Сценарий деловой игры
Свой рабочий день генеральный директор фирмы Д.П. Васильев, как обычно, начал на полчаса раньше и прежде всего на лист бумаги набросал перечень всех дел, которыми предстоит сегодня заняться. В числе наиболее важных он подчеркнул работу по составлению плана о перспективах развития фирмы. Это давно не дает ему покоя, однако взяться за дело по-настоящему все некогда - отвлекали текущие дела.
На столе уже несколько дней лежат папки с материалами, подготовленными соответствующими службами: перспективы научно-технического развития фирмы, анализ основных технико-экономических показателей, прогноз на будущий год и т.д. Материалы требуют тщательного изучения, а пока удавалось знакомиться с ними только урывками.
Первым делом надо провести оперативное совещание. Конец месяца и квартала. Васильева очень беспокоит финансовое положение фирмы и реализация продукции. Совещание с руководителями служб начато ровно в 9.00, проведено довольно четко, но закончить его удалось только к 11 часам.
К этому времени в приемной накопилось уже много посетителей. В их числе несколько представителей других фирм, предприятий. Кроме того, просил принять начальник финансовой службы (в связи с невозвращением кредитов юридическим лицам он хотел дать пояснения по замечаниям генерального директора и снять вопросы). Просили также принять: начальник кадровой службы, а также службы маркетинга по изменению ситуации на внешнем рынке из-за колебаний валюты США. "Что ему от меня надо, - подумал генеральный директор. - Он, кажется, не первый день уже ко мне прорывается. Есть ведь заместитель генерального директора по финансам".
По следам одного из совещаний предстояло решить ряд вопросов с начальником службы безопасности.
Прием Васильев начал в 11.30. В первую очередь пригласил представителей других фирм. "Своим" назначил время в течение дня, заместителя генерального директора просил через секретаря позвонить позднее, если тот не найдет возможности решить свои вопросы с вице-президентом фирмы. Неожиданно приехал представитель коммерческого банка, в котором находится счет фирмы. Пришлось принять. Как оказалось, все его вопросы касались компетенции заместителя по финансам. Но, так уже было принято на фирме, сначала он должен был обратиться к генеральному директору. Из трех представителей других фирм только один действительно нуждался в приеме генерального директора. Вопросы других вполне могли решить его заместители. Однако один из представителей наотрез отказался рассматривать с кем-либо, кроме генерального директора, второй - остался не удовлетворен решением заместителя и непременно требовал вмешательства "самого".
Лишь после обеда генеральный директор, наконец, смог приступить к работе над перспективным планом, но в это время позвонил главный бухгалтер фирмы. Дело оказалось значительно серьезнее, чем можно было предполагать. Под угрозой срыва была выплата заработной платы работникам. Банк, где находились финансовые средства фирмы, неожиданно обанкротился. Генеральный директор давно подозревал, что с этим банком не все благополучно.
Надо немедленно ехать в банк. Генеральный директор просит секретаря вызвать машину, но она напоминает, что сегодня в 16.00 у него прием посетителей по личным вопросам, а в 17.30 — совещание руководителей структурных подразделений. Что делать? Отменять прием посетителей по личным вопросам не хотелось бы. Помнится, в прошлый раз он переносил его на сегодня. Нарушать самим же заведенный порядок - значит подрывать уважение ко всякому порядку вообще.
Размышления генерального директора прерывает телефонный звонок из-за границы. Интересуются, почему до сих пор не отправлена продукция фирмы для реализации. Он так и не успел принять своего главного бухгалтера. Вопросы касаются интересов многих работников, понадобятся средства для выплаты заработной платы. Как это все будет организовано? Учтены ли психологические факторы? Каковы последствия невыплаты заработной платы?
Во всех этих вопросах необходимо досконально разобраться, еще раз взвесить и обсудить. Но где же взять время? Генеральный директор с тоской посмотрел на пухлую папку еще не разобранной корреспонденции, задумался: "Создается впечатление, что не я руковожу фирмой, а фирма мною. Я намечаю одни дела на день, а жизнь подсказывает другие. Можно ли навести в этом какой-то порядок?"
Службы заместителя генерального директора по коммерческим вопросам изучали, помнится, затраты рабочего времени руководителей нашей фирмы. Интересно было бы посмотреть результаты, тем более они здесь, в папке. Да, цифры весьма любопытные.
Оказывается, у генерального директора фирмы и у его заместителей рабочее время обычно складывается примерно следующим образом:
подготовка решений перспективного характера - от 1-5% у руководителя, до 25% у отдельных замов, из них 93% - на проведение разного рода совещаний и 7% - на изучение и проработку материалов;
составление (подготовка предложений) плана - 5% у руководителя и до 15% - у замов, корректировка и уточнение планов текущего года - от 3 до 4%;
оперативная работа - от 65 до 70% общего времени, в том числе: посещения трудового коллектива - 2-3%, совещания - 90%, изучение материалов - 2%, другие формы работы - остальное;
решение кадровых вопросов - 5-6% рабочего времени, организационные проблемы управления - до 4%, другие вопросы - остальное время.
