2. Финансовая информация, подлежащая раскрытию
В предыдущем разделе в таблице был приведен систематизированный список видов информации, необходимых для принятия решения различными группами стейкхолдеров. Наиболее важным видом информации, который нужен всем без исключения стейкхолдерам, является информация о финансовом состоянии корпорации, содержащаяся в регулярно публикуемых финансовых отчетах – отчете о прибылях и убытках, отчете о движении денежных средств и балансе. Проанализировав информацию, содержащуюся в этих 3-х финансовых документах, можно достоверно установить является ли корпорация достаточно прибыльной, в том числе по сравнению с другими своими конкурентами, может ли она своевременно рассчитываться по своим обязательствам, и насколько эффективно менеджеры/руководители управляют принадлежащими корпорации активами.
В условиях глобализации национальных экономик, когда, с одной стороны, становится сложно определить национальную принадлежность крупнейших корпораций, например, не ясно является ли японской компания Ниссан, контрольный пакет акций которой принадлежит французской Рено, или можно ли назвать казахстанской компанию Казахмыс, головной офис которой находится в г. Лондоне, а с другой стороны корпорации вынуждены обращаться за финансированием к инвесторам из других стран, например, большая часть размещений акций, имеющих целью привлечение капитала, на Лондонской фондовой бирже осуществляется компаниями, имеющими основной бизнес за пределами Великобритании, особую важность приобретает наличие единого финансового «языка». Другими словами, корпорации всего мира, ищущие возможность привлечь капитал, обязаны готовить финансовые отчеты в виде и формате понятном инвесторам и кредиторам вне зависимости от их национальной принадлежности.
Для того чтобы качественно оценить правильность составления корпорациями финансовых отчетов аудиторы должны:
1. встречаться с сотрудниками и менеджерами корпораций для оценки качества системы внутреннего аудита корпораций;
2. проводить самим осмотр и инвентаризацию активов корпорации, таких как остатки товаров;
3. проводить выборочную перепроверку правильности отражения бухгалтерских проводок;
4. получать подтверждения от поставщиков и покупателей корпорации размера долгов и задолженностей;
5. проводить финансовый анализ отчетов корпорации с расчетом финансовых коэффициентов, оценивающих прибыльность, платежеспособность и эффективность управления корпорации.
После того как аудиторы полностью завершат проверку, они должны подготовить специальный независимый аудиторский отчет, который должен быть доступен для всех инвесторов, кредиторов и стейкхолдеров акционерной компании.
Требование раскрытия информации становится обязательным условием, регулируемым законодательными актами многих как развитых, так и развивающихся стран, включая законодательство Казахстана. Объем требуемой по законодательству для раскрытия информации, необходимой для принятия инвесторами решения о покупке или продажи ценных бумаг, постоянно увеличивается. Это утверждение справедливо как для развитых, так и развивающихся стран. Например, в Казахстане акционерные компании, акции которых входят официальный листинг Казахстанской фондовой биржи (KASE) должны ежеквартально представлять на биржу свои финансовые отчеты, а по итогам года заверять их аудиторской проверкой. При этом эти финансовые отчеты носят открытый характер и публикуются сразу же после получения на официальном веб-сайте биржи.
Также в Законе о рынке ценных бумаг Казахстана четко определено, что компания-эмитетент ценных бумаг обязана раскрывать перед всеми стейкхолдерами следующую информацию:
содержащуюся в проспекте выпуска эмиссионных ценных бумаг;
содержащуюся в отчетах, представляемых уполномоченному органу в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
включенную в финансовую отчетность;
иную информацию, подлежащую раскрытию в соответствии с законодательством Республики Казахстан или в соответствии с внутренними документами организатора торгов (если данные ценные бумаги включены в список организатора торгов), или в соответствии с внутренними документами данного эмитента.
