logo search
Инновац _менеджм_последн

4.4. Управление нововведениями на предприятии

Управление нововведениями на предприятии осуществляется на основании инновационной политики, которая предусматривает определение направлений развития инновационной сферы деятельности на перспективу, исходя из оценки потенциальных возможностей самого предприятия (объемов производства, номенклатуры выпускаемой продукции, рентабельности, финансового состояния) и обеспеченности необходимыми ресурсами (трудовыми, материальными, финансовыми).

Инновационная политика предприятия — это совокупность принципов и правил, приемов и методов осуществления инновационной деятельности для достижения желаемого результата от внедрения и распространения новых технологий и видов продукции на рынках сбыта.

Цель разработки инновационной политики на предприятии состоит в обеспечении качественных и количественных связей между всеми этапами осуществления инноваций при взаимодействии технологических, научно-исследовательских и экономических служб предприятия, непосредственно участвующих в инновационном процессе.

Предприятие формирует собственную инновационную политику, ориентируясь на государственную инновационную политику, которая определяет приоритетные направления НТП и обеспечивает их поддержку; собственные интересы и ресурсные возможности, а также потребности рынка.

Разработка основных составляющих инновационной политики идет совместно с разработкой основных элементов инвестиционной политики на предприятии.

Факторы реализации инновационной политики на предприятии:

Механизм разработки инновационной политики на предприятии включает ряд последовательных этапов:

1. Исследование спроса на продукцию предприятия, определение емкости рынка и перспектив его развития.

2. Исследование рынка необходимых ресурсов и тенденций его изменения.

3. Планирование и организация инновационной деятельности.

4. Кадровое обеспечение инновационной деятельности.

5. Прогнозирование рисков и учет потерь, связанных с ними.

6. Комплексный анализ эффективности внедрения нововведений.

Принципы разработки инновационной политики на предприятии:

1. Целеполагание, определяющее не только главную цель, но и совокупность целей более низкого порядка и оценивающее принимаемые решения с точки зрения их оптимального сочетания.

2. Системность, при которой процесс разработки инновационной политики рассматривается как сложная динамическая система, включающая взаимосвязанные друг с другом и с внешней средой элементы.

3. Неопределенность, учитывающая систематические и случайные факторы, которые воздействуют на инновационный процесс в ходе разработки инновационной политики.

4. Адаптивность, предполагающая возможность предприятия воспринять то или иное нововведение.

Успешное осуществление инновационной политики на предприятии возможно при соблюдении следующих условий:

Определяющее значение для повышения эффективности управления нововведениями на предприятии имеет формирование соответствующей инновационной культуры.

Признаваемые культурные ценности организации представляют собой ряд идей, обосновывающих цели и смысл работы организации. Культурные ценности определяют основополагающие моменты в работе персонала и обеспечивают стабильность организации.

Сущность инновационной культуры организации раскрывается в следующих характеристиках: