logo
Корпоративное управление силлабус 2013

Тема 2. Сущность корпоративного управления

  1. Определение корпоративного управления

Корпоративное управление (corporate governance) имеет дело с тем, как устроена и реализуется власть (governance) в организации. Корпоративное управление (далее КУ) нельзя путать с управлением корпорациями. Тема корпоративного управления является необъятной. Надо отметить, что КУ касается вопроса власти в организации любой правовой формы, а не только собственно в корпорации, которая в Казахстане отождествляется с акционерным обществом. Корпоративное управление в теории и на практике занимается анализом агентской проблемы как проблемы разделения властей в фирме. Ее суть заключается в разрешении противоречий между принципалом и агентом. В классической теории в качестве принципала выступает собственник фирмы, а в качестве агентов топ-менеджеры.

Определение принципала нуждается, однако, в некотором дополнении. С юридической точки зрения собственником является каждый акционер компании. С реальной точки зрения, в том числе и в Казахстане, на принятие решений, на выработку стратегии компании могут оказывать влияние только крупнейшие акционеры.

«Корпоративное управление относится к структурам и процессам управления и контроля за деятельностью компаний».

«Корпоративное управление включает в себя ряд взаимоотношений между руководством компании, ее советом директоров, акционерами и прочими заинтересованными лицами. Корпоративное управление также обеспечивает структуру, посредством которой задаются цели деятельности компании и определяются способы их достижения, а также средства мониторинга ее результатов».

В связи с этим часто говорят, что крупнейшие акционеры осуществляют свое право на контроль компании, тогда как остальные акционеры характеризуются как миноритарные, интерес которых заключается в получении дивидендов и в продаже акций компании при благоприятных изменениях цены.

Во всех этих случаях контролирующие акционеры имеют различные мотивы и приоритеты, по-своему строят свои взаимоотношения с менеджментом, в одних случаях активно участвуя в управлении, в других — лишь осуществляя контроль над ключевыми решениями через Совет директоров. В казахстанской практике часто встречается ситуация, когда основной акционер, владеющий наибольшим пакетом акций, становится председателем совета директоров и из этой позиции осуществляет руководство и контроль над работой акционерного общества.

Отдельную проблему представляет взаимосвязь между эффективностью деятельности компании и качеством корпоративного управления в ней.

  1. Важность корпоративного управления

Важность корпоративного управления в Казахстане официально была признана впервые Ассоциацией финансистов. В Казахстане основными внутренними инвесторами являются финансовые институты. Именно они нуждаются в дополнительной к требованиям законов защите инвестированных капиталов. Решив начать с себя, Ассоциация финансистов создала в 2004 г рабочую группу по разработке модельного Кодекса корпоративного управления. Такой кодекс появился 2005 г. Позднее появились требования наличия Кодекса корпоративного управления и для того, чтобы попасть в листинг Казахстанской фондовой биржи.

Так как многие казахстанские компании приняли решение о выходе на IPO (размещении своих ценных бумаг) на других биржах, то и для них наличие системы корпоративного управления стало важным, т.к. требования по наличию корпоративного управления имеются практически на всех мировых торговых площадках.

Обобщая важность корпоративного управления можно говорить о том, что его наличие приводит к:

• Повышению привлекательности в глазах акционеров (инвесторов).

• Снижается стоимость привлекаемого капитала, повышается интерес инвесторов;

• Повышению стоимости акций;

• Увеличению объема привлекаемого капитала на единицу номинальной стоимости акций;

• Возможности сэкономить на дивидендах (акционеры получают прибыль за счет роста курсовой стоимости);

• Повышению оперативной эффективности и повышению эффективности использования капитала в интересах прибыльного и устойчивого развития компании и ее акционеров;

• Улучшается репутация компании и страны.

Серия событий и скандалов, недружественные поглощения и рейдерство, финансовый кризис сделали эту тему еще более значимой, в том числе и в Казахстане. Эти события показывают как, вследствие нарушения прав заинтересованных лиц (акционеров, сотрудников, общества) корпоративными менеджерами, директорами или государственными официальными лицами, наносился ущерб компаниям. Национальные бизнес-сообщества и корпоративные менеджеры начинают понимать важность корпоративного управления для получения капитала и роста компаний. Финансовый кризис, спровоцированный коррупцией и слабым менеджментом, обострил проблему получения капитала.

Инвесторы еще острее осознали необходимость защиты своих капиталов. Они хотят иметь возможность сравнить инвестиционные потенциалы различных компаний по одинаковым стандартам прозрачности, ясности и точности финансовой отчетности до инвестирования. Это особенно актуально для привлечения международных инвестиций. Корпоративное управление это набор «правил игры», по которым компании управляются изнутри и контролируются советом директоров с целью защитить интересы акционеров, которые могут находиться за тысячи километров от места нахождения компании.

Однако не только зарубежные инвесторы хотят видеть и понимать, как

функционирует компания. И хотя местным инвесторам может быть легче получать такую информацию, они тоже заинтересованы в том, чтобы в компаниях, в которые они инвестировали, было хорошо поставленное корпоративное управление.

Финансовый кризис привел к тому, что казахстанским компаниям, возможно, понадобятся инвестиции. Но международный рынок капиталов закрылся. Получить капитал и заимствовать возможно на внутреннем рынке. В настоящее время высока вероятность того, что компании начнут поиск внутренних источников финансирования. Однако фондовый рынок в Казахстане не развит. И одна из возможных причин этому то, что потенциальные миноритарные акционеры не уверены, что их инвестиции сохранятся и преумножатся, что их права не будут нарушены. В связи с этим постановка корпоративного управления и формирование доверия потенциальных внутренних инвесторов становится еще более актуальной.