Среди же стран с развитыми рынками ценных бумаг наиболее значительным нововведением, требующим более детального раскрытия чувствительной информации, стало принятие в США в 2002 году закона Сарбани-Оксли (Sarbanes-Oxley Act of 2002). Данный законодательный акт был направлен на то, чтобы сделать действия менеджеров корпораций (акционерных компаний) более прозрачными для инвесторов. В частности этот закон потребовал:
-раскрывать забалансовые обязательства и корректировки в финансовых отчетах, произведенные аудиторами. Ранее корпорации, публикуя свои финансовые отчеты – баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, лишь упоминали о том, что все эти опубликованные отчеты подтверждены аудиторами. С введением же нового требования, компании должны будут опубликовать не только сами уже скорректированные аудиторами финансовые отчеты, но и указывать какие изменения и коррективы внесли аудиторы в отчеты. Таким образом, инвестор будет точно знать, что если аудиторская компания внесла значительные поправки в финансовую отчетность, то у компании либо некомпетентная бухгалтерская служба либо компания намеренно старалась исказить финансовые отчеты. В обоих случаях, разумный инвестор откажется приобретать ценные бумаги подобной компании либо будет требовать на них большой доход, чтобы компенсировать свои риски.
- снизить до 2-х дней время предоставления руководством компании в государственную Комиссию по ценным бумагам отчета о совершении любых операция с акциями/собственным капиталом компании. Это новшество необходимо для того, чтобы руководители компании имели меньше возможностей для совершения, так называемых «инсайдерских» сделок. (www.kase.kz )
Инсайдерскими называют сделки с ценными бумагами (акциями и облигациями), которые совершаются лицами, имеющими доступ к конфиденциальной информации, недоступной другим инвесторам. В случае с руководством компаний, это означает, что они, владея информацией раньше других инвесторов, например, о полученных компанией сверхприбылях или понесенных убытках, могут воспользоваться этой ситуацией и купить или продать ценные бумаги компании до того, как эты информация станет общедоступной. Необходимость же быстрого в течение 2-х дней информирования государственной Комиссии по ценным бумагам снизит вероятность того, что руководители/менеджеры корпораций будут злоупотреблять доступной им инсайдерской информацией для извлечения личной выгоды.
- запретить компаниям с акционерной формой собственности/корпорациям предоставлять своим руководителям ссуды и займы, за исключением предоставления кредитов на покупку домов и квартир. Данное требование продиктовано необходимостью ограничить возможности руководителей компаний использовать средства компаний в своих личных целях, в том числе не использовать кредиты компании на покупку ее же ценных бумаг для совершения инсайдерских сделок.
- усилить внутренний финансовый контроль и повысить качество надзора за работой руководства со стороны Совета Директоров корпораций. Введение
этой законодательной нормы заставило корпорации разделить службы, занимающиеся подготовкой финансовых отчетов, и контролирующие правильность составления этих отчетов, то есть ввести отдельные службы внутреннего аудита.
- ввести кодексы этики для высшего руководства корпораций. Таким образом, руководители корпораций, которые будут нарушать принятые акционерами кодексы этики будут не только уволены, но и потеряют шансы занять эквивалентную должность в другой корпорации.
- чтобы член Совета Директоров, который входит в комитет по аудиту Совета, обязательно был по своему опыту финансистом. Это требование обусловлено тем, что возрастает роль Совета Директоров, как контролирующего органа, а не только управляющего.
Нефинансовая информация, подлежащая раскрытию.
Несмотря на первостепенную важность доступа к достоверной информации стейкхолдерам также необходим доступ к информации нефинансового характера о деятельности акционерного общества. При этом своевременные данные о смене руководства компании, иногда, для инвестора важнее чем, опубликованные финансовые отчеты за квартал. К важнейшей нефинансовой информации о корпорации, которая должна раскрываться, относится структура собственности, наличие у компании кодекса корпоративного управления, а также состав и роль Совета директоров.
