3. Теории определения размера дивиденда
Существует несколько теорий о том, как определять размер дивиденда.
1. Теория начисления дивидендов по остаточному принципу – разработана Франко Модильяни и Мертоном Миллером. Теория утверждает, что избранная дивидендная политика не оказывает никакого влияния ни на рыночную стоимость предприятия, ни на благосостояние собственников в текущем и перспективном периодах (теория независимости). Так как эти показатели зависят от суммы формируемой прибыли, а не распределяемой.
Поэтому дивидендная политика должна предусматривать, прежде всего, направление основной массы прибыли на финансирование наиболее эффективных инвестиционных проектов, а обыкновенным акционерам должны выплачиваться по остаточному принципу.
2. Теория значимости – разработана М.Гордоном и Д.Линтером.
“Лучше синица в руке, чем журавль в небе” Теория утверждает, что каждая единица текущего дохода, выплаченного в форме дивидендов в настоящее время, стоит всегда дороже, т.к. она очищена от риска, чем доход, отложенный на будущее с присущем ему риском. Исходя из этой теории, максимизация дивидендов является более предпочтительной, чем капитализация прибыли.
Противники этой теории утверждают, что доход, полученный в форме дивидендов в большинстве случаев реинвестируется в акции своей или аналогичных компаний, а это, в свою очередь, не позволяет использовать фактор риска как аргумент в пользу той или иной дивидендной политики.
Наблюдение за состоянием рынка в течение ряда лет свидетельствовало, что дивиденды действительно влияют на общую оценку акций компании. Тот факт, что компании продолжают выплачивать растущие дивиденды даже когда рост прибыли начал замедляться, ожидания роста дивидендов и их выплаты подтверждают то значение, которое они придают дивидендам. Это особенно относится к тем случаям, когда выплата дивидендов истощает фонды до тех пределов, когда компания вынуждена получать займы от более дорогих внешних источников для возмещения этих фондов.
3. Теория минимизации дивидендов (или “теория налоговых предпочтений”). В соответствии с этой теорией эффективность дивидендной политики определяется критерием минимизации налоговых выплат по текущим и предстоящим доходам собственников. А так как налогообложение текущих доходов в форме получаемых дивидендов всегда выше, чем предстоящих (с учетом фактора стоимости денег во времени, налоговых льгот на капитализируемую прибыль и т.п.), дивидендная политика должна обеспечивать минимизацию дивидендных выплат, а соответственно максимизацию капитализации прибыли с тем, чтобы получить наивысшую налоговую защиту совокупного дохода собственников. Однако такой подход к дивидендной политике не устраивает многочисленных мелких акционеров с низким уровнем доходов, постоянно нуждающихся в текущих их поступлениях в форме дивидендных выплат (что снижает объем спроса на акции таких компаний, а соответственно и котируемую рыночную цену этих акций).
4. Сигнальная теория дивидендов (или "теория сигнализирования'', “теория ассиметричной информации“ ).
Эта теория построена на том, что основные модели оценки текущей реальной рыночной стоимости акций и качестве базисного элемента используют размер выплачиваемых по ней дивидендов. (Из материалов семинара «Корпоративный директор» Российского института директоров «Корпоративный директор). – апрель 2003 г. (http://www.rid.ru)
Таким образом, рост уровня дивидендных выплат определяет автоматическое возрастание реальной, а соответственно и котируемой рыночной стоимости акций, что при их реализации приносит акционерам дополнительный доход. Кроме того, выплата высоких дивидендов "сигнализирует" о том, что компания находится на подъеме и ожидает существенный рост прибыли в предстоящем периоде. Эта теории неразрывно связана с высокой "прозрачностью" фондового рынка, на котором оперативно полученная информация оказывает существенное влияние на колебания рыночной стоимости акций.
5. Теория соответствия дивидендной политики составу акционеров (или «теория клиентуры»).
В законодательстве Казахстана имеются следующие ограничения по выплате дивидендов:
• при отрицательном размере собственного капитала или если размер собственного капитала станет отрицательным в результате выплаты дивидендов
• если общество отвечает признакам неплатежеспособности или несостоятельности…
• если судом или общим собранием акционеров принято решение о его ликвидации.
• ограничения в связи с расширением производства. Многие предприятия, особенно на стадии становления, сталкиваются с проблемой поиска финансовых источников целесообразного расширения производственных мощностей. Дополнительные источники финансовых ресурсов нужны как предприятиям, наращивающим объемы производства высокими темпами, для приобретения дополнительных основных средств, так и предприятиям с относительно невысокими темпами роста для обновления материально-технической базы. В этих случаях нередко прибегают к практике ограничения дивидендных выплат.
• ограничения в договоре о ссуде. Многие соглашения о предоставлении ссуд могут ограничивать или запрещать выплаты дивидендов на период предоставления ссуды. Необходимо проверить эти соглашения до принятия решения о дивидендной политике. Часто требуется согласие ссудодателя на выплату или увеличение дивиденда.
• предпочтение акционеров. В основе дивидендной политики лежит общеизвестный ключевой принцип финансового управления - принцип максимизации совокупного дохода акционеров. Величина его за истекший период складывается из суммы полученного дивиденда и прироста курсовой стоимости акций. Поэтому, определяя оптимальный размер дивидендов, директорат предприятия и акционеры должны оценивать, как величина дивиденда может повлиять на цену предприятия в целом. Последняя, в частности, выражается в рыночной цене акций, которая зависит от многих факторов: общего финансового положения компании на рынке товаров и услуг, размера выплачиваемых дивидендов, темпа их роста и др. По возможности необходимо учитывать, что акционеры предпочитают текущую прибыль, а не доходы от прироста капитала. В этой связи должны быть проанализированы достоинства налогообложения доходов от прироста капитала по сравнению с подоходным налогом.
