7.2. Планирование и учет затрат при освоении новых изделий. Метод Райта
Планирование затрат на инновационную деятельность тесно связано с финансовым планированием и планированием инновационных процессов. Расчеты плановых затрат достаточно трудоемки. Причем возможность и точность планирования затрат на инновационную деятельность повышается по мере продвижения от фундаментальных исследований к освоению и промышленному производству продукции.
Планирование затрат на инновационную деятельность — это часть системы планирования инновационных процессов, включающая планирование целей и задач инновационных решений, путей, средств, необходимых для достижения поставленных целей, методов и этапов их достижения.
При планировании инновационных затрат применяются следующие методы:
нормативный;
параметрический;
метод прямого счета (калькулирование);
метод аналогов;
НИР-мультипликатор;
метод определения затрат по удельным технико-экономическим показателям;
метод Райта.
Нормативный метод основан на использовании максимально возможного числа различных норм и нормативов, по которым определяются длительность стадий, этапов, процессов; трудоемкость выполнения различных работ; материальных затраты; материальных запасы и незавершенное производство; оборотные средства; денежные затраты и эффективность. Нормативы могут устанавливаться в расчете на единицу объема работ или продукции, на единицу времени, на единицу целевого параметра (функции) создаваемого объекта и должны быть дифференцированы.
Этот метод предусматривает разбивку проекта на возможно более короткие работы, этапы, процессы, а также подготовку качественной нормативной базы.
Параметрический метод базируется на определении суммы затрат исходя из значений параметров инновационного объекта (размеров, производительности, скорости) и из нормативов затрат в расчете на единицу параметра. Может применяться для расчета затрат на проектирование и изготовление объектов или на весь комплекс работ. Параметрический метод целесообразен при установлении предельных затрат на создаваемые объекты с улучшенными потребительскими характеристиками.
Метод прямого счета состоит в детальном расчете затрат на каждый элемент объекта, на каждую операцию по каждой статье затрат. Например, заработной платы по тарифным ставкам и плановому количеству человеко-дней работников по отдельной операции. Такие расчеты возможны и целесообразны по небольшим объектам и работам.
Метод аналогов заключается в использовании данных о затратах по ранее выполненным инновационным работам, аналогичным планируемой. Базой при выполнении расчетов служат размеры затрат по отдельным элементам, этапам, процессам. При необходимости к затратам аналогов применяются поправочные коэффициенты, учитывающие внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на инновационную деятельность. Применение метода аналогов оправдывает себя при планировании в условиях большой неопределенности содержания предстоящих работ.
Практически все методы дополняют друг друга и могут использоваться параллельно при планировании затрат на один и тот же инновационный проект.
Метод НИР-мультипликатора позволяет определить потребность в инвестиционных затратах при осуществлении инновационной деятельности.
Метод определения затрат по удельным технико-экономическим показателям основан на предположении, что себестоимость нововведения изменяется пропорционально изменению основных технико-экономических показателей приходящихся на единицу параметра.
Метод Райта. Планирование затрат в начале освоения новых изделий характеризуется высокими расходами материальных и трудовых ресурсов. По мере нарастания объема выпуска продукции стабилизируется технологический процесс, в результате повышенные затраты снижаются и достигают необходимой величины на уровне технически обоснованных норм.
В начале освоения новых изделий производственный процесс характеризуется высокими затратами трудовых и материальных ресурсов. Нередко производство новых изделий в первые месяцы убыточно. По мере нарастания объема выпуска продукции стабилизируется технологический процесс, устраняются конструкторские и технологические недоработки, налаживаются кооперированные и производственные связи, закрепляются специальные знания и навыки работы. В этот период активно проводятся различные технические и организационные мероприятия, снижающие дестабилизирующее влияние процесса освоения. В результате затраты постепенно снижаются и достигают необходимой величины на уровне технически обоснованных норм.