Поскольку высшим органом управления акционерным обществом является собрание акционеров, на котором решения принимаются голосованием по принципу одна акция - один голос, то инвесторы, приобретающие миноритарные пакеты акций, не смогут проводить решения нужные им без согласия со стороны основных, мажоритарных, собственников. По этой причине корпорации должны раскрывать информацию о том, кто является их основными акционерами. Так, в
Казахстане компании, акции которых котируются на Казахстанской фондовой бирже (KASE) в листинге «А», обязаны раскрывать информацию о владельцах пакетов акций, превышающих 5% от общего количества выпущенных простых, или обыкновенных, акций. Информацию же о владельцах крупных пакетов акций, например, котирующихся на Нью-Йоркской фондовой бирже можно получить либо на сайте этой биржи либо через общедоступные Интернет порталы, такие как www.yahoo.com, раздел «Финансы».
В теории и на практике не существует единого мнения относительного того, насколько эффективнее работает компания, если у нее имеется один или несколько крупных акционеров или же, если наоборот, компания принадлежит большому количеству инвесторов, каждый из которых имеет небольшой пакет акций. В общем, структура соотношения владельцев мажоритарных и миноритарных пакетов акций меняется значительно от страны к стране и зависит от модели корпоративного управления. В странах с англо-американской моделью корпоративного управления собственность более размыта, в странах же с континентальноевропейской (немецкой) моделью корпоративного управления собственность более сконцентрирована.
Само по себе принятие корпорацией Кодекса не означает повышение доверия инвесторов к качеству выпущенных ценных бумаг, но наряду с раскрытием другой информации является дополнительным способом рассказать о том, каким образом внутри компании принимаются важные решения.
Главной целью принятия Кодекса Корпоративного поведения компании является развитие норм добросовестного поведения в акционерных обществах, включая: эффективную защиту прав и интересов акционеров, справедливое отношение к акционерам, прозрачность принятия решений, обеспечение профессиональной и этической ответственности членов советов директоров, иных должностных лиц общества и акционеров, расширение информационной открытости и развитие всеобъемлющей системы норм деловой этики. В частности, в «Требованиях к эмитентам и их ценным бумагам, допускаемым к обращению на Казахстанской фондовой бирже, а также к отдельным категориям списка фондовой биржи» отмечается, что в учредительных документах эмитента не должно содержаться норм, которые ущемляют или ограничивают права собственника ценных бумаг, а, кроме того, отмечается обязательность наличия утвержденного общим собранием акционеров эмитента кодекса корпоративного управления.
В последние годы в связи с тем, что роль крупных корпораций во влиянии на жизнь отдельных групп людей и на окружающую среду стала соизмеримой с ролью некоторых государств, все большее число инвесторов, в особенности, представленных фондами, принадлежащими государствам, стали требовать от корпораций подготовки социальных и экологических отчетов.
В свою очередь, корпорации, которые нацелены на достижение социальных целей, могут повысить свою репутацию и обнаружить, что положительное мнение об их деятельности позволяет им повысить продажи, нанимать на работу наиболее талантливых специалистов, облегчить процесс получения государственных разрешений и лицензий.
В общем, при раскрытии информации о нефинансовой деятельности корпорации могут ориентироваться на принципы эффективного корпоративного управления определенные Организацией по Экономическому Сотрудничеству и Развитию (ОЭСР):
• честность: инвесторы должны быть уверены, что их собственность надежно защищена от экспроприации;
• прозрачность: предприятия должны своевременно раскрывать достоверную и полную информацию о своем финансовом положении;
• подотчетность: менеджеры предприятия должны быть подотчетны собственникам или назначенными им членам Совета директоров и аудиторам;
• ответственность: предприятия должны соблюдать законы и этические нормы общества.
