Операторы синектики
Операторы синектики – это психологические факторы, стимулирующие и поддерживающие творческий процесс группы.
Превращение неизвестного в известное. При возникновении любой проблемы, первое желание, которое возникает у исследователя - это стремление понять и осмыслить ее, найти истоки и, при возможности свести решение к известному, попытаться объяснить ее в рамках привычных, устоявшихся понятий. В этом случае, в своих действиях исследователь для решения задачи, для генерации идеи использует «шаблоны», которые позволяют ему « двигаться от точки А к точке и так далее. Казалось бы, столбовая дорога шаблонного мышления ведет прямо к решению проблемы. Однако возможно, что наиболее аффективное решение требует перемещения как раз в противоположном направлении.
Преврашение известного в якобы неизвестное. Рассмотренный выше способ решения проблемы является достаточно условным, так как базируется на уже накопленных знаниях и не позволяет усомниться в их достаточности. В тоже время каждая новая проблема может потребовать новых подходов и знаний.
Согласно определению, проблемой называется ситуация, которая требует решения, причем предполагается, что это решение в свою очередь требует поиска, исследования. Иногда какая-то ситуация считается проблемой только потому, что на нее смотрят под определенным углом зрения. Если же изменить угол зрения, то ее решение может оказаться столь очевидным, что проблемность ситуации теряет смысл.
При решении какой-либо проблемы в первую очередь устанавливаются границы, в которые должно уложиться решение. После того как эти границы предположительно установлены, шаблонное мышление заставляет решать проблему в пределах этих границ. Однако, нередко, границы оказываются мнимыми, а решение находится за их пределами. (Вспомним, к примеру, апокрифическую историю о колумбовом яйце.).
Другой прием заключается в том, чтобы переворачивать явления с ног на голову, сознательно меняя некоторые соотношения- превращать известное в якобы неизвестное. Так, вместо того, чтобы рассматривать стены дома в качестве опоры для крыши, можно рассматривать их как подвешенные к ней; положение о том, что неподвижные крылья самолета служат для образования подъемной силы при движении самолета, заменить идеей о необходимости движения самих крыльев (винта) при неподвижном фюзеляже и др.
Так как нешаблонное мышление не имеет четко определенного направления, то не представляет большого труда отойти от проблемы, чтобы решить ее. Если ваш автомобиль остановился на склоне холма, а автомобиль, стоящий перед вами, неожиданно начинает скользить назад, прямо на вас, Вы, естественно, опираясь на логику, дадите задний ход и отъедете в сторону (при условии, что поток транспорта движется по соседнему ряду). Но быть может, разумнее сделать совершенно противоположное, а именно: подъехать вплотную к скользящему назад автомобилю. Это ослабит удар при столкновении, и, кроме того, дополнительное тормозное усилие вашего автомобиля, возможно, окажется достаточным, чтобы приостановить опасное движение вниз другого.
Существует несколько операторов превращения известного – в якобы неизвестное:
Субъективная аналогия – заключается в своеобразном «превращении» исследователя в в элемент исследуемого процесса, ситуации, проблемы.
Прямая аналогия – заключается в сравнении фактов из независимо существующих областей знаний, процессов, ситуаций, проблем. Использование такой аналогии требует от исследователя широкого кругозора, обширных знаний в различных областях науки, умения квалифицированно перенести свойства одного явления на другое. Ярким примером использования прямой аналогии является рождение кибернетики, в основе которой лежит перенос свойств элементов живой природы на конструируемые механизмы и системы.
Символическая аналогия – заключается в превращении любого суждения в парадокс, противоречие. Для символической аналогии очень важно выделить главную функцию исследуемого объекта, попытаться определить ее противоположные свойства и представить себе, что в системе реализуются именно эти функции. Что произойдет в этом случае? Как изменится поведение системы? Такой подход позволяет значительно глубже понять исследуемое явление, найти новые грани, открыть неизвестное в известном,
Провокативная аналогия - эта аналогия направлена на выключение стереотипного мышления, используя внезапный скачок в сторону.
Суть метода можно передать следующей фразой: "Возможно, нет причин говорить (делать) что-либо, пока это не было сказано (сделано)." Используя провокацию, мы находим новую идею, и появление данной идеи, даже если она нереальна, невыгодна, оправдывает данную провокацию.
В одной иностранной лакокрасочной компании проводили мозговой штурм по данной проблеме. Один из сотрудников предложил добавлять в краску порох, чтобы в последующем поджигать ее и она полностью сгорала бы, очищая стены. Это послужило провокационной начальной точкой для новой краски. Порох в краску конечно не добавляли. А добавили определенное химическое соединение, которое не влияло на основные качества краски. А другое химическое соединение использовали для опрыскивания обработанных данной краской поверхностей, после чего краска самостоятельно удалялась с окрашенной поверхности.
В любой ситуации можно прибегнуть к провокации. Но помните - провокация должна быть действительно провокативной. Самая распространенная ошибка - снижение риска до минимума уже при поиске решения. В качестве провокации предлагается удовлетворительное решение. А оно неспособно реализовать большой рывок в сторону, способный порвать стереотипы, и мысли возвращаются обратно, к обычным решениям. Используя такую легкую провокацию, человек не способен получить из нее стоящие идеи. Ведь в проблеме с возвратом кредитов идея о более тщательной проверке кредитуемых явно не будет провокативной. А вот идея о том, что надо не давать кредит, а покупать организацию за те же деньги - явно «попахивает» провокацией.
