logo
менедж

43. Этапы развития системы управления кач-вом

1й этап соответствует начальным задачам системного подхода к упр-ю, когда появилась 1я система Тейлора (1905 г). Организационно она предполагала установление технич.и производств-х норм специалистами и инженерами, а рабочие лишь обязаны их выполнять.Эта сис-ма устанавливала требования к качеству изделий (деталей) в виде полей допусков и вводила определ.шаблоны, настроенные на верхнюю и нижнюю границы допусков-проходные и непроходные калибры.Для обеспечения успешного функционир-я сис-мы Тейлора были введены первые профессионалы в области кач-ва -инспекторы (в России-технические контролеры). Сис-ма мотивации предусматривала штрафы за дефекты и брак, а также увольнение.Система обучения сводилась к профес-ому обучению и обучению работать с измерит.и контрольным оборуд-ем.

Эти особен-ти сис-мы Тейлора делали ее сис-мой упр-я кач-вом кажд.изделия .2й этап. Сис-ма Тейлора дала великолепный механизм упр-я кач-вом кажд. конкретного изделия.Однако продукция –это рез-тат осуществления производ-х процессов, и вскоре стало ясно, что управлять надо процессами. В 1924 г. была создана группа под рук-вом Р.Л. Джонса, заложившая основы статистич.упр-я кач-вом. Это были разработки контрольных карт, выполненные В. Шухартом, первые понятия и таблицы выборочного контроля качества, разработанные Г. Доджем и Г. Ромингом, ставшие началом статистических методов управления качеством, которые в последствии благодаря Э. Демингу получили очень широкое распространение в Японии и оказали весьма существенное влияние на экономическую революцию в этой стране.В то время, как в работах Деминга основное внимание уделяется улучшению качества применительно прежде всего к процессам, системам и статистике, Джуран подчеркивает необходимость для каждого менеджера непосредственно заниматься деятельностью, приводящей к повышению кач-ва. 3 этап. В 1950-е годы была выдвинута концепция тотального контроля кач-ва.Ее автор, америк.ученый А. Фейгенбаум.К главным задачам концепции относятся прогнозир-ное устранение потенциальных несоответствий в прод-ции на стадии конструкторской разработки, проверка кач-ва поставляемой продукции, комплектующих и матер-лов, а также упр-е пр-вом,развитие службы сервисного обслужив-я и надзор за соблюде-ем соответ-вия заданным требованиям к кач-ву. Фейгенбаум призвал обратить внимание на изуч-е причин несоответствий и первым указал на знач-е сис-мы учета затрат на кач-во.4й этап. В 80-е гг. начался переход от тотального контроля кач-вом (TQC) к тотальному менеджменту качества (TQM). В это время появилась серия новых международных стандартов на сис-мы качества -–-стандарты ИСО 9000 (1987г.), оказавшие весьма существ-ое влияние на менеджмент и обеспечение качества. В 1994 г. вышла новая версия этих стандартов, кот. расширила в основном стандарт МС 9004-1, -2, -3, -4, большее внимание уделив вопросам обеспечения качества программных продуктов, обрабатываемым материалам, услугам.Специфика тотальн.управления кач-вом состоит в том, что если раньше на предприятиях принимались компромиссные реш-я по таким параметрам, как объем выпуск-ой прод-ии, сроки поставки, затраты и кач-во,то теперь на 1й план выдвигается кач-во прод-ии, и вся работа предпр-я подчиняется этой цели. 5й этап. В 90-е гг. усилилось влияние общ-ва на предпр-я, а предпр-я стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов серии ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менедж-та с точки зрения защиты окр.среды и безопасности прод-ции. Существенно возросло влияние гуманистической составляющей кач-ва, усиливается внимание рук-лей предп-ий к удовлетворению потреб-тей своего персонала.Появляются и корпоративн.сис-мы упр-я кач-вом,кот.ставят своей целью усиление требований международн. стандартов и учитывают специфику таких корпораций. Внедрение стандартов ИСО 14000 и QS 9000, а также методов самооценки по моделям премий по качеству-главн.достижение 5го этапа развития систем управления качеством.