к-рым, по убеждениям создателей школы, организация достигнет успеха.Пр-пы управления — это осн.правила,опред-щие построение и ф-ционирование с-мы упр-ния;важнейшие требования,соблюдение к-рых обеспеч-ет эффектив-ть упр-ния.
Файоль сформулировал 14 пр-пов упр-ния применительно к д-ти высшего звена упр-ния:1)Разделение труда, 2) Власть и ответ-ть.3)Дисциплина.4)Единоначалие.един-во точки зрения, един-во действия и един-во распорядительства.5)Един-во рук-ва, д.иметь 1го рук-ля и руководств-ся единым планом.6)Подчинение частных интересов общим.7)Вознаграждение.8)Централизация.Конкретные обстоят-ва б.опр-ять,какой вариант«даст лучший общий рез-тат».9)Скалярн.цепь,т.е «цепь нач-ков» от самого высшего до самого низшего ранга.10) Порядок, т.е. «всему свое место». 11)Справедливость-преданность персонала д.обеспеч-ся уважительным и справедливым отношением администрации к подчиненным.12)Стабильность рабоч.места для персонала. 13)Инициатива т.е., обдумывание и выполнение плана.14)Корпоративный дух, т.е. принцип «в единении — сила».
7. Концепция «человеческих отношений»
теоретич.обоснование рез-тов конкретных социологич.исследований,осущ-ных под руков-вом америк-го социолога и психолога Э.Мейо.Методологич.основой К."ч.о." явл-ся след.положения: 1) человек предст-ет собой социальн.сущ-во,ориентированное на др. людей и включенное в сложн.с-му, в т.ч. неформальн.отношений в трудовом коллек-ве,в контекст группового поведения;2)с природой чел-ка несовместима жесткая иерархия подчиненности и бюрократич.организация упр-ния;3)рук-ли предприятий в большей мере д.ориентир-ся на удовлетворение потреб-тей людей,нежели на чисто технич.фак-ры роста производит-ти труда и максим.достижение прибыли;такая ориентация способст-т удовлетворен-ти индивида своей работой,благоприятствует соц.стабильности и, в конечном счете, стимулирует повышение кач-ва и производит-ти;4)труд б.более эффективным,если индивидуальное вознаграждение б.подкрепляться групповым, коллективным, а экон-кие стимулы - социально-психологическими(благоприятный моральн.климат, удовлетвор-сть трудом, демократич.стиль руков-ва).Отсюда берет начало разработка новых ср-в повышения произв-ти труда, таких, как "партисипативное(сопричастное)упр-ние","гуманизация труда","групповые решения", "просвещение служащих", "автономные бригады", "кружки качества" и т.д. К."ч.о."продемонстрировал отказ от доктрины "экономического человека" Ф. Тейлора и дала толчок разработке проблем мотивации поведения на основе подхода к работнику как к лич-ти.
- 1.Сущность,главн. Задачи и предмет изучения менеджмента. Виды
- 2.Функции и принципы менеджмента.
- 3.Понятие управления. Типы хозяйственного управления.
- 4.Этапы развития теории и практики управления в 19 веке.
- 5.Рационалистическая школа менеджмента.
- 6.Классическая школа менеджмента
- 8.Системный и ситуацион.Подходы к менедж-ту
- 10. Понятие и признаки организации
- 11. Внешн.И внутрен.Среда организации.Факторы прямого и косвенного воздействия
- 12. Организац-е структуры и современ-е принципы их построения
- 13. Структура управления и её элементы
- 14 Управленческое взаимодействие и коммуникационные каналы
- 15. Понятие и виды управленческих полномочий
- 16.Типы управленческих структур
- 17.Теория поведения человека в организации
- 18.Организационня стр-ра: групповая динамика,лидерство,власть.
- 19. Типы и причины конфликта. Способы управления конфликтной ситуацией.
- 20. Содержательные теории мотивации.
- 21. Процессуальные теории мотивации
- 22. Содержание и типы организационной структуры
- 23.Понятие и концепции упр-я персоналом. Формирование человеческого капитала.
- 24. Классификация персонала. Сис-ма упр-я персоналом на предпр-ии.
- 25. Методы оценки персонала.
- 26. Виды обучения персонала
- 27. Планирование карьеры. Концепция «качество трудовой жизни»
- 28. Понятие и виды управленческих решений
- 29.Этапы выработки рационального управленческого решения
- 30. Понятие и классификация управленческих проблем
- 31. Этапы реализации управленческого решения. Условия эффективности
- 32.Средства и методы упр-я. Формальное и неформальное упр-е
- 33.Понятие и элементы стратегии управления. Стадии и модели стратегии в организации.
- 34. Выбор альтернатив эффективного управления
- 35.Ресурсы, качество и эффективность управления.
- 36. Методы стратегического анализа на основе матриц.
- 37. Понятие, виды и функции риска.
- 38. Подходы к управлению риском. Страхование рисков.
- 39. Основные понятия производственного менеджмента. Активные и пассивные элементы технико производственной базы предприятия.
- 40. Организация и упр-е операционным процессом на предпр-ии.
- 41. Понятие и основные характеристики качества прод-ии и услуг
- 43. Этапы развития системы управления кач-вом
- 44.Сертификация и стандартизация как элем-ты упр-я качеством
- 45.Понятия и виды инноваций.
- 46.Этапы инновационного процесса.
- 47.Организационные формы инновационной деятельности.
- 48. Система информационного управления на предприятии.
- 49.Понятия и принципы планирования в дея-ти предприятия.
- 50 Бюджетный и нормативный методы планирования
- 51 Графическое и математическое планирование
- 52 Тактическое и оперативное планирование
- 53 Бизнес-планирование
- 54 Стратегическое управление.