22. Содержание и типы организационной структуры
Организацион.культура - вид общей культуры, и поэтому для нее характерно то же, что и для др.видов культуры. Но по и особый вид культуры. Особый с точки зрения специфичности предмета социокультурного процесса организации. Политика и технология - это выделенные из общего процесса функционир-я общ-ва и обособленные сферы деят-ти. Организация же не явл-ся обособленной ни в пространственном, ни во временном, ни в субъективном отношении. Она неотъемлемый атрибут всех остальных видов деят-ти и обеспечивает упорядоченность и в политической, и в технологической, и в любой др.сфере. Соответственно областью организационной культуры является полный цикл жизнедеят-ти социальной организации.По существу, можно говорить об аспектном принципе выделения организац-ной культуры из состава общей культуры. В основе такого выделения лежит организационный аспект, характерный для всех сфер функционирования любых социальных организаций.Важн. аспект организац-ой культуры-она разделяется на ряд частных культур: в одной организации может быть много субкультур. Критериями анализа организационной культуры являются следующие показатели: «толщина» организационной культуры – относительная величина, показывающая удельный вес определяющей организационной культуры предприятия в общем количестве признаваемых членами организации культур; «разделяемость взглядов» – показатель, характеризующий количество основных положений, норм, ценностных ориентаций, традиций и т. д., абсолютно принимаемых всеми членами организации; «широта» организационной культуры – величина, характеризующая количественное отношение членов организации, для которых данная организационная культура является доминирующей, к общему количеству членов организации; конфликт организационных культур – ситуация, в которой определяющей является не одна организационная культура, а 2/3. При этом следует учитывать, что конфликт организационных культур может иметь не только негативный, но и позитивный смысл в зависимости от стратегии предприятия.
Для нормально функционирующего предприятия, т. е. финансово устойчивого, имеющего необходимый рынок сбыта, конфликт организационных культур становится необходимым фактором развития, расширения; «сила» организационной культуры – степень проявления организационной культуры и ее влияния на поведение персонала (слабую организационную культуру можно распознать на основании таких признаков, как отсутствие ясных представлений о ценностях и общих убеждениях и относительно того, как можно достичь успеха в определенном деле; распространение беспомощности, поиск спасения в постановке краткосрочных целей; отсутствие согласия между отдельными частями организации и пр.). В зависимости от аспектов рассмотрения в литературе можно встретить различные варианты классификации организационной культуры: «культура заданий» и «социальная культура», экстравертная и интравертная, консервативная и предпринимательская и т. д. С течением времени и под воздействием обстоятельств организационная культура может претерпеть изменения.
Радикальные изменения в содержании оргкультуры производятся для реализации необходимого уровня результативности, когда целесообразны значительные и динамичные корректировки «правил игры», к которым относятся: фундаментальное изменение миссии организации; повышение организационной эффективности и морали; важные изменения на рынке; поглощение, слияние, создание совместных предприятий; значительные технологические перемены; переход от семейного бизнеса к профессиональному управлению; вступление во внешнеэкономическую деятельность; быстрый рост организации.Руков-во организации может воздействовать на развитие культуры двумя способами. 1й представляет собой как бы оценку сверху, которая должна вызвать энтузиазм у большинства членов организации. Применение второго способа начинается с нижних уровней организацииОдна из самых популярных типологий предложена К. Камероном и Р. Куинном. В ее основу положены четыре группы критериев, определяющих стержневые ценности организации: • гибкость и дискретность, • стабильность и контроль, • внутренний фокус и интеграция, • внешний фокус и дифференциация.
