Классификация и типология
Мы уже многократно говорили, что в основе любого исследования лежат факты и информация, характеризующие исследуемое событие, явление, проблему. Роль фактов в исследовании состоит в том, что на этапе постановки и решения проблемы, только они позволяют выделить и распознать проблему, а на этапе принятия решения позволяют проверить его правильность и адекватность реальной жизни. Только действительные факты утверждают результаты выполненных исследований – ни одно доказательство не может считаться доказательством, если оно не подтверждается фактами.
Следует различать понятия «факт» и «информация».
Факт – это реально существующее событие, явление или их проявление, очевидность, которая не вызывает сомнения и не может отрицаться.
Информация – это сведения о проблеме, явлении (или их проявлении), не обязательно имеющее фактологический фарактер. В отдельных случаях, это могут быть идеи, выдвинутые Вашими коллегами, субъективные позиции исследователей, наблюдения отдельных членов коллектива, сведения, полученные из печатных изданий и др.
В этой ситуации , казалось бы, чем больше исследователь имеет в своем распоряжении фактов, характеризующих изучаемое явление (проблему), тем более успешно может быть проведено исследование и принято эффективное решение. Однако, это совсем так. Среди многообразия и обилия фактов, характеризующих явление (проблему), могут существовать (и, как правило, - существуют) факты «зашумляющие» и затрудняющие понимание исследуемого процесса. Часть этих фактов, может быть связана с влиянием на исследуемую проблему, других проблем, процессов – так называемые «коррелированные» факторы, а часть может быть просто связана с ошибками наблюдений (или экспериментов).
Для исследователя предельно важным является умение среди всего многообразия фактов, отобрать именно те, которые действительно характеризуют исследуемое явление, а «оставшиеся» факторы, подвергнуть специальному анализу, для выяснения причин их породивших.
Задача чрезвычайно сложная и требует от исследователя предельного внимания и аккуратности в отборе факторов.
Наиболее частые ошибки в отборе фактов:
преднамеренный отбор только тех фактов, которые удовлетворяют предложенной гипотезе. Очень близко к этому стоит и фальсификация фактов – направленный подбор фактов, искажающий действительное положение вещей;
замена главных, ведущих факторов - второстепенными;
неоправданная абсолютизация отдельных факторов, т. е придание им главенствующей роли в объяснении явления;
ложная интерпретация факта.
При отборе фактов, характеризующих явление можно руководствоваться следующими основными принципами:
соответствие фактов предмету исследования.;
объективность – каждый факт должен объективно характеризовать исследуемое явление. Не допустимо субъективное отношение к фактам (нравиться – не нравиться);
оценка достоверности и надежности источника получения факта;
сочетание, соединение и дополнительность, Очень часто, один отдельно взятый факт мало что дает в понимании действительности, однако сочетание нескольких фактов (их группировка) придает им совершенно новые свойства («одна дождинка – еще не дождь…»)
принцип достаточности. Большое количество фактов характеризующих одну и ту же сторону явления, требует значительно большего времени для их обработки и осмысления, соответственно, затягивает принятие решения. При проведении исследований важно чувствовать и оценивать достаточность факторов. С другой стороны, малое количество фактов, характеризующих какую-либо сторону процесса, не позволит достоверно оценить разброс (дисперсию) его характеристик, а, соответственно, сделать достаточно обоснованные выводы.
Возможность научной интерпретации факта. Научная интерпретация факта предполагает возможность его объяснения с позиций истинности и объективности. В тоже время, не следует сразу отбрасывать факты, которые в данный момент не могут быть объяснены, но объективно характеризуют действительность. Именно в этих фактах, часто скрыто « зерно истины».