Установлена корреляционная зависимость между нарастанием выпуска новых изделий и изменением экономических показателей. Она имеет гиперболический характер и соответствует гиперболе высшего порядка. Впервые зависимость между затратами на производство изделия и количеством повторных изготовлений, то есть порядковым номером изделий, была определена американским исследователем Т. Райтом, она имеет вид степенной функции (рис. 7.2):
, (7.1)
где — условно-переменные затраты на изготовление -го изделия с момента начала выпуска данного вида продукции;
— условно-переменные затраты на единицу изделия с начала освоения;
— порядковый номер изделия с начала выпуска;
— коэффициент крутизны кривой освоения.
Рис. 7.2. Динамика трудоемкости изделий в период освоения производства новой продукции
Коэффициент крутизны кривой освоения характеризует темп относительного снижения экономических показателей и зависит от новизны и сложности конструкции и технологического процесса, от степени готовности предприятия к освоению изделия. Для каждого предприятия значение коэффициента следует рассчитывать отдельно, используя для этого данные освоения производства ранее выпускаемых изделий.
Для характеристики процесса освоения новых изделий используют коэффициент освоения, который показывает, во сколько раз уменьшаются условно-переменные затраты при каждом удвоении числа выпущенных изделий:
, (7.2)
где — трудоемкость изделия;
— трудоемкость изделия после удвоения числа выпускаемых изделий.
Существует взаимосвязь коэффициента крутизны кривых и коэффициента освоения, которую можно выразить следующей формулой:
. (7.3)
Таким образом, формула Райта отражает модель, которую следует использовать при планировании трудоемкости и себестоимости на этапе освоения производства нового изделия.
Общие затраты труда на производство новых изделий за период освоения можно рассчитать по формуле
, (7.4)
где — трудоемкость изделия;
— трудоемкость k-го изделия;
, — конечное и искомое значения объема производства.
При планировании общей суммы затрат на инновационную деятельность целесообразно использовать метод межфирменных сравнений или бенчмаркинг (benchmarking — от английского benchmark — база, отметка уровня). Данный метод состоит в поиске компаний, которые делают что-то лучше всех, и в изучении того, как они этого добиваются, чтобы использовать полученные знания для соперничества с ними.
При управлении затратами на инновационную деятельность важное значение имеют учет и распределение инновационных затрат.
В рамках финансового учета существуют несколько подходов к учету затрат предприятий на инновационную деятельность:
отнесение на затраты текущего периода (например, затраты, связанные с изобретательством и рационализаторством; выплатой авторских вознаграждений; оплатой консультационных и информационных услуг; затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства, осуществляемые в ходе производственного процесса);
капитализация их в качестве нематериальных активов (например, затраты на НИОКР; расходы на приобретение лицензии и патентование объектов промышленной собственности) или основных средств (например, затраты на модернизацию или реконструкцию основных средств) с последующей амортизацией в течение периода полезного использования;
капитализация затрат с последующим погашением за счет чистой прибыли предприятия или внешних источников финансирования.
Первостепенную важность при учете инновационных затрат имеет источник погашения затрат (себестоимость продукции, чистая прибыль предприятия и т. д.).
