4.4. Управление нововведениями на предприятии
Управление нововведениями на предприятии осуществляется на основании инновационной политики, которая предусматривает определение направлений развития инновационной сферы деятельности на перспективу, исходя из оценки потенциальных возможностей самого предприятия (объемов производства, номенклатуры выпускаемой продукции, рентабельности, финансового состояния) и обеспеченности необходимыми ресурсами (трудовыми, материальными, финансовыми).
Инновационная политика предприятия — это совокупность принципов и правил, приемов и методов осуществления инновационной деятельности для достижения желаемого результата от внедрения и распространения новых технологий и видов продукции на рынках сбыта.
Цель разработки инновационной политики на предприятии состоит в обеспечении качественных и количественных связей между всеми этапами осуществления инноваций при взаимодействии технологических, научно-исследовательских и экономических служб предприятия, непосредственно участвующих в инновационном процессе.
Предприятие формирует собственную инновационную политику, ориентируясь на государственную инновационную политику, которая определяет приоритетные направления НТП и обеспечивает их поддержку; собственные интересы и ресурсные возможности, а также потребности рынка.
Разработка основных составляющих инновационной политики идет совместно с разработкой основных элементов инвестиционной политики на предприятии.
Факторы реализации инновационной политики на предприятии:
сложность нового продукта, обусловленная технологией производства;
необходимость учета финансовых потерь в производственный период;
необходимость изыскания дополнительных источников финансирования инновационного процесса;
умение определять ожидаемые количественные потери при организации производства новой продукции;
изменение конструкторско-технологической документации в процессе перехода на производство нового изделия, что определяет изменение сроков и затраты на подготовку производства;
динамическое изменение удельного потребления материальных и трудовых ресурсов по мере освоения производства новых изделий;
необходимость учета времени адаптации производства к новым технологическим процессам.
Механизм разработки инновационной политики на предприятии включает ряд последовательных этапов:
1. Исследование спроса на продукцию предприятия, определение емкости рынка и перспектив его развития.
2. Исследование рынка необходимых ресурсов и тенденций его изменения.
3. Планирование и организация инновационной деятельности.
4. Кадровое обеспечение инновационной деятельности.
5. Прогнозирование рисков и учет потерь, связанных с ними.
6. Комплексный анализ эффективности внедрения нововведений.
Принципы разработки инновационной политики на предприятии:
1. Целеполагание, определяющее не только главную цель, но и совокупность целей более низкого порядка и оценивающее принимаемые решения с точки зрения их оптимального сочетания.
2. Системность, при которой процесс разработки инновационной политики рассматривается как сложная динамическая система, включающая взаимосвязанные друг с другом и с внешней средой элементы.
3. Неопределенность, учитывающая систематические и случайные факторы, которые воздействуют на инновационный процесс в ходе разработки инновационной политики.
4. Адаптивность, предполагающая возможность предприятия воспринять то или иное нововведение.
Успешное осуществление инновационной политики на предприятии возможно при соблюдении следующих условий:
новая продукция должна быть дифференцирована, то есть должна удовлетворять потребителя и приносить ему дополнительные преимущества, отличающие его от другого товара;
сильная маркетинговая ориентация — направленность нововведений на рынок и конечного потребителя;
интенсивный первичный анализ — до начала разработки инноваций должно быть проведено тщательное технико-экономическое обоснование инновационных предложений для их обеспечения требуемым количеством материальных и трудовых ресурсов;
наличие структурного плана освоения — переход от стратегического планирования ключевых показателей к оперативному планированию;
межфункциональная координация — совмещение действий всех служб предприятия на достижение поставленной цели в сфере инновационного развития;
поддержка со стороны руководства предприятия.
Определяющее значение для повышения эффективности управления нововведениями на предприятии имеет формирование соответствующей инновационной культуры.
Признаваемые культурные ценности организации представляют собой ряд идей, обосновывающих цели и смысл работы организации. Культурные ценности определяют основополагающие моменты в работе персонала и обеспечивают стабильность организации.
Сущность инновационной культуры организации раскрывается в следующих характеристиках:
внимание к деталям (ожидаемая от работников степень проявления точности анализа);
нацеленность на результат;
направленность на людей (учет влияния, оказываемого результатами выполнения управленческих решений, на сотрудников организации);
командный подход (приоритет действий команды перед действиями отдельных сотрудников);
агрессивность (настроенность сотрудников на конкурентную борьбу);
стабильность (приоритет стремления организации к сохранению статус-кво перед стратегией роста).
