4.2. Общие принципы и требования к управлению документацией организации
4.2.1. Общими для управления документацией организации являются следующие принципы:
- законности – обязательности соблюдения прав, полномочий, компетенции и ответственности, установленной законодательством и нормативными правовыми актами по документированию управленческой деятельности;
- системности – обязательности объективного научного подхода в определении целей, структурировании и формализации (описании) составляющих элементов управления документацией организации (объектов, процессов и пр.), их визуализированного представления, проектирования, внедрения и использования (эксплуатации) как особой (самостоятельной, специальной) системы управления документацией (СУД);
- комплексности – необходимости учитывать в единстве все формализованные внешние и внутренние взаимосвязи составляющих элементов СУД;
- классифицируемости – группировки элементов системы управления документацией организации (типов, видов и разновидностей документов, данных объектов, предметов, вопросов адресатов, корреспондентов, исполнителей структурных подразделений и т.д.) для обеспечения работы с документированной информацией;
- унификации (стандартизации) – установление общих требований к документации, процессам, средствам документирования и информационным технологиям по форме и содержанию (целостность, информативность, полнота, точность, краткость и др.), аутентичность, достоверность, пригодность к использованию;
- технологичности – оптимальной автоматизации и механизации процессов управления документацией для обеспечения ритмичности, прямоточности, параллельности, дублирования, оперативности и других подобных параметров движения документации (документооборота);
- развития и масштабируемости (наращивания) составляющих элементов СУД;
- сохранности – обеспечение хранения документированной информации, ее защиты от несанкционированного доступа, использования и уничтожения;
- эффективности – требования к экономичности, минимизации затрат и достижению высокой результативности управления документацией и всей управленческой (административной, служебной, производственной) деятельности организации;
- доступности – возможности освоения, внедрения, применения, использования и эксплуатации всех элементов СУД организации;
- надежности – обеспечение стабильности работоспособности, прочности, ненарушаемости и защиты от неавторизированного изменения структурных элементов СУД.
4.2.2.Общие и конкретные требования к управлению документацией организаций утверждаются законодательными и другими нормативными, правовыми актами и методическими документами по уровням управления в порядке их приоритетности:
- межгосударственного;
- государственного;
- федерального (межотраслевого);
- субъекта Российской Федерации;
- муниципального образования;
- корпоративного (учреждения, предприятия, организации государственной и/или негосударственной сфер экономики).
Конкретные требования могут быть направлены на разработку (проектирование) новой и/или совершенствование действующей системы управления документацией (документационного обеспечения управления) как составной части управления деятельностью (производственной, административной, служебной,) организации.
Примечание: Для современных организаций характерно использование на практике работы с документами так называемых бумажно-безбумажных информационных технологий, в которых традиционные бумажные документы применяются наряду с электронными документами (ЭлД). Обмен документами между исполнителями и структурными подразделениями внутри организации зачастую осуществляется в электронном виде. Информационное взаимодействие с другими организациями ведется на основе согласованных систем электронного обмена данными, а при отсутствии таковых используются бумажные документы, которые служат также при необходимости для подтверждения юридической силы (аутентичности) ЭлД, для чего также может использоваться технология электронной цифровой подписи (ЭЦП). К системам электронного документооборота (электронного обмена документацией), которые от традиционной системы делопроизводства отличаются прежде всего более высокой оперативностью передачи документированной информации, предъявляются повышенные требования к обеспечению защиты и доступа.
- Область применения
- 2. Нормативные ссылки
- 3. Термины, определения и сокращения
- 3.1. Термины и определения
- 3.2. Сокращения
- Общие положения об управлении документацией организации
- Назначение управления документацией организации
- 4.2. Общие принципы и требования к управлению документацией организации
- Система управления документацией
- Основные составные части суд организации
- Служба управления документацией организации
- Общие положения
- 6.2. Структура службы управления документацией организации
- 6.3. Основные задачи службы управления документацией организации
- 6.4. Распределение функций и ответственности по управлению документацией организации
- 6.5. Процессы управления документацией организации
- Документирование информации
- 7.4. Состав управленческой документации организации
- 7.5. Унифицированные системы документации
- 7.6. Составление и оформление документов
- 8. Организация и технология документооборота
- 8.1. Коммуникации в системе управления
- 8.2. Порядок обработки поступающих документов
- 8.3. Порядок обработки отправляемых документов
- 8.4. Порядок передачи документов внутри организации
- 8.5. Электронная почта организации
- 8.5.2. Организация уэп
- 8.5.3. Порядок приема-передачи документной информации по электронной почте
- 8.5.4. Подготовка и отправка документов (сообщений) через уэп
- 8.5.5. Прием документов (сообщений) по электронной почте
- 8.5.6. Режим работы уэп
- 8.5.7. Контроль за работой уэп
- 9. Регистрация и учет документов организации
- 9.1. Правила регистрации и индексирования документов
- 9.2. Учет количества документов
- 10. Информационно-поисковая система
- 11. Технология исполнения составления, подготовки и оформления документов
- 12. Контроль исполнения документов и поручений в организации
- 13. Организация хранения документов
- 13.1. Номенклатура дел организации
- 13.1.7. Формирование дел
- 13.2. Оперативное хранение документов в организации
- 13.2.1. Оперативное хранение машинных носителей и электронных документов
- 13.3. Подготовка документов к архивному хранению
- 13.3.1. Экспертиза ценности документов
- 13.4. Хранение электронных документов