logo
Корпоративное управление силлабус 2013

Тема 12. Кодекс Корпоративного управления: история и практика

  1. История создания кодекса корпоративного управления

Стимулы к созданию Кодексов корпоративного управления. Принципы корпоративного управления ОЭСР как основа для разработки кодексов. Наличие законодательно-нормативных актов регламентирующих деятельность акционерных обществ не было достаточным для полной уверенности в эффективном корпоративном управлении отдельной компании, и в начале 1990-х годов особенно остро встала проблема системного подхода к корпоративному управлению. Инвесторам требовалась полная и четкая информация о функционировании механизмов корпоративного управления в компании, что спровоцировало разработку компаниями собственных кодексов корпоративного управления. Нужно было документально закрепить правила и процедуры, которые бы обеспечивали акционерам доступ к информации о деятельности компании, доступ к полной информации о разграничении сфер деятельности и ответственности, а также распределении исполнительных и контрольных функций.

В действующем на начало 2009г. Законе РК «Об акционерных обществах» кодекс корпоративного управления определяется как «документ, утверждаемый общим собранием акционеров общества, регулирующий отношения, возникающие в процессе управления обществом, в том числе отношения между акционерами и органами общества, между органами общества, обществом и заинтересованными лицами.» Согласно статье 4 данного Закона Уставом публичнойi компании должно быть предусмотрено наличие кодекса корпоративного управления.

В связи с тем, что основные всемирно признанные «Принципы Корпоративного управления ОЭСР» (далее – Принципы ОЭСР) сыграли большую роль в разработке многих национальных кодексов и в частности, первого казахстанского модельного кодекса КУ, остановимся на них поподробней.

Принципы ОЭСР редакции 2004г. были разработаны по результатам решения принятого на уровне министров стран членов ОЭСР 27-28 апреля 1998г. На своем заседании Совет ОЭСР призвал организацию разработать свод стандартов и руководств по корпоративному управлению совместно с национальными правительствами, другими заинтересованными международными организациями и частным сектором. Для выполнения этой задачи ОЭСР создала Специальную группу по корпоративному управлению, которой было поручено разработать не имеющие обязательного характера принципы, воплощающие взгляды государств-членов по этому вопросу.

Принципы ОЭСР были утверждены в 1999г. и стали основой всех инициатив в области корпоративного управления как в странах ОЭСР, так и в государствах, не являющихся членами ОЭСР. Более того, они были также приняты в качестве одного из двенадцати основополагающих стандартов устойчивости финансовых систем Форумом финансовой стабильности.

Концепция корпоративного управления ОЭСР основана на нижеследующих четырех базовых принципах:

1. Справедливость.

Система корпоративного управления должна защищать права акционеров и обеспечивать равное отношение ко всем акционерам, в том числе миноритарным и иностранным. Все акционеры должны иметь доступ к эффективным средствам защиты в случае нарушения их прав.

2. Ответственность.

Система корпоративного управления должна признавать предусмотренные законом права заинтересованных лиц и способствовать активному сотрудничеству между акционерными обществами и заинтересованными лицами в целях создания благосостояния, рабочих мест и обеспечения устойчивости здоровых с финансовой точки зрения предприятий.

3. Прозрачность.

Система корпоративного управления должна обеспечивать своевременное раскрытие достоверной информации по всем существенным вопросам, касающимся акционерного общества, в том числе о его финансовом положении, результатах деятельности, структуре собственности и управления.

4. Подотчетность.

Система корпоративного управления должна обеспечивать стратегическое руководство обществом, эффективный контроль за управляющими со стороны совета директоров, а также подотчетность совета директоров обществу и его акционерам.

  1. Понятие кодекса корпоративного управления

Цели кодекса:

• защита интересов всех акционеров независимо от размера пакета акций, которыми они владеют;

• расширение возможностей для доступа внешних инвесторов;

• создание единой формальной основы для эффективного взаимодействия обществ с различными надзорными и регулирующими органами, а также создание предпосылок к совершенствованию системы регулирования и надзора.

• укрепление доверия между акционерами и обществом посредством:

. совершенствования процедур проведения общих собраний акционеров, заседаний советов директоров и исполнительных органов обществ;

. улучшения «прозрачности» деятельности обществ и систем их внутреннего финансового контроля;

. усиления роли совета директоров в управлении обществами;

. реальной подотчетности исполнительных органов обществ советам директоров и общим собраниям акционеров;

. установления в обществах понятной акционерам дивидендной политики и стратегии развития общества.

Практика корпоративного управления и Кодекс корпоративного управления, как формальное описание этой практики, должны обеспечивать:

• акционерам - реальную возможность осуществлять свои права, связанные с участием в обществе;

• равное отношение к акционерам, владеющим равным числом акций одного типа;(сомневаюсь в значимости выделения этого пункта на фоне крупных факторов)

• осуществление советом директоров стратегического управления деятельностью общества и эффективный контроль с его стороны за деятельностью исполнительных органов общества, а также подотчетность членов совета директоров его акционерам;

• исполнительным органам общества возможность разумно, добросовестно, исключительно в интересах общества осуществлять эффективное руководство текущей деятельностью общества, а также подотчетность исполнительных органов совету директоров общества и его акционерам;

• учитывать предусмотренные законодательством права заинтересованных лиц, в том числе работников общества, и поощрять активное сотрудничество общества и заинтересованных лиц в целях увеличения активов общества, стоимости акций и иных ценных бумаг общества, создания новых рабочих мест;

• своевременное раскрытие полной и достоверной информации об обществе, в том числе о его финансовом положении, экономических показателях, структуре собственности и управления в целях обеспечения возможности принятия обоснованных решений акционерами общества и инвесторами;

• эффективный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества с целью защиты прав и законных интересов акционеров;

• доступ обществ к внешним и внутренним рынкам капитала и следование общепризнанным постоянно совершенствующимся надлежащим стандартам практики корпоративного управления;

• эффективный надзор и регулирование деятельности обществ соответствующими органами.

Корпоративное управление определяет, что принятие и применение обществом положений Кодекса должно быть добровольным, основанным на стремлении повысить привлекательность общества в глазах существующих и

потенциальных инвесторов. Однако, как уже было упомянуто выше, принцип добровольности применяется не всегда, не везде и не для всех случаев.