Методы распространения раскрываемой информации
Эффективность корпоративного управления в значительной степени зависит от того, насколько полно раскрыта информация о компании для акционеров, инвесторов и иных заинтересованных лиц. Современные корпорации, привлекающие средства инвесторов, стремятся к максимальной информационной открытости и прозрачности своего бизнеса. Наиболее эффективными формами раскрытия информации, как показывает практика, являются следующие:
1. размещение необходимых материалов на сайте компании, таких как:
. сведения о членах Совета директоров и высших менеджерах компании, включая их биографические данные;
. данные об организационной структуре компании и основных подразделениях и бизнес-структурах;
. информация об основных акционерах и доле их участия в капитале;
. финансовая отчетность и аналитические финансовые данные;
. история компании;
. текущие новости;
. устав и ряд внутренних документов компании;
. информация о заседаниях совета директоров.
2. публикация годового отчета;
3. выпуск ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах;
4. публикации рекламно-информационных материалов;
5. информация о работе управления по связям с общественностью о проведении пресс-конференций, роуд-шоу для инвесторов и аналитиков.
Банк дает советы компаниям касательно оптимального типа ценных бумаг (акции, облигации, т.д.) на сумму привлекаемого капитала, с учетом положения компании. Процесс продажи ценных бумаг инвесторам-акционерам связан, в первую очередь, с регистрацией ценных бумаг и включает в себя предварительный проспект, содержащий информацию о ценных бумагах, и о компании. Он может описывать, например, подробности финансового положения компании, ее коммерческой деятельности, опыта управленческой команды, а также то, каким образом эти средства будут использоваться. Банк распространяет окончательный проспект для инвесторов, заинтересованных в эмиссии ценных бумаг. Эта информация помогает инвесторам принимать решение о состоянии предприятия и о приобретении ценных бумаг эмиссии.
Иными словами, инвестиционные банки являются важным источником информации и контроля акционерных компаний.
Проспект и представление банкира представляют информацию о компании инвесторам. Представление – это маркетинговая кампания, предпринимаемая банкирами для того, чтобы вызвать интерес и продать эмиссию. Они организуют поездки по основным деловым и финансовым центрам и посещение крупных институциональных инвесторов, таких как пенсионные фонды и паевые фонды.
Для продажи индивидуальным инвесторам, инвестиционные банки используют свои брокерские операции. Информация о компании-эмитенте особенно важна для инвесторов, когда компания новая. Когда компания впервые предлагает свои акции в рамках IPO (первоначального открытого размещения акций), эта компания, как правило, неизвестна для инвесторов. Информация, собранная инвестиционным банком, может быть единственным источником независимых данных о фирмы. Поэтому инвесторы ожидают, что банк раскроет всю относящуюся к компании информацию, с тем, чтобы принять оптимальное инвестиционное решение.
Одним из механизмов гарантий акционерам, что их собственность оценивается по справедливой стоимости, является практика привлечения независимого оценщика/аналитического агентства. Для оценки кредитоспособности компаний кредитные учреждения нанимают финансовых аналитиков, которые изучают финансовое положение фирм, бизнес-планы и стратегии. Это означает, что аналитики внимательно изучают опубликованные компаниями финансовые отчеты. Для того чтобы помочь в их исследованиях, анализируемые компании могут предоставлять агентствам информацию, не предназначенную для широкой публики, а также щепетильную информацию.
Компании не обязаны раскрывать специальную информацию, однако, они нередко это делают, чтобы убедить агентства, что ценные бумаги, выпускаемые ими, будут надежным и доходным способом вложения средств инвесторов и кредиторов. При проведении исследований, аналитики часто имеют право обращаться с вопросами непосредственно к президенту и другим руководителям оцениваемой компании.
Кредитно-рейтинговые агентства оценивают облигации для потенциальных инвесторов. Инвесторов же, прежде всего, волнуют риски, связанные с облигациями, которые и являются предметом внимания этих кредитнорейтинговых агентств. Уровень безопасности облигаций очень важен для тех, кто выбирает инвестиции с фиксированным доходом. Максимальную доходность от облигаций их держатель может получить, если и процентные платежи в течение срока действия облигаций, и основной долг по погашению облигации будут выплачены. Поэтому владельцы облигаций заботятся о безопасности. Корпоративные облигации проходят оценку безопасности, в результате чего присваивается фирме рейтинг. Этот рейтинг информирует инвесторов о величине риска облигаций.
