5.Рационалистическая школа менеджмента.
Фредерик Тейлор (1856-1915). Свою карьеру он начал с простого рабочего,а получив заочно высшее образование,за 8 лет дослужился до должности главн.инженера сталелитейной компании.Свой 1й эксперимент Тейлор провел в 1898-1901 гг. в сталелитейной компании, где с помощью секундомера исследовал процесс подрезки чугунных чушек,выполнявшийся самыми сноровистыми рабочими.Он разделил операции на отдельн.элем-ты и на основе хронометража определял их продолжит-ть. В рез-те были выведены средн.нормы, распространен-е на всех рабочих.Они обеспечили рост производит-ти труда в 3,5-4 раза.
Целью 2го эксперимента было определение оптимальн.скорости резания металла и сп-бов постановки заготовок на станки. За 26 лет Тейлор провел 50 тысяч опытов, предполагавших необходимость расчета влияния на конечный рез-тат 12 независимых переменных. Для облегчения этого труда ему пришлось даже изобрести спец-ю счетную линейку.1е эксперименты Тейлора вызвали по вполне понятным причинам ожесточение, что заставило его уже на ранних стадиях пересмотреть свои излишне технократич-е взгляды, хотя рабочего как личность он так никогда и не рассматривал, несмотря на то, что сам был выходцем этой среды. Тейлор пришел к выводу, что благосост-е предприним-лей невозможно,если оно не будет сопровождаться благосостоянием рабочих.В своих книгах «Управление предприятием» (1903г.) и «принципы научного управления» (1911г.) Тейлор изложил взгляды, кот.касались 3х осн.проблем: нормирования труда, роли менеджеров, вознаграждения и стимулир-я.Прежде всего он доказал возможность разработки на основе тщательн.изучения затрат времени, движений, усилий, оптимальных методов осуществления производств-х и трудовых операций, норм расхода времени на них и необходимость неукоснительного следования разработанным стандартам.Далее Тейлор показал, что кажд.менеджер должен осуществлять подбор, обучение и расстановку рабочих на те места, где они могут принести наибольш.пользу, устанавливать для них задания, распределять матер-е ресурсы, обеспечить их рациональное расходование, мотивировать высок.производительность исполнителей, своевременно контролир-ть их действия и достигнутые рез-ты. Тейлор считал, что менеджер должен определять для подчиненных точный порядок, инструменты и механизм выполнения работы, время ее завершения.
- 1.Сущность,главн. Задачи и предмет изучения менеджмента. Виды
- 2.Функции и принципы менеджмента.
- 3.Понятие управления. Типы хозяйственного управления.
- 4.Этапы развития теории и практики управления в 19 веке.
- 5.Рационалистическая школа менеджмента.
- 6.Классическая школа менеджмента
- 8.Системный и ситуацион.Подходы к менедж-ту
- 10. Понятие и признаки организации
- 11. Внешн.И внутрен.Среда организации.Факторы прямого и косвенного воздействия
- 12. Организац-е структуры и современ-е принципы их построения
- 13. Структура управления и её элементы
- 14 Управленческое взаимодействие и коммуникационные каналы
- 15. Понятие и виды управленческих полномочий
- 16.Типы управленческих структур
- 17.Теория поведения человека в организации
- 18.Организационня стр-ра: групповая динамика,лидерство,власть.
- 19. Типы и причины конфликта. Способы управления конфликтной ситуацией.
- 20. Содержательные теории мотивации.
- 21. Процессуальные теории мотивации
- 22. Содержание и типы организационной структуры
- 23.Понятие и концепции упр-я персоналом. Формирование человеческого капитала.
- 24. Классификация персонала. Сис-ма упр-я персоналом на предпр-ии.
- 25. Методы оценки персонала.
- 26. Виды обучения персонала
- 27. Планирование карьеры. Концепция «качество трудовой жизни»
- 28. Понятие и виды управленческих решений
- 29.Этапы выработки рационального управленческого решения
- 30. Понятие и классификация управленческих проблем
- 31. Этапы реализации управленческого решения. Условия эффективности
- 32.Средства и методы упр-я. Формальное и неформальное упр-е
- 33.Понятие и элементы стратегии управления. Стадии и модели стратегии в организации.
- 34. Выбор альтернатив эффективного управления
- 35.Ресурсы, качество и эффективность управления.
- 36. Методы стратегического анализа на основе матриц.
- 37. Понятие, виды и функции риска.
- 38. Подходы к управлению риском. Страхование рисков.
- 39. Основные понятия производственного менеджмента. Активные и пассивные элементы технико производственной базы предприятия.
- 40. Организация и упр-е операционным процессом на предпр-ии.
- 41. Понятие и основные характеристики качества прод-ии и услуг
- 43. Этапы развития системы управления кач-вом
- 44.Сертификация и стандартизация как элем-ты упр-я качеством
- 45.Понятия и виды инноваций.
- 46.Этапы инновационного процесса.
- 47.Организационные формы инновационной деятельности.
- 48. Система информационного управления на предприятии.
- 49.Понятия и принципы планирования в дея-ти предприятия.
- 50 Бюджетный и нормативный методы планирования
- 51 Графическое и математическое планирование
- 52 Тактическое и оперативное планирование
- 53 Бизнес-планирование
- 54 Стратегическое управление.