Фантастическая аналогия - характеризуется предельной раскованностью воображения, свободным оперированием символами и образами. Это позволяет взглянуть на проблему совершенно в другом ракурсе [«Государство – это я (Людовик XVI)], ощутить новый поворот мысли, увидеть, что мешает решению проблемы и найти ее неожиданное решение.
Совершенно естественно, что приведенные выше аналогии могут использоваться в самых различных сочетаниях. Важно только одно – их использование должно стимулировать коллективную творческую мысль.
- 1. Основные характеристики организационной структуры 8
- 1. Алгоритмы и методы исследования системы управления 16
- 2. Методы исследования системы управления 34
- 3. Оценка эффективности системы управления. 90
- 4. Научная ценность и прикладное значение исследования системы управления 103
- 5. Основные качества, которыми должен обладать менеджер- исследователь. 121
- 7. Задания на контрольную работу 128
- 8. Литература 134 Введение
- Основные характеристики организационной структуры
- 1.1.Основные характеристики организационной структуры системы управления
- 1.2.Масштаб управляемости
- 1.2.1. Факторы, влияющие на формирование масштаба управляемости
- 1.3. Концептуальные подходы к оптимизации масштаба управляемости
- 1.4. Резюме
- Алгоритмы и методы исследования системы управления
- 2.1. Системный анализ как основа научного исследования
- 2.2. Алгоритм исследования системы управления
- I. Анализ проблемы
- II. Определение системы
- III. Анализ структуры системы
- XI. Построение комплексной программы развития
- XII. Проектирование системы для достижения целей
- 1.5.Классификация методов исследований
- 2.3.1 Классификация Игнатьевой а.В., Максимцова м.М
- 1.5.1. Классификация Короткова э.М
- Методы исследования системы управления
- 1.6.Качественные методы
- 1.6.1.Мыслительно – логические методы.
- Конструирование определений,
- Постановка вопроса
- Конструирование гипотез
- Гипотеза – это вероятностное знание, объяснение, понимание., вариант объяснения проблемной ситуации при недостаточности информации.
- Доказательства
- Интуиция
- Классификация и типология
- Методы разделения (группровки) фактов по определенным признакам
- Основные принципы классификации
- Представление собранной фактологической информации к виду, удобному для дальнейшего анализа
- 1.6.2.Методы полемики
- Метод «Мозгового штурма»
- Этап генерации идей (первый этап).
- Этап анализа выдвинутых идей
- Основные принципы
- Роль руководителя группы
- Разновидности метода мозгового штурма
- Операторы синектики
- Формирование синектической группы
- Метод сценариев
- Методы экспертных оценок
- Подбор состава экспертов
- Методы проведения экспертизы.
- Оценка важности параметра в баллах
- Алгоритм определения коэффициентов веса оценки важности параметров в баллах
- Метод парных сравнений
- Алгоритм определения коэффициентов веса методом парных сравнений
- Метод «ДельФ»
- 1.6.3.Диагностические методы
- 3.2 Количественные методы
- 3.2.1 Сравнение .
- 3.2.2 Ранжирование данных наблюдений
- 3.2.3 Группировка данных наблюдений
- 3.2.4 Средние величины: Средняя арифметическая
- Средняя арифметическая взвешенная
- 1.6.4.Показатели вариации
- 3.3 Графические методы
- 3.3.1 Дерево целей
- 3.3.2 Матричные методы
- 3.3.3 Сетевые методы
- Построение сетевого графа.
- Необходимые шаги разработки Проекта
- Расстановка вех (контрольных сроков)
- 3.4 Методы моделирования
- 3.4.1 Регрессионные модели
- 3.4.2 Оптимизационные модели
- 3.4.3 Игровые модели
- 3.4.4 Кибернетические модели
- 3.4.5 Экономико-математические модели
- Оценка эффективности системы управления.
- 4.1. Система управления и основные законы общей теории организации
- 4.2. Режимы жизнедеятельности
- 4.3. Критерии и методы оценки эффективности системы управления
- 4.3 Количественные методы оценки системы управления
- 4.3.1. Оценка эффективности организационной структуры
- 5. Интегральный показатель эффективности управления:
- Позитивные направления изменения коэффициентов эффективности
- 3.4. Резюме
- Научная ценность и прикладное значение исследования системы управления
- 5.1. Подходы к развитию системы управления
- 5.2. Общие принципы развития системы управления
- 5.3. Логическая схема развития системы управления
- 5.4. Поиск оптимальной организационной структуры системы управления
- 5.5. Основные методологические подходы к проектированию системы управления
- 5.1.1 Методология проектирования систем управления
- 5.1.2. Проработка организационных механизмов координации системы управления
- 5.1.3. Проектирование экономических рычагов управления
- 4.3. Резюме
- Основные качества, которыми должен обладать менеджер- исследователь.
- 7. Задания на контрольную работу Требования к оформлению Контрольной работы
- Задание 1
- Задание 2.
- Задание 3.
- 8. Литература