Трансфер и диффузия инновации
Трансфер (иногда - трансферт) [transfer] образовательных инноваций - это движение инноваций с применением каких-либо информационных каналов от одного ее частного или коллективного носителя к другому. С помощью трансфера осуществляется поддержка коммерческой деятельности организации.
Принято выделять 3 основные формы трансфера:
1. Внутренний трансфер, когда происходит передача информации между разными подразделениями одной организации.
2. Квазивнутренний трансфер, т. е. движение информации внутри союза организаций (например, городской системы образования) и самостоятельных юридических лиц.
3. Внешний трансфер, т. е. процесс распространения информации, в котором задействованы независимые разработчики и потребители инноваций, между различными учреждениями.
В основе трансферта лежит передача информации, полученной путем сканирования и мониторинга.
Сканирование и мониторинг инноваций - это обзор и обработка информации об исследованиях и новшествах. Необходимость проведения данных мероприятий заключается в исследовании рынка Об/Ус для принятия правильного направления дальнейшего развития организации.
Классификация трансфера технологий проводится по следующим признакам:
1) направление отправки технологий: а) вертикальная передача - от разработки до производства; б) горизонтальная передача - передача из одной области науки в другую;
2) количество участников и степень их участия: а) активная передача - передача через посредника; б) пассивная передача - производитель инновации самостоятельно ищет покупателя;
3) подготовка производства: а) имитационная передача - без изменения производства; б) адаптивная передача - производство приспосабливается к новой технологии; в) инновативная передача - полное изменение производства.
Трансфер подразделяется на коммерческий и некоммерческий.
Инновационный менеджмент ориентирован в конечном счете на получение коммерческой выгоды, поэтому заключительным этапом инновационного процесса является коммерциализация нововведения.
Коммерциализация инноваций (коммерческий трансфер) - это элемент трансфера, при котором потребитель (покупатель) выплачивает вознаграждение владельцу (который может быть, а может и не быть разработчиком) инновации в той или иной форме и размерах, определяемых взаимосогласованными договорными условиями. К коммерческим формам передачи технологий относятся лицензионные соглашения, инжиниринг, контракты и субконтракты на проведение совместных научно-исследовательских и опытно-педагогических работ, связанные с уступкой, передачей и защитой прав на интеллектуальную и образовательную собственность.
Объектами коммерческого трансфера в образовании являются: 1) патенты на изобретения, свидетельства на авторские образовательные программы, технологии, методики, учебные пособия и т.п. за исключением товарных знаков, знаков обслуживания и коммерческих наименований, если они не являются частью сделок по передаче инноваций; 2) ноу-хау и технический опыт в виде технико-экономических обоснований, моделей, образцов, инструкций, чертежей, спецификаций, технологической оснастки и инструмента, услуг консультантов и подготовки педагогических кадров; 3) научно-методические и технологические знания и информация.
Коммерциализация включает предварительное размещение нового продукта на рынке для привлечения потенциальных потребителей («зондаж рынка»), а затем осуществление диффузии инновации.
«Зондаж рынка» может проводиться путем предоставления новшества в пробное пользование, экспонирования на выставках и ярмарках, реализации по льготным ценам. В результате инноватор получает информацию о том, как была воспринята инновация потребителем, какие характеристики не устраивают потребителя, что надо доработать в новом продукте для улучшения потребительских свойств.
После получения положительного отклика инноватор приступает к осуществлению масштабного распространения нововведения.
На стадии коммерциализации новшества основная задача менеджера состоит в разработке комплекса необходимых мероприятий по продвижению нововведения на рынке. При этом учитываются следующие аспекты: а) политика ценообразования; б) рекламная политика; в) сбытовая политика.
