4. Методики определения размера дивидендов
Существует несколько подходов к определению размера дивиденда:
• Методика постоянного процентного распределения прибыли
Чистая прибыль распределяется на выплаты дивидендов по привилегированным акциям и прибыль, доступную владельцам обыкновенных акций. Последняя, в свою очередь, распределяется решением собрания акционеров на дивидендные выплаты по обыкновенным акциям и нераспределенную прибыль. Основным аналитическим показателем, характеризующим дивидендную политику, является коэффициент «дивидендного выхода» - отношение дивиденда по обыкновенным акциям к прибыли, доступной владельцам обыкновенных акций (в расчете на одну акцию). Т.о. если предприятие закончило год с убытком, дивиденд может вообще не выплачиваться.
• Методика фиксированных дивидендных выплат
Регулярная выплата дивиденда на акцию в неизменном размере в течение продолжительного времени безотносительно к изменению курсовой стоимости акций. Если фирма развивается успешно и в течение ряда лет доход на акцию стабильно превышает некоторый уровень, размер дивиденда повышается.
• Методика выплаты «экстра» дивидендов
Компания выплачивает регулярные фиксированные дивиденды, однако периодически (в случае успешной деятельности) акционерам выплачиваются экстра-дивиденды, как премию, начисленную к регулярным дивидендам и имеющую разовый характер.
• Методика выплаты дивидендов акциями
Дивиденды, при наличии письменного согласия акционеров, могут выплачиваться ценными бумагами общества. Такой вариант выплат дивидендов должен быть принят общим собранием акционеров.
Преимущества выплаты дивидендов акциями:
• денежные средства остаются в компании;
• они имеют такую же информационную ценность, как и денежные дивиденды;
• если ликвидность ограничена, то выплата дивидендов акциями помогает поддерживать воспринимаемый уровень стабильности дивидендного потока и сохранять статус компании на рынке;
• они увеличивают количество акций в обращении и поэтому улучшают реализуемость акций;
• они являются эффективным средством для акционеров, желающих
увеличить свои пакеты акций в компании, так как позволяют обойтись без брокеров и других расходов, которые были бы понесены, если бы наличные деньги, полученные в форме дивиденда, были реинвестированы в компанию через рынок.
Регулирование курса акций
Кроме приведенных выше методик в финансовом менеджменте разработаны некоторые приемы искусственного регулирования курсовой цены, которые иногда оказывают влияние на размер выплачиваемых дивидендов.
• Методика дробления акций (расщепления или сплита)
Дробление акций (также называемое льготным выпуском) аналогично выплате дивидендов акциями, но обычно проводится в дополнение к выплате дивидендов наличными. Дробление акций, или льготный выпуск, не изменяет общей ценности пакетов акций инвесторов в компании. Рыночная стоимость акций автоматически корректируется с учетом новых акций в выпуске. Каждый акционер сохраняет такую же часть от общего количества акций, как и раньше, потому что каждый акционер получает дополнительные акции пропорционально имеющемуся у него пакету.
Дробление акций производится обычно процветающими компаниями, акции которых со временем повышаются в цене. Эти компании стараются не допускать слишком высокой цены своих акций, т.к. это может повлиять на их ликвидность (при прочих равных условиях более низкие в цене акции более ликвидны). После принятия решения на проведение этой операции в зависимости от рыночной цены акций определяется наиболее предпочтительный масштаб дробления: например, две новые акции за одну старую, три новые акции за одну старую и т. д. Валюта баланса, а также структура собственного капитала в этом случае не меняются, увеличивается лишь количество обыкновенных акций.
• Методика консолидации акций
Несколько старых акций меняются на одну новую в любых пропорциях. При этом дивиденды могут измениться пропорционально изменению стоимости акций, т.е. консолидация акций в принципе не влияет на долю каждого акционера в активах компании. Но имеется общая негативная черта – дополнительные расходы на выпуск новых ценных бумаг.
• Методика выкупа акций
Основная причина - желание избежать преувеличения общей величины активов компании за счет отражения в балансе активов, ценность которых не вполне очевидна.
Понимая, что в большинстве казахстанских АО капитал концентрирован, т.е. там имеется явное преобладание мажоритарных акционеров, можно говорить о том, что решения о выплате дивидендов и их размерах, как и все остальные решения, чаще всего принимаются в интересах этих мажоритарных акционеров.