- Ю. П. Анисимов, и. В. Усачева, о. Н. Григорова инновационный менеджмент
- Оглавление
- Введение
- 1. Тенденции и разновидности развития, управление развитием
- 1.1. Закономерность развития российской экономики
- 1.2. Приоритеты в управлении и тенденции развития
- 1.3. Управление развитием предприятий
- Контрольные вопросы
- 2. Нововведения как объект инновационного управления
- 2.1. Нововведение — объект инновационного менеджмента
- 2.2. Особый класс инноваций — финансовые инновации
- 2.3. Жизненный цикл нововведений
- Контрольные вопросы
- 3. Инновационный менеджмент: причины возникновения, становление и основные черты
- 3.1. Понятие, цели и задачи инновационного менеджмента
- 3.2. Модели инновационного менеджмента
- 3.3. Социально-психологические аспекты инновационного менеджмента
- Контрольные вопросы
- 4. Управление инновационными процессами
- 4.1. Понятие инновационного процесса
- 4.2. Государственное управление инновационными процессами
- 4.3. Особенности управления инновационными процессами в регионе
- 4.4. Управление нововведениями на предприятии
- Контрольные вопросы
- 5. Организация инновационного менеджмента
- 5.1. Формы организации инновационной деятельности
- 5.2. Структура инновационных организаций
- Контрольные вопросы
- 6. Организация процесса освоения производства новой продукции
- 6.1. Содержание процесса создания и освоения новой продукции
- 6.2. Принципы и методы организации ускоренного освоения новой продукции
- 6.3. Методы организации перехода на выпуск новых изделий
- 6.4. Гибкие производственные системы при организации освоения производства новых изделий
- Контрольные вопросы
- 7. Управление затратами на инновационную деятельность
- 7.1. Сущность и содержание затрат на инновационную деятельность
- 7.2. Планирование и учет затрат при освоении новых изделий. Метод Райта
- 7.3. Особенности формирования цен при разработке новой продукции
- 7.4. Особенности формирования цен при освоении новых изделий
- Контрольные вопросы
- 8. Разработка программ и проектов нововведений
- 8.1. Содержание, участники и виды инновационных проектов
- 8.2. Разработка инновационного проекта
- 8.3. Комплексный анализ инновационных проектов
- Контрольные вопросы
- 9. Создание благоприятных условий нововведений
- 9.1. Стимулирование инновационной деятельности в рыночной экономике
- 9.2. Значение благоприятных условий для инновационного потенциала страны
- 9.3. Инновационный опыт Соединенных Штатов Америки
- 9.4. Практический опыт Японии в области инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- 10. Формы инновационного менеджмента
- 10.1. Особенности малого предпринимательства в инновационной среде
- 10.2. Формы организации малого инновационного предпринимательства
- 10.3. Интрапренерство как форма организации инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- 11. Организация инновационного маркетинга
- 11.1. Сущность и виды маркетинга инноваций
- 11.2. Маркетинговое продвижение новой продукции
- 11.3. Критерии сегментации рынка новых товаров и пути совершенствования маркетинга
- 11.4. Стратегический инновационный маркетинг
- 11.5. Тактический инновационный маркетинг
- Контрольные вопросы
- 12. Рынок инноваций
- 12.1. Сущность и функции рынка инноваций
- 12.2. Виды рынков инноваций
- Контрольные вопросы
- 13. Инновационные игры
- 13.1. Инновационные игры: сущность и особенности применения
- 13.2. Методика подготовки и проведения деловых игр
- Контрольные вопросы
- 14. Прогнозирование и планирование в инновационном менеджменте
- 14.1. Сущность и содержание эпистемологии как теории познания прогнозирования инноваций
- 14.2. Особенности планирования в инновационном менеджменте
- Контрольные вопросы
- 15. Инновационный менеджмент и стратегическое управление
- 15.1. Содержание стратегического управления инновационной деятельностью
- 15.2. Характеристика стратегий поведения предприятий на рынке
- 15.3. Виды стратегий инновационной деятельности
- 15.4. Опыт применения инновационных стратегий
- Контрольные вопросы
- 16. Инвестирование инновационной деятельности
- 16.1. Формы и методы инвестирования инноваций
- 16.2. Венчурное финансирование инновационной деятельности
- 16.3. Лизинговое финансирование инновационной деятельности
- 16.4. Риски в инновационном менеджменте: понятие и виды
- Контрольные вопросы
- 17. Оценка эффективности инновационных проектов и выбор направлений экономической диагностики инновационной деятельности
- 17.1. Показатели и методы оценки эффективности инновационных проектов
- 17.2. Экспертиза и методы анализа инновационных проектов
- 17.3. Критерии и показатели, используемые в экономической диагностике инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- Заключение
- Термины и определения
- Список литературы
- 394030, Воронеж, ул. Карла Маркса, 67
- 394 026, Воронеж, ул. 303 Стрелковой дивизии, д. 1а