- Ю. П. Анисимов, и. В. Усачева, о. Н. Григорова инновационный менеджмент
- Оглавление
- Введение
- 1. Тенденции и разновидности развития, управление развитием
- 1.1. Закономерность развития российской экономики
- 1.2. Приоритеты в управлении и тенденции развития
- 1.3. Управление развитием предприятий
- Контрольные вопросы
- 2. Нововведения как объект инновационного управления
- 2.1. Нововведение — объект инновационного менеджмента
- 2.2. Особый класс инноваций — финансовые инновации
- 2.3. Жизненный цикл нововведений
- Контрольные вопросы
- 3. Инновационный менеджмент: причины возникновения, становление и основные черты
- 3.1. Понятие, цели и задачи инновационного менеджмента
- 3.2. Модели инновационного менеджмента
- 3.3. Социально-психологические аспекты инновационного менеджмента
- Контрольные вопросы
- 4. Управление инновационными процессами
- 4.1. Понятие инновационного процесса
- 4.2. Государственное управление инновационными процессами
- 4.3. Особенности управления инновационными процессами в регионе
- 4.4. Управление нововведениями на предприятии
- Контрольные вопросы
- 5. Организация инновационного менеджмента
- 5.1. Формы организации инновационной деятельности
- 5.2. Структура инновационных организаций
- Контрольные вопросы
- 6. Организация процесса освоения производства новой продукции
- 6.1. Содержание процесса создания и освоения новой продукции
- 6.2. Принципы и методы организации ускоренного освоения новой продукции
- 6.3. Методы организации перехода на выпуск новых изделий
- 6.4. Гибкие производственные системы при организации освоения производства новых изделий
- Контрольные вопросы
- 7. Управление затратами на инновационную деятельность
- 7.1. Сущность и содержание затрат на инновационную деятельность
- 7.2. Планирование и учет затрат при освоении новых изделий. Метод Райта
- 7.3. Особенности формирования цен при разработке новой продукции
- 7.4. Особенности формирования цен при освоении новых изделий
- Контрольные вопросы
- 8. Разработка программ и проектов нововведений
- 8.1. Содержание, участники и виды инновационных проектов
- 8.2. Разработка инновационного проекта
- 8.3. Комплексный анализ инновационных проектов
- Контрольные вопросы
- 9. Создание благоприятных условий нововведений
- 9.1. Стимулирование инновационной деятельности в рыночной экономике
- 9.2. Значение благоприятных условий для инновационного потенциала страны
- 9.3. Инновационный опыт Соединенных Штатов Америки
- 9.4. Практический опыт Японии в области инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- 10. Формы инновационного менеджмента
- 10.1. Особенности малого предпринимательства в инновационной среде
- 10.2. Формы организации малого инновационного предпринимательства
- 10.3. Интрапренерство как форма организации инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- 11. Организация инновационного маркетинга
- 11.1. Сущность и виды маркетинга инноваций
- 11.2. Маркетинговое продвижение новой продукции
- 11.3. Критерии сегментации рынка новых товаров и пути совершенствования маркетинга
- 11.4. Стратегический инновационный маркетинг
- 11.5. Тактический инновационный маркетинг
- Контрольные вопросы
- 12. Рынок инноваций
- 12.1. Сущность и функции рынка инноваций
- 12.2. Виды рынков инноваций
- Контрольные вопросы
- 13. Инновационные игры
- 13.1. Инновационные игры: сущность и особенности применения
- 13.2. Методика подготовки и проведения деловых игр
- Контрольные вопросы
- 14. Прогнозирование и планирование в инновационном менеджменте
- 14.1. Сущность и содержание эпистемологии как теории познания прогнозирования инноваций
- 14.2. Особенности планирования в инновационном менеджменте
- Контрольные вопросы
- 15. Инновационный менеджмент и стратегическое управление
- 15.1. Содержание стратегического управления инновационной деятельностью
- 15.2. Характеристика стратегий поведения предприятий на рынке
- 15.3. Виды стратегий инновационной деятельности
- 15.4. Опыт применения инновационных стратегий
- Контрольные вопросы
- 16. Инвестирование инновационной деятельности
- 16.1. Формы и методы инвестирования инноваций
- 16.2. Венчурное финансирование инновационной деятельности
- 16.3. Лизинговое финансирование инновационной деятельности
- 16.4. Риски в инновационном менеджменте: понятие и виды
- Контрольные вопросы
- 17. Оценка эффективности инновационных проектов и выбор направлений экономической диагностики инновационной деятельности
- 17.1. Показатели и методы оценки эффективности инновационных проектов
- 17.2. Экспертиза и методы анализа инновационных проектов
- 17.3. Критерии и показатели, используемые в экономической диагностике инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- Заключение
- Термины и определения
- Список литературы
- 394030, Воронеж, ул. Карла Маркса, 67
- 394 026, Воронеж, ул. 303 Стрелковой дивизии, д. 1а