logo search
Тазиев Инновационный менедмент в обр

4.3. Функции инновационного менеджмента

Острота демографической ситуации в России, переход средних общеобразовательных учреждений на подушевое финансирование, создание муниципальной сети профильного обучения и др. ставят проблему выживания школ в прямую зависимость от их способности стратегической ориентации в неожиданных ситуациях. Логика развития новаторской школы приводит к переносу центра тяжести с оперативного тактического управления на стратегический уровень. В таких обстоятельствах положение ОУ определяется не только ее внутренними возможностями, но и реакцией на изменения внешней среды. Соответственно изменяются содержание, функции и методы инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент выполняет определенные функции, которые предопределяют формирование структуры системы управления ОУ при осуществлении инновационного процесса.

Выделяют две группы функций инновационного менеджмента:

1) основные функции (таблица № 2), 2) обеспечивающие функции.

К основным относятся:

Таблица 2. Виды и функции инновационного менеджмента

Функции

инновационного

менеджмента

Виды инновационного менеджмента

Стратегический

Функциональный, оперативный

Прогнозирование

Стратегии приоритетов развития и роста ОУ

Новых товаров, технологий

Планирование

Экспансия в новые отрасли, рынки

Повышение качества и конкурентоспособности товаров

Анализ внешней - среды

Анализ макроэкономической, политической и рыночной конъюнктуры

Анализ поведения конкурентов, емкости рынка, объемов продаж и т.д.

Анализ внутренней среды

Анализ конкурентных преимуществ ОУ

Анализ факторов эффективности производства продукции (качества образования)

Виды решений

Стратегические решения по целям миссии и развитию ОУ

Оперативные решения по разработке, внедрению и производству новшеств

Мотивация

Обеспечение ОУ динамического роста и конкурентоспособности

Обеспечение высокой производительности труда, высокого качества образования (продукции), обновление образовательного процесса

Контроль

Выполнение миссии ОУ, его роста и развития

Контроль за исполнительской дисциплиной и качеством исполнения

1) функция прогнозирования - предполагает разработку на длительную перспективу кардинальных изменений образовательного, технико-технологического и экономического состояния ОУ в целом и всех его различных систем и подсистем;

2) функция планирования - предполагает объединить в себе весь комплекс работ по выработке плановых заданий в инновационном процессе и по воплощению их в жизнь;

3) функция организации - предполагает объединить людей, совместно внедряющих инновационную и инвестиционную программы на базе

каких-либо правил и процедур;

4) функция регулирования - воздействие на объект управления для получения состояния стабильности образовательной, технико- технологической и экономической систем;

5) функция координации - предполагает координацию согласованности работ всех участков системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов;

6) функция мотивации (стимулирования) - предполагает побуждение и стимуляцию работников;

7) функция контроля - предполагает проверку организации в момент внедрения процесса инноваций на разных его этапах, плана создания,

реализации инноваций и т. п.

К обеспечивающим функциям инновационного менеджмента относят функции, способствующие эффективному осуществлению основных функций: 1) социально-психологические, 2) технологические или процессуальные функции.

Социально-психологические функции менеджмента связаны с состоянием производственных отношений в коллективе. Различают две их разновидности: делегирование и мотивацию.

Делегирование - комплекс управленческих решений, способствующих рациональному распределению работ по управлению инновационными процессами и ответственности за их осуществление между сотрудниками аппарата управления. Делегированием можно считать ситуацию, когда заказчик делегирует полномочия по руководству работами по инновационному проекту руководителю проекта.

Мотивация - создание системы моральных и материальных стимулов для сотрудников организации, обеспечение их профессионального уровня и возможности карьерного роста, т. е. создание условий, оказывающих воздействие на поведение человека.