logo
Корпоративное управление силлабус 2013

2 Приверженность и обязательства

В теории корпоративного управления часто встречается английский термин «commitment». Он означает приверженность, взгляды. В контексте корпоративного управления термин означает приверженность членов совета директоров, руководителей, сотрудников акционерного общества принципам корпоративного управления, принципам соблюдения прав акционеров и их интересов. Приверженность – это внутренние убеждения, внутренняя система ценностей. Она не появляется сама, ее невозможно привить приказами или распоряжениями. Приверженность появляется при последовательном применении инструментов формирования и развития системы ценностей, т.е. корпоративной культуры.

Таким образом, акционерам стоит, а директора и управляющие обязаны формировать корпоративную культуру. При этом директора и управляющие обязаны и сами быть носителями определенной корпоративной культуры, которая бы приводила к учету интересов акционеров, и демонстрировать эту культуру подчиненным. В этом случае появляется дополнительная гарантия того, что интересы акционеров будут соблюдены.

Теперь давайте разберемся, как работает культура (система ценностей) и как можно руководить производственным поведением руководителей и сотрудников с ее помощью. Для этого определим элементы организационной культуры. При этом согласно Пригожину А.И. нас интересуют только те элементы, которые будут изменять поведение менеджмента и сотрудника в организации.6

Одна из теорий корпоративной культуры говорит, что существуют элементы культуры высшего и низшего уровня. Если несколько дополнить предложенные автором теории элементы, то получается следующее.

К элементам высшего уровня относятся:

• миссия организации;

• основные ценности организации;

• фирменные символы (название организации, знамя, логотип, фирменный знак, эмблема, торговые марки и др.);

• слоганы и девизы, гимн;

• цели и задачи компании;

К элементам низшего уровня относятся:

• мораль (этика), нормы;

• ритуалы, традиции и привычки;

• язык;

• мифы, история, герои;

• искусство;

• материальные формы и др.