• контроль со стороны акционеров. При наличии высоких дивидендных выплат может возникнуть необходимость в последующем получении дополнительного акционерного капитала, и это может привести к уменьшению концентрации капитала и существующего контроля акционеров за компанией. С другой стороны, при низких дивидендных выплатах структура капитала может стать неэффективной, и компания будет уязвимой с точки зрения возможности ее поглощения, что опять приведет к потере контроля со стороны акционеров.
• стабильность. Это, вероятно, фактор, требующий наибольшего внимания.
Дивиденды играют важную роль в поддержании доверия со стороны инвестора и рынка. Опыт показал, что фирмы, имеющие во все времена стабильные потоки дивидендов, как правило, постоянно котируются на рынке выше, чем фирмы с менее стабильными дивидендными потоками. Тот факт, что многие фирмы настаивают на сохранении или увеличении дивидендов даже при недостаточной прибыли, является свидетельством того большого значения, которое и компании, и акционеры придают стабильным (и возрастающим) дивидендным потокам.
• ограничения рекламно-финансового (информационного) характера. В условиях рынка информация о дивидендной политике компаний тщательно отслеживается аналитиками, менеджерами, брокерами и др. Сбои в выплате дивидендов, любые нежелательные отклонения от сложившейся в данной компании практики могут привести к понижению рыночной цены акций.
Поэтому нередко предприятие вынуждено поддерживать дивидендную политику на достаточно стабильном уровне, несмотря на возможные колебания конъюнктуры. Степень стабильности дивидендной политики для многих неискушенных акционеров служит своеобразным индикатором успешности деятельности данного предприятия.
• ограничения ситуационного характера. Например, наличие у компании убытков в предыдущем периоде или периодах
- 1 Семестр
- 1.6.2 Перечень лекционно-практических занятий
- Тема 1. Теоретические и методологические основы корпоративного управления. Понятие корпоративного управления и его содержание
- 1. История корпоративного управления
- 2. Корпоративный менеджмент и корпоративное управление
- Тема 2. Сущность корпоративного управления
- 3.Система (структура) корпоративного управления. Основы корпоративного управления
- 4. Проблемы корпоративного управления
- 5. Риски управления современной компанией
- Тема 3. Права и обязанности акционеров
- 1. Законодательное обеспечение прав акцинеров
- Тема 4. Общее собрание акционеров
- 2. Подготовка общего собрания акционеров
- 3. Повестка для общего собрания акционеров
- 4. Порядок проведения общего собрания акционеров
- Тема 5. Работа совета директоров. Независимые директора
- 1.Функции совета директоров
- 2. Выборы членов совета директоров. Требования к членам совета
- 3. Как организовать эффективную работу совета директоров?
- 4. Независимый директор и его роль
- Тема 6. Выплата дивидендов и дивидендная политика
- 3. Теории определения размера дивиденда
- 4. Методики определения размера дивидендов
- Тема 7. Прозрачность и раскрытие информации
- 1.Интересы основных групп участников корпоративных отношений
- 2. Финансовая информация, подлежащая раскрытию
- Тема 8. Контроль над деятельностью акционерных обществ
- Тема 9. Рейдерство и экономическая безопасность акционерного общества
- 2. Поглощения
- 3. Действия государства по предотвращению поглощения
- Тема 10. Коррупция и ее влияние на бизнес
- 1.Понятие коррупции
- 2. Последствия коррупции
- Тема 11. Культура компании и ее связь с корпоративным управлением
- 1. Роль корпоративной культуры
- 2 Приверженность и обязательства
- 3. Элементы высшего уровня
- Тема 12. Кодекс Корпоративного управления: история и практика
- 3. Практика разработки кодекса корпоративного управления
- Глава 1. Принципы Корпоративного Управления
- Глава 1. Принципы Корпоративного управления
- Тема 13. Проблемы развития корпоративного управления в современном Казахстане
- Тема 14. Интегрированные корпоративные структуры в аграрном секторе Казахстана
- 2. Виды кооперации в аграрном секторе рк
- 3. Проблемы и перспективы развития кооперации и интеграции в аграрном секторе экономики
- Тема 15. Управление в интегрированных агропромышленных формированиях
- 1. Хозяйственное управление в апк
- 2. Управление в интегрированных формированиях
- 3. Управление в холдинговых структурах
- Тема 1. Теоретические и методологические основы корпоративного управления. Понятие корпоративного управления и его содержание
- Тема 2. Сущность корпоративного управления
- Тема 3. Права и обязанности акционеров
- Тема 4. Общее собрание акционеров
- Тема 5. Работа совета директоров. Независимые директора
- Тема 6. Выплата дивидендов и дивидендная политика
- Тема 7. Прозрачность и раскрытие информации
- Игра «Министры и конструкторы» Цель игры:
- Тема 8. Контроль над деятельностью акционерных обществ
- Тема 9. Рейдерство и экономическая безопасность акционерного общества
- Постановка управленческой проблемы
- Групповая работа над проблемой
- Групповые дискуссии
- Итоговая беседа
- Ход игры:
- Тема 11. Культура компании и ее связь с корпоративным управлением
- Тема 12. Кодекс Корпоративного управления: история и практика
- 2. Понятие кодекса корпоративного управления
- Деловая игра "Текучка" в деятельности руководителя Цель игры
- I. Ознакомление с проблемой
- 2. Систематизация информации
- 3. Анализ информации
- 4. Рекомендации по ведению дискуссии
- Сценарий деловой игры
- Тема 13. Проблемы развития корпоративного управления в современном Казахстане
- Тема 14. Интегрированные корпоративные структуры в аграрном секторе Казахстана
- Тема 1. Теоретические и методологические основы корпоративного управления. Понятие корпоративного управления и его содержание