16.2. Венчурное финансирование инновационной деятельности
Венчурным инвестированием инновационной деятельности (англ. venture — рискованное предприятие) называется долгосрочное рискованное вложение капитала в объекты инновационной сферы с целью получения высокой прибыли после их продажи по прошествии определенного времени.
Создание венчурных фондов призвано решать задачу внедрения новых техпроцессов и технологий в производственный процесс. Венчурные инвестиции составляют менее 3 % корпоративных расходов на НИОКР, но приводят к осуществлению 15 % всех инноваций в промышленности. Такие известные компании, как Intel, Advanced MicroDevices, Apple, Sun Microsystems, Seagate и Biogen финансировались венчурным капиталом на начальных этапах своего развития.
Особенности венчурного финансирования инновационной деятельности состоят в следующем:
1) высокие риски вложения средств, которые проявляются в отсутствии гарантий возврата вложенного капитала;
2) механизмом финансирования инновационных компаний венчурными фондами является прямая покупка их акций;
3) возможность внедрения представителя венчурной компании в совет директоров инновационной организации, тем самым появляется возможность влиять на процесс принятия решений в организации. В случае кредитования такая практика не имеет место;
4) венчурный инвестор не заинтересован в распределении прибыли и получении процентов. Являясь совладельцем компании, он имеет право на ее часть.
Для данного типа финансирования характерно соотношение «высокие прибыли — высокие риски». Формально венчурные инвестиции представляют собой аналог прямых частных инвестиций, направленных на высокорисковые инновационные проекты и программы, находящиеся на ранних стадиях развития.
Это совершенно новые экономические отношения, в которых ключевую роль играет факт участия инвестора в управлении проектами и передаче опыта ведения бизнеса. Такие инвестиции помогают молодым копаниям в реализации их инновационных проектов.
В индустрии прямых частных и венчурных инвестиций стало общепринятым следующее разделение процесса инвестирования на ряд стадий:
Seed («ранняя») — организация находится в стадии формирования, имеется лишь проект или бизнес-идея, идет процесс создания управленческой команды.
Start-up («начальная») — компания недавно образована, обладает опытными образцами, пытается организовать производство и выход готовой продукции на рынок.
Early stage («ранний рост») — организация осуществляет выпуск и коммерческую реализацию готовой продукции, хотя пока и нет устойчивой прибыли.
Expansion («расширение») — организация занимает определенные позиции на рынке, становится прибыльной, ей требуется расширение производства и сбыта, проведение дополнительных маркетинговых исследований, увеличение основных фондов и капитала.
Exit («выход») — этап развития организации, на котором происходит продажа акций стратегическому инвестору или их первичное размещение на фондовом рынке.
Оптимальная схема венчурного инвестирования инновационной деятельности представлена на рис. 16.2.
Согласно схеме венчурный капитал вкладывается в венчурный фонд, который находится под оперативным руководством управляющей компании (УК). Фонд, в свою очередь, приобретает доли в организации на ограниченный срок на 7–10 лет, до тех пор, пока рынок не будет способен вернуть вложенный капитал с существенной прибылью. Как правило, фонды инвестируют капитал в большое число проектов (10–20). Это является необходимой стратегией диверсификации рисков, поскольку значительная часть проектов окажется убыточной, но большая доля профинансированных предприятий сможет принести значительную прибыль.
Момент получения прибыли — «выход», когда венчурный фонд продает свои акции на бирже либо стратегическому инвестору.
Продажа происходит на пике стоимости компании, и вырученные средства могут многократно превышать первоначальные вложения. Таким образом, основной целью венчурного инвестора является рост капитализации проинвестированных компаний.
Рис. 16.2. Схема организации венчурного финансирования инновационной деятельности
Руководство процессом сбора средств венчурного фонда и их последующим вложением осуществляет управляющая компания. Она выступает в роли посредника между инвесторами и предпринимателями-реципиентами инвестиций. В начальный период функционирования фонда под руководством УК происходит выбор объекта инвестирования, список которых утверждается инвестиционным комитетом фонда, представляющим интересы всех инвесторов.
По окончании деятельности фонда вознаграждение УК составляет 20–25 % от прибыли, что является компенсацией за эффективное управление. Выплата вознаграждения осуществляется после того, как инвесторам будет выплачена первоначальная сумма их вложений плюс заранее оговоренный доход с нормой прибыли. Инвесторы фонда не вносят все средства сразу, а предоставляют фонду обязательства выделять заранее утвержденный объем средств по мере необходимости в них, — что избавляет менеджеров фонда от задачи обеспечивать доходность еще не вложенных средств и позволяет им сосредоточиться на главном деле — инвестировании в компании и управлении уже проинвестированными проектами.
Развитие венчурной системы имеет следующие положительные эффекты:
1) социальный — венчурные компании-реципиенты венчурных инвестиций создают спрос на высококвалифицированных специалистов, производят продукты и услуги населению, основанные на высоких технологиях;
2) бюджетный — получившие венчурные инвестиции организации обеспечат поступление средств в бюджет в виде налогов и сборов при выходе на устойчивую прибыльность. Следовательно, для запуска венчурной системы могут быть использованы механизмы государственного частного партнерства.