Такая ситуация приводит к тому, что в Казахстане работает теория клиентуры. При этом чаще всего принимаются решения о реинвестиции полученной прибыли или о выплате минимальных дивидендов. Т.е. миноритарные акционеры не получают ничего или получают крайне мало. Понимая нашу реальность, можно говорить о том, что мажоритарные акционеры имеют другие, кроме дивидендов, способы получения выгод от общества. Наши мажоритарные акционеры не готовы делиться собственностью и до последнего времени, вследствие избытка денег в экономике и легкого доступа к иностранным кредитам не нуждались в создании привлекательного для потенциальных инвесторов и миноритарных акционеров имиджа. Поэтому они могли позволить себе не платить дивидендов. Не исключено, что в свете текущего финансового кризиса ситуация изменится.
Для анализа реальной практики в определении дивидендной политики мы решили рассмотреть реальные дивидендные политики казахстанских компаний.
• Дивидендная политика должна рассматриваться в свете общей финансовой задачи компании - максимизации богатства акционеров. Это не всегда означает выплату максимальных дивидендов, т.к. может быть найдено более прибыльное применение для дивидендов внутри самой компании. Дивидендная политика имеет большое значение, потому что она влияет на структуру капитала и финансирование компании, а в случае с акционерными компаниями и на информационную ценность.
• Чтобы объявить дивиденд, АО необходимо иметь достаточную текущую или нераспределенную прибыль для его покрытия, для выплаты дивиденда необходимы наличные денежные средства. Следовательно, при принятии решения по дивидендной политике следует учитывать ликвидность, а также возможности по получению ссуды.
• Опыт показал, что АО, имеющие стабильные дивидендные потоки, обычно выше котируются на рынке, чем АО с менее стабильными потоками.
• Формирование и реализация дивидендной политики направлена на решение различных задач:
- установление определенного соотношения между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом;
- максимизация собственности акционеров;
- повышение курсовой стоимости акций;
- стабильность дивидендных выплат;
- сигнализация о стабильности финансового состояния предприятия;
- определение наиболее выгодной для всех участников формы выплаты (наличными деньгами, акциями, имуществом акционерного общества), а также периодов и сроков выплаты дивидендов.
• Казахстанские АО не публикуют или не разрабатывают дивидендные политики. Причиной этого могут быть или непонимание важности публикации, или незаинтересованность в привлечении инвесторов, или достаточность других источников финансирования.
• Качество разрабатываемых дивидендных политик или их упоминаний в корпоративных документах остается невысоким. Вероятнее всего, это связано с непониманием разработчиками роли и содержания этого документа.
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое дивиденды?
2. В чем различия в выплате дивидендов по простым и привилегированным акциям?
3. Каковы требования Закона Республики Казахстан «Об акционерных
обществах» по выплате дивидендов?
4. Что является источником выплат дивидендов?
5. Что такое дивидендная политика?
6. Какие цели и задачи у дивидендной политике?
7. Что влияет на размер дивидендов, выплачиваемых компанией?
8. Какие существуют теории определения размеров дивидендов?
9. Какие факторы определяют дивидендную политику компании?
10. Какие существуют методики определения размеров дивидендов?
11. Как выплачиваются дивиденды в казахстанских АО?
Список использованной литературы:
1Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 12.06.2001 г. с изменениями на 01.01.2008 г. – ст.10, п.1, пп.6.
2 http://www.afn.kz/index.cfm?docid=188&uid=81F900AC-A692-AE01-8CCF53EBC2902A4B
3 http://www.shareprofit.ru/
4 http://sei.e-stile.ru/page99
5. www.vzfei.ru/zip-docs/platforms/fm/lekc_tfinm3.doc
6 http://edu.finam.ru/showthread.php?t=213
7 www.vzfei.ru/zip-docs/platforms/fm/lekc_tfinm3.doc
8http://www.kmgep.kz/rus/the_company/corporate_governance/dividend_policy/, по состоянию на 18.01.2009 г.
