logo search
ISU_BASE_MGSU

5.1.1 Методология проектирования систем управления

Современные концепции проектирования систем управления предлагают различный набор способов, правил и методов, который можно свести в следующую совокупность элементов: стадии, подходы, принципы, критерии.

Центральной проблемой проектирования системы управления является определение его формальной структуры и прежде всего состава подразделений аппарата управления, установление их соподчиненности, функций, связей и отношений, а также расчет рациональной численности работающих. В общем виде может быть сформулировано три стадии проектирования:

Стадия композиции: разработка параметров подсистем системы управления, в первую очередь определение параметров информационных потоков, генерируемых внешней средой, состоянием внутренней среды, параметрами использования ресурсов и факторов производства. Уточнение целей, критериев, функций, методов управления, разработка укрупненной организационной схемы аппарата управления.

Стадия структуризации: определение целей и функций подразделений; подбор базовых подразделений; формулирование методов формирования состава базовых подразделений; разработка организационной схемы аппарата управления; разработка положений о базовых подразделениях, руководителях служб.

Стадия регламентации: разработка количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности; определение состава внутренних элементов базовых подразделений; распределение задач и работ конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение, разработка штатного расписания и т.д.

Различают три подхода к проектированию:

При проектировании надо иметь в виду одно обстоятельство.

Система управления производственной организацией, полностью зависящей от результатов хозяйственной деятельности, и бюджетной организацией имеет совершенно разные стимулы к саморазвитию. Если в первом случае негативные результаты должны вызвать реакцию поиска причин отклонений в цепочке управленческое решение – результаты и к корректировке деятельности, то во втором случае результаты управленческих решений либо приходят в блок сравнения с большим временным лагом, либо вообще не могут быть прослежены напрямую, только по косвенным данным. Это обстоятельство требует встраивания в систему управления либо наличия во внешней среде вполне определенных ограничителей разрастания систем управления в бюджетных организациях.

В современной литературе существует разнообразие трактовок принципов проектирования. Остановимся на двух наиболее известных – европейской и японской.

Специалисты, исповедующие европейские методы управления, считают, что в процессе проектирования должны обеспечиваться следующие семь основных принципов проектирования европейской школы:

Японский менеджмент выдвигает два следующих основных принципа:

простота структуры- создаваемая структура управления должна быть невысокой по вертикали и широкой по горизонтали. Это вызвано тем, что в организации с высокой вертикальной структурой ухудшается связь между верхними и нижними подразделениями. Организация растет, количество работающих увеличивается, связь между верхними и нижними подразделениями ухудшается. Надо иметь в виду, что при прохождении каждой ступени содержательность (правильность) распоряжения снижается на 30%. То есть, если проводить реформу организации, нужно принять за правило расширять горизонтальную структуру

границы контроля - при контроле одним человеком нижнего звена, как считают японские менеджеры, существует некая граница (граница контроля), за которой контроль теряет эффективность. По мнению японских специалистов, контроль административного работника распространяется на 5-6 человек, инспектирующего – на 15-20 человек

Критерии эффективности проектируемой системы управления, органически связаны с характеристиками состояния организационной структуры, рассмотренными выше, и их разнообразие может быть сведено в четыре основных критерия:

Завершается проектирование оценкой эффективности системы управления в целом или ее оргструктуры в частности.