43. Этапы развития системы управления кач-вом
1й этап соответствует начальным задачам системного подхода к упр-ю, когда появилась 1я система Тейлора (1905 г). Организационно она предполагала установление технич.и производств-х норм специалистами и инженерами, а рабочие лишь обязаны их выполнять.Эта сис-ма устанавливала требования к качеству изделий (деталей) в виде полей допусков и вводила определ.шаблоны, настроенные на верхнюю и нижнюю границы допусков-проходные и непроходные калибры.Для обеспечения успешного функционир-я сис-мы Тейлора были введены первые профессионалы в области кач-ва -инспекторы (в России-технические контролеры). Сис-ма мотивации предусматривала штрафы за дефекты и брак, а также увольнение.Система обучения сводилась к профес-ому обучению и обучению работать с измерит.и контрольным оборуд-ем.
Эти особен-ти сис-мы Тейлора делали ее сис-мой упр-я кач-вом кажд.изделия .2й этап. Сис-ма Тейлора дала великолепный механизм упр-я кач-вом кажд. конкретного изделия.Однако продукция –это рез-тат осуществления производ-х процессов, и вскоре стало ясно, что управлять надо процессами. В 1924 г. была создана группа под рук-вом Р.Л. Джонса, заложившая основы статистич.упр-я кач-вом. Это были разработки контрольных карт, выполненные В. Шухартом, первые понятия и таблицы выборочного контроля качества, разработанные Г. Доджем и Г. Ромингом, ставшие началом статистических методов управления качеством, которые в последствии благодаря Э. Демингу получили очень широкое распространение в Японии и оказали весьма существенное влияние на экономическую революцию в этой стране.В то время, как в работах Деминга основное внимание уделяется улучшению качества применительно прежде всего к процессам, системам и статистике, Джуран подчеркивает необходимость для каждого менеджера непосредственно заниматься деятельностью, приводящей к повышению кач-ва. 3 этап. В 1950-е годы была выдвинута концепция тотального контроля кач-ва.Ее автор, америк.ученый А. Фейгенбаум.К главным задачам концепции относятся прогнозир-ное устранение потенциальных несоответствий в прод-ции на стадии конструкторской разработки, проверка кач-ва поставляемой продукции, комплектующих и матер-лов, а также упр-е пр-вом,развитие службы сервисного обслужив-я и надзор за соблюде-ем соответ-вия заданным требованиям к кач-ву. Фейгенбаум призвал обратить внимание на изуч-е причин несоответствий и первым указал на знач-е сис-мы учета затрат на кач-во.4й этап. В 80-е гг. начался переход от тотального контроля кач-вом (TQC) к тотальному менеджменту качества (TQM). В это время появилась серия новых международных стандартов на сис-мы качества -–-стандарты ИСО 9000 (1987г.), оказавшие весьма существ-ое влияние на менеджмент и обеспечение качества. В 1994 г. вышла новая версия этих стандартов, кот. расширила в основном стандарт МС 9004-1, -2, -3, -4, большее внимание уделив вопросам обеспечения качества программных продуктов, обрабатываемым материалам, услугам.Специфика тотальн.управления кач-вом состоит в том, что если раньше на предприятиях принимались компромиссные реш-я по таким параметрам, как объем выпуск-ой прод-ии, сроки поставки, затраты и кач-во,то теперь на 1й план выдвигается кач-во прод-ии, и вся работа предпр-я подчиняется этой цели. 5й этап. В 90-е гг. усилилось влияние общ-ва на предпр-я, а предпр-я стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов серии ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менедж-та с точки зрения защиты окр.среды и безопасности прод-ции. Существенно возросло влияние гуманистической составляющей кач-ва, усиливается внимание рук-лей предп-ий к удовлетворению потреб-тей своего персонала.Появляются и корпоративн.сис-мы упр-я кач-вом,кот.ставят своей целью усиление требований международн. стандартов и учитывают специфику таких корпораций. Внедрение стандартов ИСО 14000 и QS 9000, а также методов самооценки по моделям премий по качеству-главн.достижение 5го этапа развития систем управления качеством.
- 1.Сущность,главн. Задачи и предмет изучения менеджмента. Виды
- 2.Функции и принципы менеджмента.
- 3.Понятие управления. Типы хозяйственного управления.
- 4.Этапы развития теории и практики управления в 19 веке.
- 5.Рационалистическая школа менеджмента.
- 6.Классическая школа менеджмента
- 8.Системный и ситуацион.Подходы к менедж-ту
- 10. Понятие и признаки организации
- 11. Внешн.И внутрен.Среда организации.Факторы прямого и косвенного воздействия
- 12. Организац-е структуры и современ-е принципы их построения
- 13. Структура управления и её элементы
- 14 Управленческое взаимодействие и коммуникационные каналы
- 15. Понятие и виды управленческих полномочий
- 16.Типы управленческих структур
- 17.Теория поведения человека в организации
- 18.Организационня стр-ра: групповая динамика,лидерство,власть.
- 19. Типы и причины конфликта. Способы управления конфликтной ситуацией.
- 20. Содержательные теории мотивации.
- 21. Процессуальные теории мотивации
- 22. Содержание и типы организационной структуры
- 23.Понятие и концепции упр-я персоналом. Формирование человеческого капитала.
- 24. Классификация персонала. Сис-ма упр-я персоналом на предпр-ии.
- 25. Методы оценки персонала.
- 26. Виды обучения персонала
- 27. Планирование карьеры. Концепция «качество трудовой жизни»
- 28. Понятие и виды управленческих решений
- 29.Этапы выработки рационального управленческого решения
- 30. Понятие и классификация управленческих проблем
- 31. Этапы реализации управленческого решения. Условия эффективности
- 32.Средства и методы упр-я. Формальное и неформальное упр-е
- 33.Понятие и элементы стратегии управления. Стадии и модели стратегии в организации.
- 34. Выбор альтернатив эффективного управления
- 35.Ресурсы, качество и эффективность управления.
- 36. Методы стратегического анализа на основе матриц.
- 37. Понятие, виды и функции риска.
- 38. Подходы к управлению риском. Страхование рисков.
- 39. Основные понятия производственного менеджмента. Активные и пассивные элементы технико производственной базы предприятия.
- 40. Организация и упр-е операционным процессом на предпр-ии.
- 41. Понятие и основные характеристики качества прод-ии и услуг
- 43. Этапы развития системы управления кач-вом
- 44.Сертификация и стандартизация как элем-ты упр-я качеством
- 45.Понятия и виды инноваций.
- 46.Этапы инновационного процесса.
- 47.Организационные формы инновационной деятельности.
- 48. Система информационного управления на предприятии.
- 49.Понятия и принципы планирования в дея-ти предприятия.
- 50 Бюджетный и нормативный методы планирования
- 51 Графическое и математическое планирование
- 52 Тактическое и оперативное планирование
- 53 Бизнес-планирование
- 54 Стратегическое управление.