Общее мнение аналитических компаний и инвесторов состоит в том, что появление новых индексов поможет повысить качество управления и воодушевить компании перенять опыт успешного корпоративного управления.
Таким образом, раскрытие информации должно обязательно сопровождаться ее наиболее эффективным распространением через средства массовой информации, Интернет, специализированные организации с целью максимально полного, оперативного и достоверного информирования стейкхолдеров компании.
Необходимость оперативного предоставления информации инвесторам и другим стейкхолдерам обусловлена важностью снижения возможностей для инсайдерской торговли ценными бумагами. К инсайдерской информации относится информация о деятельности компании, ее ценных бумагах и сделках с ними, которая не является общедоступной и раскрытие которой может оказать существенное влияние на рыночную стоимость ценных бумаг. Отсутствие в компании регулирования оборота инсайдерской информации приводит к злоупотреблению этой информацией лицами, располагающими доступом к ней, что может оказывать существенное негативное влияние на деятельность компании. Наличие инсайдерской торговли оказывает негативное влияние на права собственности акционеров посредством снижения общей эффективности управления. По этим причинам инсайдерская торговля наказывается как законодательно, так и на уровне самой корпорации. Так, в начале 2009 года в Российской Федерации был принят закон, согласно которому использование служебной (или инсайдерской) информации для заключения сделок на рынке ценных бумаг наказывается штрафом. В документе прописано, что в качестве лиц, имеющих доступ к служебной информации, могут выступать члены советов директоров компаний, наблюдательных советов и правлений компаний. Срок давности для привлечения к ответственности за такие нарушения будет составлять год. В странах с развитыми рынками ценных бумаг инсайдерская торговля является уголовным преступлением и наказывается тюремным заключением на долгий срок, поскольку приравнивается к краже чужой собственности, чем фактически и является.
Если говорить о Казахстане, то можно отметить, что казахстанские компании еще слабо используют предоставление информации акционерам и потенциальным инвесторам, как средство привлечения и удержания акционеров.
Даже те компании, которые представлены в листинге на бирже, на своих сайтах не публикуют всю информацию, которую можно было бы опубликовать без вреда для информационной безопасности компании. Не исключено, что финансовый кризис 2008-2009 годов и необходимость искать источники финансирования внутри страны, изменят эту ситуацию в ближайшем будущем.
Вопросы для обсуждения:
1. Зачем необходимы акционерным обществам прозрачность и раскрытие информации?
2. В чем разница при информировании различных групп стейкхолдеров?
3. Какую информацию стоит раскрывать разным группам стейкхолдеров?
4. Каковы методы раскрытия информации?
Список использованной литературы:
1 Kenneth A. Kim, John K. Notsinger. Corporate Governance – Pearson Education Inc., 2007, 164 p.
2 Robert A.Monks, Nell Minow. Corporate Governnace – Blackwell Publishers, 3rd edition, 2003, 584 p.
3 Закон РК «О рынке ценных бумаг» от 02.07.2003 №461-
4 Kenneth A. Kim, John K. Notsinger. Corporate Governance – Pearson Education Inc., 2007, 164 p.
5 Беликов И.В., Константинов Г.Н., Шеин В.И. Корпоративное управление: российская модель. – М.Дело, 2005.
6 Принципы корпоративного управления ОЭСР. – ОЭСР, 1999.
