logo
Тазиев Инновационный менедмент в обр

2.1.1. Типология педагогических нововведений.

Обоснование типологии педагогических нововведений позволяет изучать специфику и закономерности развития нововведений, выявлять и анализировать факторы, способствующие и препятствующие нововведениям.

Опираясь на исследования, Хуторской А.В. (25), разработал типологию педагогических нововведений, состоящую из 10 блоков. Каждый блок формируется по отдельному основанию и дифференцируется на собственный набор подтипов. Перечень оснований составлен с учётом необходимости охвата следующих параметров педагогических нововведений: отношение к структуре науки, отношение к субъектам образования, отношение к условиям реализации и характеристикам нововведений.

В данной систематике педагогические нововведения подразделяются на следующие типы и подтипы:

1. По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования, в формах, в методах, в технологиях обучения, в средствах обучения, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д.

2. По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определённых способностей учеников и педагогов, в сфере развития их ЗУН, способов деятельности, компетентностей;

3. По области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием.

4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве (см. глоссарий), в репетиторстве, в семейном обучении и т.д.

5. По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).

6. По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.

7. По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в ОУ, в группе ОУ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т.п.

8. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.

9. По объёму новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т.п.

10. По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.

В предложенной типологии одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать своё место в различных блоках. Например, такая инновация как образовательная рефлексия учащихся может выступать нововведением по отношению к системе диагностики обучения, развитию способов деятельности учащихся, в учебном процессе, в коллективном обучении, нововведением-условием, периодическим, в старшей профильной школе, локальным, радикальным нововведением.

Заслуживает внимания также классификация нововведений, введенная М.М. Поташником и В.С. Лазаревым:

1. С точки зрения их отнесенности к той или иной части учебно-воспитательного процесса: а) в содержании образования; б) в методиках, технологиях, формах, методах, приемах, средствах учебно-воспитательного процесса; в) в организации учебно-воспитательного процесса; г) в управляющей системе школы.

В рамках этой группы инновации делятся по масштабу (объему) преобразований: а) на частные (локальные, единичные), не связанные между собой; б) на модульные (комплекс частных, связанных между собой, относящихся, например, к одной группе предметов, одной возрастной группе учащихся и т.д.); в) на системные (охватывающие всю школу) нововведения.

2. Важным основанием для группировки нововведений считается инновационный потенциал. С этой позиции выделяются: а) модификационные нововведения, связанные с усовершенствованием, рационализацией модернизацией того, что имеет аналог или прототип (например, учебные программы, методики, разработки и др.); б) комбинаторные нововведения, предполагающие такое конструктивное соединение ранее известных методик, при котором появляются новые, ранее не существующие системные свойства, дающие новый интеграционный эффект.

3. По отношению к своему предшественнику нововведения относят к: а) замещающим, которые вводятся вместо какого-то конкретного устаревшего средства; б) отменяющим, примером которого может быть прекращение деятельности какого-то органа, формы работы, отмена программ без замены их другими, если они неперспективны; в) открывающим, предполагающим освоение новой программы, нового учебного предмета, новой технологии и др., если у них не было предшественников; г) ретровведением, то есть к освоению чего-то нового в данный момент, но когда-то уже использовавшегося в сфере образования.

Обратим внимание также на другие понятия педагогической инноватики.

Инновационная (внедренческая) деятельность - деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых идей до реализации их в виде готового товара на рынке Об/Ус.

Инновационная деятельность может быть определена и как комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами.

Инновирование – процесс введения, закрепления и распространения новации путем оптимизации структур поведения и деятельности различных социальных субъектов. Может осуществляться спонтанно или целенаправленно внедряться с преодолением невосприимчивости либо активного сопротивления рутинных структур.

Педагогическая инноватика находится сегодня в стадии становления. Возрастающая потребность в её разработке очевидна как для науки, так и для образовательной практики.