- 1. Основные характеристики организационной структуры 8
- 1. Алгоритмы и методы исследования системы управления 16
- 2. Методы исследования системы управления 34
- 3. Оценка эффективности системы управления. 90
- 4. Научная ценность и прикладное значение исследования системы управления 103
- 5. Основные качества, которыми должен обладать менеджер- исследователь. 121
- 7. Задания на контрольную работу 128
- 8. Литература 134 Введение
- Основные характеристики организационной структуры
- 1.1.Основные характеристики организационной структуры системы управления
- 1.2.Масштаб управляемости
- 1.2.1. Факторы, влияющие на формирование масштаба управляемости
- 1.3. Концептуальные подходы к оптимизации масштаба управляемости
- 1.4. Резюме
- Алгоритмы и методы исследования системы управления
- 2.1. Системный анализ как основа научного исследования
- 2.2. Алгоритм исследования системы управления
- I. Анализ проблемы
- II. Определение системы
- III. Анализ структуры системы
- XI. Построение комплексной программы развития
- XII. Проектирование системы для достижения целей
- 1.5.Классификация методов исследований
- 2.3.1 Классификация Игнатьевой а.В., Максимцова м.М
- 1.5.1. Классификация Короткова э.М
- Методы исследования системы управления
- 1.6.Качественные методы
- 1.6.1.Мыслительно – логические методы.
- Конструирование определений,
- Постановка вопроса
- Конструирование гипотез
- Гипотеза – это вероятностное знание, объяснение, понимание., вариант объяснения проблемной ситуации при недостаточности информации.
- Доказательства
- Интуиция
- Классификация и типология
- Методы разделения (группровки) фактов по определенным признакам
- Основные принципы классификации
- Представление собранной фактологической информации к виду, удобному для дальнейшего анализа
- 1.6.2.Методы полемики
- Метод «Мозгового штурма»
- Этап генерации идей (первый этап).
- Этап анализа выдвинутых идей
- Основные принципы
- Роль руководителя группы
- Разновидности метода мозгового штурма
- Операторы синектики
- Формирование синектической группы
- Метод сценариев
- Методы экспертных оценок
- Подбор состава экспертов
- Методы проведения экспертизы.
- Оценка важности параметра в баллах
- Алгоритм определения коэффициентов веса оценки важности параметров в баллах
- Метод парных сравнений
- Алгоритм определения коэффициентов веса методом парных сравнений
- Метод «ДельФ»
- 1.6.3.Диагностические методы
- 3.2 Количественные методы
- 3.2.1 Сравнение .
- 3.2.2 Ранжирование данных наблюдений
- 3.2.3 Группировка данных наблюдений
- 3.2.4 Средние величины: Средняя арифметическая
- Средняя арифметическая взвешенная
- 1.6.4.Показатели вариации
- 3.3 Графические методы
- 3.3.1 Дерево целей
- 3.3.2 Матричные методы
- 3.3.3 Сетевые методы
- Построение сетевого графа.
- Необходимые шаги разработки Проекта
- Расстановка вех (контрольных сроков)
- 3.4 Методы моделирования
- 3.4.1 Регрессионные модели
- 3.4.2 Оптимизационные модели
- 3.4.3 Игровые модели
- 3.4.4 Кибернетические модели
- 3.4.5 Экономико-математические модели
- Оценка эффективности системы управления.
- 4.1. Система управления и основные законы общей теории организации
- 4.2. Режимы жизнедеятельности
- 4.3. Критерии и методы оценки эффективности системы управления
- 4.3 Количественные методы оценки системы управления
- 4.3.1. Оценка эффективности организационной структуры
- 5. Интегральный показатель эффективности управления:
- Позитивные направления изменения коэффициентов эффективности
- 3.4. Резюме
- Научная ценность и прикладное значение исследования системы управления
- 5.1. Подходы к развитию системы управления
- 5.2. Общие принципы развития системы управления
- 5.3. Логическая схема развития системы управления
- 5.4. Поиск оптимальной организационной структуры системы управления
- 5.5. Основные методологические подходы к проектированию системы управления
- 5.1.1 Методология проектирования систем управления
- 5.1.2. Проработка организационных механизмов координации системы управления
- 5.1.3. Проектирование экономических рычагов управления
- 4.3. Резюме
- Основные качества, которыми должен обладать менеджер- исследователь.
- 7. Задания на контрольную работу Требования к оформлению Контрольной работы
- Задание 1
- Задание 2.
- Задание 3.
- 8. Литература