В свою очередь, диффузия инновационных знаний и информации, в отличие от коммерциализации, является некоммерческим элементом трансфера инноваций. Диффузия инноваций – это этап инновационного процесса, в ходе которого происходит массовое распространение материализованных знаний в виде новых продуктов или технологий, полученных на предыдущих этапах инновационного процесса Диффузия инноваций - это процесс, посредством которого инновация распространяется по коммуникационным каналам во времени и в пространстве среди участников социальной системы. Этот способ реализуется либо в тех случаях, когда владелец знания не осознает, не имеет возможности или не заинтересован в его коммерциализации, либо в случаях, когда само знание, являясь фундаментальным, базовым, не подлежит коммерциализации.
Объектами некоммерческого трансфера являются: 1) научно-педагогическая и учебная литература, справочники, стандарты, описания патентов, каталоги проспектов и т.п.; 2) конференции, симпозиумы, выставки; 3) обучение и стажировка педагогов на безвозмездной основе или на условиях паритетного возмещения расходов сторонами.
Если инноватор не имеет возможности или желания использовать новшество в собственной деятельности, то он может осуществить коммерциализацию нововведения путем предоставления лицензии любому заинтересованному лицу на возмездной основе.
Предоставление лицензий осуществляется путем заключения лицензионного договора. Лицензионный договор - соглашение, в соответствии с которым одна сторона - владелец исключительных прав на объект интеллектуальной, инновационной собственности, называемый лицензиаром, предоставляет другой стороне, называемой лицензиатом, права на использование объекта собственности на условиях, которые стороны согласовывают в тексте договора.
В практике лицензионной торговли используются различные типы лицензионных договоров, отличающихся по предмету и виду лицензий, объему передаваемых прав, по способу охраны: а) патентная, б) беспатентная, в) неисключительная (простая), г) исключительная, д) полная, е) возвратная, ё) принудительная и др.
- Инновационный менеджмент в образовании Учебное пособие
- Раздел 1. Основы теории и методологии педагогической инноватики
- 1. 1. Предмет и содержание дисциплины «инновационный менеджмент в образовании»
- 1.2. Инноватика как область знаний
- 1.3. Становление научной концепции инновационного менеджмента
- Раздел 2. Педагогическая инновация как объект инновационного менеджмента в образовании
- 2.1. Педагогическая инноватика
- 2.1.1. Типология педагогических нововведений.
- 2.2. Понятие и объекты интеллектуальной собственности
- 2.3. Структура инновационного процесса
- Раздел 3. Движущие мотивы инновационной деятельности
- 3.1. Мотивы инновационной деятельности в учреждении образования
- 3.2. Государственная инновационная политика в сфере образования
- Раздел 4. Инновационный менеджмент в образовательном учреждении
- 4.1. Цель, задачи и принципы инновационного менеджмента
- 4.2. Виды инновационного менеджмента в образовании
- 4.3. Функции инновационного менеджмента
- 4.4. Этапы инновационного менеджмента
- Выбор стратегии внедрения инноваций в оу
- Система управления персоналом как инновация
- Прогнозирование будущего и проблемный анализ оу
- Методы прогнозирования и анализа
- Поиск, отбор и выработка проектной идеи
- Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи
- Современные практические приемы инновационного менеджмента
- Организация работ по выполнению проекта (программы)
- Осуществление инновационного проекта в рамках выбранной организационной структуры.
- Трансфер и диффузия инновации
- Мониторинг (отслеживание) программ по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий
- Контроль за выполнением намеченной программы. Анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией. Корректировка приемов менеджмента инновации
- 4.5. Инновационный маркетинг как особый вид инновационной деятельности Особенности инновационного маркетинга в оу
- Проблемное содержание и функции маркетинга Об/Ус
- Методы маркетинга и проведение исследований
- Маркетинг инноваций в оу
- Раздел 5. Организационные формы инновационной деятельности в оу
- 5.1. Инновационный потенциал оу
- 5.2. Организационные инновации
- 5.3. Организационные формы инновационной деятельности
- Раздел 6. Инновационное предпринимательство и риски
- 6.1. Инновационный проект и его виды
- 6.2. Содержание инновационных проектов
- 6.4. Финансирование инновационной деятельности
- 6.5. Риск инновационных проектов и методы его снижения
- 7. Глоссарий
- 8. Использованная литература
- Содержание