logo
Корпоративное управление силлабус 2013

2. Корпоративный менеджмент и корпоративное управление

Субъектами корпоративного менеджмента являются корпора­ции. В литературе существуют различные определения этой хозяй­ствующей структуры. Однако, большинство из них сводится к тому, что корпорация — это юридическое лицо, ведущее предприни­мательскую деятельность, имеющее право приобретать ресурсы, владеть акциями, производить и продавать продукцию, предостав­лять кредиты и брать в долг, выступать в суде как истцом, так и ответчиком.

С более общих позиций можно сказать, что корпорация пред­ставляет собой предпринимательскую организацию, обладающую развитой организационной структурой, широким спектром видов деятельности, существенной долей рынка, обширными хозяйствен­ными связями и профессиональными управляющими.

Понятие «корпорация» - производное от корпоратизма – трактуется как совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей. Так, корпорация, - это, во-первых, совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права – юридическое лицо, и, во-вторых, широко распространенная в развитых странах форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эталона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму.

3. Субъекты корпоративных отношений

Корпорация — это сложная производственно-техническая и социально-экономическая система (таблица 1)

Таблица 1- Корпорация как система

№ п/п

Блок системы

Основное содержание (функции)

1

Организационно-право­вой

Обладание определенным правовым статусом, правами юридического ли­ца, определенной организационно-правовой формой

2

Организационно-струк­турный

Иерархические и функциональные связи структурных единиц корпорации

3

Имущественный

Определенные материально-техни­ческие ценности и отношения собст­венности

4

Производственный

Определенные виды деятельности, поставщики, потребители, конкурен­ты, партнеры и пр.

5

Бизнес-система

Система бизнес-процессов, направ­ленных на выпуск продукции бизнеса и получение прибыли

6

Финансовый

Капитал, инвестиции, инвесторы, за­емщики, кредиторы и пр.

7

Социальный

Кадры, управление персоналом, со­циальная политика, подготовка пер­сонала

Чаще всего корпорации организуются в форме акционерного общества, которое характеризуется следующими четырьмя характеристиками корпоративной формы бизнеса: самостоятельность корпорации как юридического лица; ограниченная ответственность каждого акционера; возможность передачи другим лицам акций, принадлежащих акционерам; централизованное управление корпорацией.

Вместе с тем, акционерная форма в том виде, как она сложилась у нас в стране в результате приватизации государственной собственности и реформ, оказалась достаточно уязвимой с точки зрения прав собственности, обеспечения равных и справедливых условий для деятельности всех ее участников.

Поэтому одними из первых мер, предпринимаемых в настоящее время государством для активизации ресурсной базы акционерного капитала являются правовое обеспечение цивилизованных правил борьбы за контроль в акционерных компаниях, усиление ответственности за соблюдение законов по защите прав акционеров, создание эффективного механизма государственного регулирования рынка ценных бумаг.

Вопросы для самопроверки:

1. Почему происходит разделение функций владения и управления?

2. Кто является основными участниками корпоративных отношений?

3. В чем различия между интересами участников корпоративных отношений?

4. От каких факторов зависит характер взаимоотношений между управленцами и владельцами компаний?

5. Каковы основные нарушения прав акционеров со стороны управленцев?

6. В каких странах появились первые исследования проблем корпоративного управления

7. Отличия моделей W и В

8. Понятие корпоративного управления и его содержание

9. Что такое корпоратизм?

10. Что такое корпорация?

11. Каковы основные характеристики корпоративной формы бизнеса?

12. Почему в стратегии развития экономики страны важная роль отводится акционерному капиталу?

13. В чем сущность корпоративного управления?

14. Каковы основные принципы корпоративного управления?

Список использованной литературы:

1. Корпоративное управление. Учебное пособие / Под ред. Шихвердиева А.П. Издательство Академии Государственной службы и управления при Главе Республики Коми, 2003г, 92с.

2. Яновская О.А., Никифорова Н.В. Корпоративное управление: учебник.- Алматы: экономика,2005.-320 с.