Методы экспертных оценок
Методы экспертных оценок - это методы организации работы со специалистами экспертами и обработки мнений экспертов, выраженных в количественной и/или качественной форме с целью подготовки информации для принятия решения ЛПР - лицами принимающими решения.
Исходя из приведенного определения, метод экспертных оценок может рассматриваться как один из вариантов метода Мозгового штурма.
Возможность использования экспертных оценок, обоснование их объективности обычно базируется на том, что неизвестная характеристика исследуемого явления трактуется как случайная величина, отражением закона распределения которой является индивидуальная оценка специалиста-эксперта о достоверности и значимости того или иного события. При этом предполагается, что истинное значение исследуемой характеристики находится внутри диапазона оценок, получаемых от группы экспертов, и что обобщенное коллективное мнение является достоверным.
Экспертная оценка подразумевает вовлечение в процесс прогнозирования группы людей (экспертов). Менеджер обращается к ним, например, с вопросом о том, как они оценивают возможности предприятия в будущем. Затем он суммирует их оценки в баллах и находит среднее значение, Если речь идет принятии решения на основе данной оценки, то выбор между внесенными экспертами предложениями руководитель осуществляет самостоятельно, помня, что эти оценки носят достаточно субъективный характер.
Этот вид прогноза, помимо оценки уровня продаж и спроса, наиболее часто используется при оценке перспективы технологического развития. Например, частные предприниматели, желающие оценить насколько перспективно и привлекательно дело, в которое они намерены вложить средства, очень часто практикуют краткие опросы (иногда в виде беседы, интервью) независимых экспертов, разбирающихся в данном вопросе, имеющих опыт работы с подобными технологиями. Их мнения станут основой для принятия самостоятельного решения.
Выбор форм и методов проведения экспертных опросов, подходов к обработке результатов опроса и т.д. зависит от конкретной задачи и условий проведения экспертизы.
Даже в случае решения проблем, хорошо обеспеченных информацией, нельзя забывать о том, что экспертные оценки несут в себе не только узкосубъективные черты, присущие отдельным экспертам, но и коллективно-субъективные черты, которые не исчезают при обработке результатов опроса Иными словами, на экспертные оценки нужно смотреть как на некоторую «общественную точку зрения», зависящую от уровня научно-технических знаний общества относительно предмета исследования, которая может меняться по мере развития системы и наших представлений о ней. Следовательно можно считать, что экспертный опрос — это не одноразовая процедура. Такой способ получения информации о сложной проблеме, характеризующейся большой степенью неопределенности, должен стать своего рода «механизмом» в сложной системе, т.е. необходимо создать регулярную систему работы с экспертами.
Н а рисунке приведены основные стадии проведения экспертного опроса.
Одним из наиболее сложных и ответственных этапов является этап формирования экспертной комиссии. Именно состав экспертов зачастую определяет качество проведенной экспертизы, ее объективность и соответствие действительным реалиям. В том случае, если состав экспертов назначает сам Руководитель (ЛПР), то очень часто можно видеть, что рекомендации экспертной комиссии, совпадают с мнением руководства (подгонка общественного мнения по принимаемое решение).
- 1. Основные характеристики организационной структуры 8
- 1. Алгоритмы и методы исследования системы управления 16
- 2. Методы исследования системы управления 34
- 3. Оценка эффективности системы управления. 90
- 4. Научная ценность и прикладное значение исследования системы управления 103
- 5. Основные качества, которыми должен обладать менеджер- исследователь. 121
- 7. Задания на контрольную работу 128
- 8. Литература 134 Введение
- Основные характеристики организационной структуры
- 1.1.Основные характеристики организационной структуры системы управления
- 1.2.Масштаб управляемости
- 1.2.1. Факторы, влияющие на формирование масштаба управляемости
- 1.3. Концептуальные подходы к оптимизации масштаба управляемости
- 1.4. Резюме
- Алгоритмы и методы исследования системы управления
- 2.1. Системный анализ как основа научного исследования
- 2.2. Алгоритм исследования системы управления
- I. Анализ проблемы
- II. Определение системы
- III. Анализ структуры системы
- XI. Построение комплексной программы развития
- XII. Проектирование системы для достижения целей
- 1.5.Классификация методов исследований
- 2.3.1 Классификация Игнатьевой а.В., Максимцова м.М
- 1.5.1. Классификация Короткова э.М
- Методы исследования системы управления
- 1.6.Качественные методы
- 1.6.1.Мыслительно – логические методы.
- Конструирование определений,
- Постановка вопроса
- Конструирование гипотез
- Гипотеза – это вероятностное знание, объяснение, понимание., вариант объяснения проблемной ситуации при недостаточности информации.
- Доказательства
- Интуиция
- Классификация и типология
- Методы разделения (группровки) фактов по определенным признакам
- Основные принципы классификации
- Представление собранной фактологической информации к виду, удобному для дальнейшего анализа
- 1.6.2.Методы полемики
- Метод «Мозгового штурма»
- Этап генерации идей (первый этап).
- Этап анализа выдвинутых идей
- Основные принципы
- Роль руководителя группы
- Разновидности метода мозгового штурма
- Операторы синектики
- Формирование синектической группы
- Метод сценариев
- Методы экспертных оценок
- Подбор состава экспертов
- Методы проведения экспертизы.
- Оценка важности параметра в баллах
- Алгоритм определения коэффициентов веса оценки важности параметров в баллах
- Метод парных сравнений
- Алгоритм определения коэффициентов веса методом парных сравнений
- Метод «ДельФ»
- 1.6.3.Диагностические методы
- 3.2 Количественные методы
- 3.2.1 Сравнение .
- 3.2.2 Ранжирование данных наблюдений
- 3.2.3 Группировка данных наблюдений
- 3.2.4 Средние величины: Средняя арифметическая
- Средняя арифметическая взвешенная
- 1.6.4.Показатели вариации
- 3.3 Графические методы
- 3.3.1 Дерево целей
- 3.3.2 Матричные методы
- 3.3.3 Сетевые методы
- Построение сетевого графа.
- Необходимые шаги разработки Проекта
- Расстановка вех (контрольных сроков)
- 3.4 Методы моделирования
- 3.4.1 Регрессионные модели
- 3.4.2 Оптимизационные модели
- 3.4.3 Игровые модели
- 3.4.4 Кибернетические модели
- 3.4.5 Экономико-математические модели
- Оценка эффективности системы управления.
- 4.1. Система управления и основные законы общей теории организации
- 4.2. Режимы жизнедеятельности
- 4.3. Критерии и методы оценки эффективности системы управления
- 4.3 Количественные методы оценки системы управления
- 4.3.1. Оценка эффективности организационной структуры
- 5. Интегральный показатель эффективности управления:
- Позитивные направления изменения коэффициентов эффективности
- 3.4. Резюме
- Научная ценность и прикладное значение исследования системы управления
- 5.1. Подходы к развитию системы управления
- 5.2. Общие принципы развития системы управления
- 5.3. Логическая схема развития системы управления
- 5.4. Поиск оптимальной организационной структуры системы управления
- 5.5. Основные методологические подходы к проектированию системы управления
- 5.1.1 Методология проектирования систем управления
- 5.1.2. Проработка организационных механизмов координации системы управления
- 5.1.3. Проектирование экономических рычагов управления
- 4.3. Резюме
- Основные качества, которыми должен обладать менеджер- исследователь.
- 7. Задания на контрольную работу Требования к оформлению Контрольной работы
- Задание 1
- Задание 2.
- Задание 3.
- 8. Литература