"А как складывается рабочий день у руководителей других фирм? - задумывается генеральный директор - Ведь мы работаем не хуже других. Правда, мой рабочий день длится иногда по 12 часов. Что ж, если я не умею иначе организовать свой труд, то вынужден использовать свои методы повышения его активности".
Таблица 15. Аналитические данные
№ п.п. | События | Планировались | Следует спланировать | Генеральный директор – инициатор события | Можно ли сделать иначе? | Экономия времени | Увеличения | |||||
Да | Нет | Да | Нет | Да | Нет | Да | Нет | Да | Нет | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- 1 Семестр
- 1.6.2 Перечень лекционно-практических занятий
- Тема 1. Теоретические и методологические основы корпоративного управления. Понятие корпоративного управления и его содержание
- 1. История корпоративного управления
- 2. Корпоративный менеджмент и корпоративное управление
- Тема 2. Сущность корпоративного управления
- 3.Система (структура) корпоративного управления. Основы корпоративного управления
- 4. Проблемы корпоративного управления
- 5. Риски управления современной компанией
- Тема 3. Права и обязанности акционеров
- 1. Законодательное обеспечение прав акцинеров
- Тема 4. Общее собрание акционеров
- 2. Подготовка общего собрания акционеров
- 3. Повестка для общего собрания акционеров
- 4. Порядок проведения общего собрания акционеров
- Тема 5. Работа совета директоров. Независимые директора
- 1.Функции совета директоров
- 2. Выборы членов совета директоров. Требования к членам совета
- 3. Как организовать эффективную работу совета директоров?
- 4. Независимый директор и его роль
- Тема 6. Выплата дивидендов и дивидендная политика
- 3. Теории определения размера дивиденда
- 4. Методики определения размера дивидендов
- Тема 7. Прозрачность и раскрытие информации
- 1.Интересы основных групп участников корпоративных отношений
- 2. Финансовая информация, подлежащая раскрытию
- Тема 8. Контроль над деятельностью акционерных обществ
- Тема 9. Рейдерство и экономическая безопасность акционерного общества
- 2. Поглощения
- 3. Действия государства по предотвращению поглощения
- Тема 10. Коррупция и ее влияние на бизнес
- 1.Понятие коррупции
- 2. Последствия коррупции
- Тема 11. Культура компании и ее связь с корпоративным управлением
- 1. Роль корпоративной культуры
- 2 Приверженность и обязательства
- 3. Элементы высшего уровня
- Тема 12. Кодекс Корпоративного управления: история и практика
- 3. Практика разработки кодекса корпоративного управления
- Глава 1. Принципы Корпоративного Управления
- Глава 1. Принципы Корпоративного управления
- Тема 13. Проблемы развития корпоративного управления в современном Казахстане
- Тема 14. Интегрированные корпоративные структуры в аграрном секторе Казахстана
- 2. Виды кооперации в аграрном секторе рк
- 3. Проблемы и перспективы развития кооперации и интеграции в аграрном секторе экономики
- Тема 15. Управление в интегрированных агропромышленных формированиях
- 1. Хозяйственное управление в апк
- 2. Управление в интегрированных формированиях
- 3. Управление в холдинговых структурах
- Тема 1. Теоретические и методологические основы корпоративного управления. Понятие корпоративного управления и его содержание
- Тема 2. Сущность корпоративного управления
- Тема 3. Права и обязанности акционеров
- Тема 4. Общее собрание акционеров
- Тема 5. Работа совета директоров. Независимые директора
- Тема 6. Выплата дивидендов и дивидендная политика
- Тема 7. Прозрачность и раскрытие информации
- Игра «Министры и конструкторы» Цель игры:
- Тема 8. Контроль над деятельностью акционерных обществ
- Тема 9. Рейдерство и экономическая безопасность акционерного общества
- Постановка управленческой проблемы
- Групповая работа над проблемой
- Групповые дискуссии
- Итоговая беседа
- Ход игры:
- Тема 11. Культура компании и ее связь с корпоративным управлением
- Тема 12. Кодекс Корпоративного управления: история и практика
- 2. Понятие кодекса корпоративного управления
- Деловая игра "Текучка" в деятельности руководителя Цель игры
- I. Ознакомление с проблемой
- 2. Систематизация информации
- 3. Анализ информации
- 4. Рекомендации по ведению дискуссии
- Сценарий деловой игры
- Тема 13. Проблемы развития корпоративного управления в современном Казахстане
- Тема 14. Интегрированные корпоративные структуры в аграрном секторе Казахстана
- Тема 1. Теоретические и методологические основы корпоративного управления. Понятие корпоративного управления и его содержание