7 Kenneth A. Kim, John K. Notsinger. Corporate Governance – Pearson Education Inc., 2007, 164 p.
8 Закон РК «Об акционерных обществах»
9. Корпоративное управление: казахстанский контекст.- электронное учебное пособие под ред. С. Филина., Иссык Т., Копытин А.,Косолапов Г. , Кокбасарова Г, Марусич И., Саматдин А., Шалгимбаева С, Филин С.-Алматы,2009
- 1 Семестр
- 1.6.2 Перечень лекционно-практических занятий
- Тема 1. Теоретические и методологические основы корпоративного управления. Понятие корпоративного управления и его содержание
- 1. История корпоративного управления
- 2. Корпоративный менеджмент и корпоративное управление
- Тема 2. Сущность корпоративного управления
- 3.Система (структура) корпоративного управления. Основы корпоративного управления
- 4. Проблемы корпоративного управления
- 5. Риски управления современной компанией
- Тема 3. Права и обязанности акционеров
- 1. Законодательное обеспечение прав акцинеров
- Тема 4. Общее собрание акционеров
- 2. Подготовка общего собрания акционеров
- 3. Повестка для общего собрания акционеров
- 4. Порядок проведения общего собрания акционеров
- Тема 5. Работа совета директоров. Независимые директора
- 1.Функции совета директоров
- 2. Выборы членов совета директоров. Требования к членам совета
- 3. Как организовать эффективную работу совета директоров?
- 4. Независимый директор и его роль
- Тема 6. Выплата дивидендов и дивидендная политика
- 3. Теории определения размера дивиденда
- 4. Методики определения размера дивидендов
- Тема 7. Прозрачность и раскрытие информации
- 1.Интересы основных групп участников корпоративных отношений
- 2. Финансовая информация, подлежащая раскрытию
- Тема 8. Контроль над деятельностью акционерных обществ
- Тема 9. Рейдерство и экономическая безопасность акционерного общества
- 2. Поглощения
- 3. Действия государства по предотвращению поглощения
- Тема 10. Коррупция и ее влияние на бизнес
- 1.Понятие коррупции
- 2. Последствия коррупции
- Тема 11. Культура компании и ее связь с корпоративным управлением
- 1. Роль корпоративной культуры
- 2 Приверженность и обязательства
- 3. Элементы высшего уровня
- Тема 12. Кодекс Корпоративного управления: история и практика
- 3. Практика разработки кодекса корпоративного управления
- Глава 1. Принципы Корпоративного Управления
- Глава 1. Принципы Корпоративного управления
- Тема 13. Проблемы развития корпоративного управления в современном Казахстане
- Тема 14. Интегрированные корпоративные структуры в аграрном секторе Казахстана
- 2. Виды кооперации в аграрном секторе рк
- 3. Проблемы и перспективы развития кооперации и интеграции в аграрном секторе экономики
- Тема 15. Управление в интегрированных агропромышленных формированиях
- 1. Хозяйственное управление в апк
- 2. Управление в интегрированных формированиях
- 3. Управление в холдинговых структурах
- Тема 1. Теоретические и методологические основы корпоративного управления. Понятие корпоративного управления и его содержание
- Тема 2. Сущность корпоративного управления
- Тема 3. Права и обязанности акционеров
- Тема 4. Общее собрание акционеров
- Тема 5. Работа совета директоров. Независимые директора
- Тема 6. Выплата дивидендов и дивидендная политика
- Тема 7. Прозрачность и раскрытие информации
- Игра «Министры и конструкторы» Цель игры:
- Тема 8. Контроль над деятельностью акционерных обществ
- Тема 9. Рейдерство и экономическая безопасность акционерного общества
- Постановка управленческой проблемы
- Групповая работа над проблемой
- Групповые дискуссии
- Итоговая беседа
- Ход игры:
- Тема 11. Культура компании и ее связь с корпоративным управлением
- Тема 12. Кодекс Корпоративного управления: история и практика
- 2. Понятие кодекса корпоративного управления
- Деловая игра "Текучка" в деятельности руководителя Цель игры
- I. Ознакомление с проблемой
- 2. Систематизация информации
- 3. Анализ информации
- 4. Рекомендации по ведению дискуссии
- Сценарий деловой игры
- Тема 13. Проблемы развития корпоративного управления в современном Казахстане
- Тема 14. Интегрированные корпоративные структуры в аграрном секторе Казахстана
- Тема 1. Теоретические и методологические основы корпоративного управления. Понятие корпоративного управления и его содержание