Клановая организационная культура: очень дружественное место работы, где у людей масса общего. Организации (подразделения) похожи на большие семьи. Лидеры или главы организаций воспринимаются как воспитатели и даже как родители. Организация держится вместе благодаря преданности и традиции. Высока ее обязательность. Организация делает акцент на долгосрочной выгоде совершенствования личности, придает значение высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату. Успех определяется как доброе чувство к потребителям и забота о людях. При этом типе организационной культуры организация поощряет бригадную работу, участие людей в бизнесе и согласие.Адхократическая организационная культура (от лат. ad hoc — «по случаю»): динамичное предпринимательское и творческое место работы. Ради общего успеха работники готовы на личные жертвы и риск. Лидеры считаются новаторами и людьми, готовыми рисковать. Связующей сущностью организации становится преданность экспериментированию и новаторству. Подчеркивается необходимость деятельности на переднем рубеже. В долгосрочной перспективе организация делает акцент на росте и обретении новых ресурсов. Успех означает производство/предоставление уникальных и новых продуктов и/или услуг. Важно быть лидером на рынке продукции или услуг. Организация поощряет личную инициативу, творчество и свободу.Иерархическая организационная культура: очень формализованное и структурированное место работы. Часто ее называют бюрократическим типом организационной культуры. Тем, что делают люди, управляют процедуры. Лидеры гордятся тем, что они — рационально мыслящие координаторы и организаторы. Ценится поддержание главного хода деятельности организации. Организ-ю объединяют формальные правила и официальная политика. Упр-е работниками предполагает озабоченность гарантией занятости и обеспечением долгосрочн.предсказуемости.Рыночная культура. Этот тип организац-ой культуры доминирует в организациях, ориентированных на рез-ты. Ее главная забота — выполнение поставле-ой задачи.Люди целеустремленны и соперничают м/у собой. Лидеры-твердые рук-и и суровые конкуренты. Они непоколебимы и требовательны. Организ-ю связывает воедино акцент на стремлении побеждать.Репутация и успех составляют предмет общего радения. Стиль организации — жестко проводимая линия на конкурентоспос-ть.
- 1.Сущность,главн. Задачи и предмет изучения менеджмента. Виды
- 2.Функции и принципы менеджмента.
- 3.Понятие управления. Типы хозяйственного управления.
- 4.Этапы развития теории и практики управления в 19 веке.
- 5.Рационалистическая школа менеджмента.
- 6.Классическая школа менеджмента
- 8.Системный и ситуацион.Подходы к менедж-ту
- 10. Понятие и признаки организации
- 11. Внешн.И внутрен.Среда организации.Факторы прямого и косвенного воздействия
- 12. Организац-е структуры и современ-е принципы их построения
- 13. Структура управления и её элементы
- 14 Управленческое взаимодействие и коммуникационные каналы
- 15. Понятие и виды управленческих полномочий
- 16.Типы управленческих структур
- 17.Теория поведения человека в организации
- 18.Организационня стр-ра: групповая динамика,лидерство,власть.
- 19. Типы и причины конфликта. Способы управления конфликтной ситуацией.
- 20. Содержательные теории мотивации.
- 21. Процессуальные теории мотивации
- 22. Содержание и типы организационной структуры
- 23.Понятие и концепции упр-я персоналом. Формирование человеческого капитала.
- 24. Классификация персонала. Сис-ма упр-я персоналом на предпр-ии.
- 25. Методы оценки персонала.
- 26. Виды обучения персонала
- 27. Планирование карьеры. Концепция «качество трудовой жизни»
- 28. Понятие и виды управленческих решений
- 29.Этапы выработки рационального управленческого решения
- 30. Понятие и классификация управленческих проблем
- 31. Этапы реализации управленческого решения. Условия эффективности
- 32.Средства и методы упр-я. Формальное и неформальное упр-е
- 33.Понятие и элементы стратегии управления. Стадии и модели стратегии в организации.
- 34. Выбор альтернатив эффективного управления
- 35.Ресурсы, качество и эффективность управления.
- 36. Методы стратегического анализа на основе матриц.
- 37. Понятие, виды и функции риска.
- 38. Подходы к управлению риском. Страхование рисков.
- 39. Основные понятия производственного менеджмента. Активные и пассивные элементы технико производственной базы предприятия.
- 40. Организация и упр-е операционным процессом на предпр-ии.
- 41. Понятие и основные характеристики качества прод-ии и услуг
- 43. Этапы развития системы управления кач-вом
- 44.Сертификация и стандартизация как элем-ты упр-я качеством
- 45.Понятия и виды инноваций.
- 46.Этапы инновационного процесса.
- 47.Организационные формы инновационной деятельности.
- 48. Система информационного управления на предприятии.
- 49.Понятия и принципы планирования в дея-ти предприятия.
- 50 Бюджетный и нормативный методы планирования
- 51 Графическое и математическое планирование
- 52 Тактическое и оперативное планирование
- 53 Бизнес-планирование
- 54 Стратегическое управление.