9http://portal.telecom.kz/portal/page/portal/ext/telecom/080_invest/dividend_pol
10.http://www.kmgep.kz/rus/the_company/corporate_governance/relationship_with_nc_kmg/
11. Корпоративное управление: казахстанский контекст.- электронное учебное пособие под ред. С. Филина., Иссык Т., Копытин А.,Косолапов Г. , Кокбасарова Г, Марусич И., Саматдин А., Шалгимбаева С, Филин С.-Алматы,2009
- 1 Семестр
- 1.6.2 Перечень лекционно-практических занятий
- Тема 1. Теоретические и методологические основы корпоративного управления. Понятие корпоративного управления и его содержание
- 1. История корпоративного управления
- 2. Корпоративный менеджмент и корпоративное управление
- Тема 2. Сущность корпоративного управления
- 3.Система (структура) корпоративного управления. Основы корпоративного управления
- 4. Проблемы корпоративного управления
- 5. Риски управления современной компанией
- Тема 3. Права и обязанности акционеров
- 1. Законодательное обеспечение прав акцинеров
- Тема 4. Общее собрание акционеров
- 2. Подготовка общего собрания акционеров
- 3. Повестка для общего собрания акционеров
- 4. Порядок проведения общего собрания акционеров
- Тема 5. Работа совета директоров. Независимые директора
- 1.Функции совета директоров
- 2. Выборы членов совета директоров. Требования к членам совета
- 3. Как организовать эффективную работу совета директоров?
- 4. Независимый директор и его роль
- Тема 6. Выплата дивидендов и дивидендная политика
- 3. Теории определения размера дивиденда
- 4. Методики определения размера дивидендов
- Тема 7. Прозрачность и раскрытие информации
- 1.Интересы основных групп участников корпоративных отношений
- 2. Финансовая информация, подлежащая раскрытию
- Тема 8. Контроль над деятельностью акционерных обществ
- Тема 9. Рейдерство и экономическая безопасность акционерного общества
- 2. Поглощения
- 3. Действия государства по предотвращению поглощения
- Тема 10. Коррупция и ее влияние на бизнес
- 1.Понятие коррупции
- 2. Последствия коррупции
- Тема 11. Культура компании и ее связь с корпоративным управлением
- 1. Роль корпоративной культуры
- 2 Приверженность и обязательства
- 3. Элементы высшего уровня
- Тема 12. Кодекс Корпоративного управления: история и практика
- 3. Практика разработки кодекса корпоративного управления
- Глава 1. Принципы Корпоративного Управления
- Глава 1. Принципы Корпоративного управления
- Тема 13. Проблемы развития корпоративного управления в современном Казахстане
- Тема 14. Интегрированные корпоративные структуры в аграрном секторе Казахстана
- 2. Виды кооперации в аграрном секторе рк
- 3. Проблемы и перспективы развития кооперации и интеграции в аграрном секторе экономики
- Тема 15. Управление в интегрированных агропромышленных формированиях
- 1. Хозяйственное управление в апк
- 2. Управление в интегрированных формированиях
- 3. Управление в холдинговых структурах
- Тема 1. Теоретические и методологические основы корпоративного управления. Понятие корпоративного управления и его содержание
- Тема 2. Сущность корпоративного управления
- Тема 3. Права и обязанности акционеров
- Тема 4. Общее собрание акционеров
- Тема 5. Работа совета директоров. Независимые директора
- Тема 6. Выплата дивидендов и дивидендная политика
- Тема 7. Прозрачность и раскрытие информации
- Игра «Министры и конструкторы» Цель игры:
- Тема 8. Контроль над деятельностью акционерных обществ
- Тема 9. Рейдерство и экономическая безопасность акционерного общества
- Постановка управленческой проблемы
- Групповая работа над проблемой
- Групповые дискуссии
- Итоговая беседа
- Ход игры:
- Тема 11. Культура компании и ее связь с корпоративным управлением
- Тема 12. Кодекс Корпоративного управления: история и практика
- 2. Понятие кодекса корпоративного управления
- Деловая игра "Текучка" в деятельности руководителя Цель игры
- I. Ознакомление с проблемой
- 2. Систематизация информации
- 3. Анализ информации
- 4. Рекомендации по ведению дискуссии
- Сценарий деловой игры
- Тема 13. Проблемы развития корпоративного управления в современном Казахстане
- Тема 14. Интегрированные корпоративные структуры в аграрном секторе Казахстана
- Тема 1. Теоретические и методологические основы корпоративного управления. Понятие корпоративного управления и его содержание