logo search
Инновац _менеджм_последн

4.1. Понятие инновационного процесса

Инновационный процесс — процесс преобразования научной идеи в инновацию, т. е. последовательная цепь событий, в ходе которой разрабатывается инновация в виде продукта, технологии, или услуги и распространяется путем практического использования.

В отличие от научно-технического процесса инновационный процесс заканчивается внедрением, т. е. первым появляется на рынке нового продукта.

Этот процесс не прерывается и после внедрения, т. к. по мере распространения новшества совершенствуется, становится более эффективным, приобретает новые свойства. Это открывает для него новые области применения, новые рынки и новых потребителей. Таким образом, инновационный процесс направлен на создание требуемого рынка продуктов, технологии или услуг и осуществляется в тесной зависимости от потребителя. Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники и технологии.

Техника совокупность средств и предметов труда, необхо­димых для производственного процесса.

Технология — совокупность способов изготовления и примене­ния техники и преобразование материалов в продукты промышлен­ного и бытового применения.

Существуют пять стадий инновационного процесса:

1. Фундаментальные исследования, направленные на изучение существующих явлений, делятся:

а) на теоретические;

б) поисковые.

Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий, создании новых теорий.

К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий не известных ранее. В поисковых исследованиях обычно известна цель намечаемой работы. В ходе таких исследований происходит подтверждение теоретических положений.

2. Прикладные исследования, направленные на исследование путей практического применения открытых ранее процессов, делятся на следующие виды:

а) информационные работы — научные работы, направленные на улучшение поиска и совершенствование анализа научно-технической информации;

б) организационно-экономические работы, направленные на совершенствование организации и планирования производства, разработку методов организации труда и управления;

в) научно-учебные работы — это деятельность по подготовке научной работы аспирантов и студентов;

г) опытно-конструкторские работы — подразумевают применение резервов прикладных исследований, для создания образцов нового продукта, новой техники и технологии. Это завер­шающая стадия научных исследований, т. е. переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. Таким образом, целью опытно-конструкторских работ является создание образцов новой техники, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственное потребление.

3. Освоение промышленного производства новых изделий, которые включают научное и производственное освоение. Проведе­ние испытаний новой продукции, а также техническая подготовка производств. На стадии освоения выполняются опытные и экспериментальные работы по освоению инноваций.

4. Промышленное производство продукции осуществляется в два этапа:

а) производство новой техники — массовое производство научно-технических разработок в масштабах, определенных запро­сами потребителей;

б) реализация новой продукции потребителей — доведение новой техники до потребителя.

5. Испытание продукции конечным потребителем и параллельно предоставление услуг, обеспечение безаварийной экономической работы, а также ликвидация неисправленного оборудования. На этой стадии осуществляются одновременно два процесса:

а) непосредственное испытание материальных и культурных благ, произведенных на основе инноваций;

б) сервисное обслуживание, включающее технические и орга­низационные мероприятия, обеспечивающие поддержание новой техники в рабочем состоянии в течение нормативного срока службы.