- Ю. П. Анисимов, и. В. Усачева, о. Н. Григорова инновационный менеджмент
- Оглавление
- Введение
- 1. Тенденции и разновидности развития, управление развитием
- 1.1. Закономерность развития российской экономики
- 1.2. Приоритеты в управлении и тенденции развития
- 1.3. Управление развитием предприятий
- Контрольные вопросы
- 2. Нововведения как объект инновационного управления
- 2.1. Нововведение — объект инновационного менеджмента
- 2.2. Особый класс инноваций — финансовые инновации
- 2.3. Жизненный цикл нововведений
- Контрольные вопросы
- 3. Инновационный менеджмент: причины возникновения, становление и основные черты
- 3.1. Понятие, цели и задачи инновационного менеджмента
- 3.2. Модели инновационного менеджмента
- 3.3. Социально-психологические аспекты инновационного менеджмента
- Контрольные вопросы
- 4. Управление инновационными процессами
- 4.1. Понятие инновационного процесса
- 4.2. Государственное управление инновационными процессами
- 4.3. Особенности управления инновационными процессами в регионе
- 4.4. Управление нововведениями на предприятии
- Контрольные вопросы
- 5. Организация инновационного менеджмента
- 5.1. Формы организации инновационной деятельности
- 5.2. Структура инновационных организаций
- Контрольные вопросы
- 6. Организация процесса освоения производства новой продукции
- 6.1. Содержание процесса создания и освоения новой продукции
- 6.2. Принципы и методы организации ускоренного освоения новой продукции
- 6.3. Методы организации перехода на выпуск новых изделий
- 6.4. Гибкие производственные системы при организации освоения производства новых изделий
- Контрольные вопросы
- 7. Управление затратами на инновационную деятельность
- 7.1. Сущность и содержание затрат на инновационную деятельность
- 7.2. Планирование и учет затрат при освоении новых изделий. Метод Райта
- 7.3. Особенности формирования цен при разработке новой продукции
- 7.4. Особенности формирования цен при освоении новых изделий
- Контрольные вопросы
- 8. Разработка программ и проектов нововведений
- 8.1. Содержание, участники и виды инновационных проектов
- 8.2. Разработка инновационного проекта
- 8.3. Комплексный анализ инновационных проектов
- Контрольные вопросы
- 9. Создание благоприятных условий нововведений
- 9.1. Стимулирование инновационной деятельности в рыночной экономике
- 9.2. Значение благоприятных условий для инновационного потенциала страны
- 9.3. Инновационный опыт Соединенных Штатов Америки
- 9.4. Практический опыт Японии в области инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- 10. Формы инновационного менеджмента
- 10.1. Особенности малого предпринимательства в инновационной среде
- 10.2. Формы организации малого инновационного предпринимательства
- 10.3. Интрапренерство как форма организации инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- 11. Организация инновационного маркетинга
- 11.1. Сущность и виды маркетинга инноваций
- 11.2. Маркетинговое продвижение новой продукции
- 11.3. Критерии сегментации рынка новых товаров и пути совершенствования маркетинга
- 11.4. Стратегический инновационный маркетинг
- 11.5. Тактический инновационный маркетинг
- Контрольные вопросы
- 12. Рынок инноваций
- 12.1. Сущность и функции рынка инноваций
- 12.2. Виды рынков инноваций
- Контрольные вопросы
- 13. Инновационные игры
- 13.1. Инновационные игры: сущность и особенности применения
- 13.2. Методика подготовки и проведения деловых игр
- Контрольные вопросы
- 14. Прогнозирование и планирование в инновационном менеджменте
- 14.1. Сущность и содержание эпистемологии как теории познания прогнозирования инноваций
- 14.2. Особенности планирования в инновационном менеджменте
- Контрольные вопросы
- 15. Инновационный менеджмент и стратегическое управление
- 15.1. Содержание стратегического управления инновационной деятельностью
- 15.2. Характеристика стратегий поведения предприятий на рынке
- 15.3. Виды стратегий инновационной деятельности
- 15.4. Опыт применения инновационных стратегий
- Контрольные вопросы
- 16. Инвестирование инновационной деятельности
- 16.1. Формы и методы инвестирования инноваций
- 16.2. Венчурное финансирование инновационной деятельности
- 16.3. Лизинговое финансирование инновационной деятельности
- 16.4. Риски в инновационном менеджменте: понятие и виды
- Контрольные вопросы
- 17. Оценка эффективности инновационных проектов и выбор направлений экономической диагностики инновационной деятельности
- 17.1. Показатели и методы оценки эффективности инновационных проектов
- 17.2. Экспертиза и методы анализа инновационных проектов
- 17.3. Критерии и показатели, используемые в экономической диагностике инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- Заключение
- Термины и определения
- Список литературы
- 394030, Воронеж, ул. Карла Маркса, 67
- 394 026, Воронеж, ул. 303 Стрелковой дивизии, д. 1а