logo
Тазиев Инновационный менедмент в обр

2.3. Структура инновационного процесса

Инновационный процесс представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых педагогическое открытие или идея превращаются в социальное, в том числе, образовательное нововведение.

Подчеркнём единство трёх составляющих инновационного процесса: создание, освоение и применение новшеств. Именно такой трёхсоставный инновационный процесс и является чаще всего объектом изучения в педагогической инноватике, в отличие, например, от дидактики, где объектом научного исследования выступает процесс обучения.

Инновационные процессы следует отличать от локального эксперимента или внедрения отдельных новшеств. Например, введение дополнительного элективного курса в школу ещё не делает её инновационной. Инновационная деятельность характеризуется системностью, интегральностью, целостностью.

Таким образом, деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом и есть инновационная деятельность. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п.

Руководитель ОУ, педагог, обладающий системным мышлением всегда видит множество реально существующих структур инновационного процесса в образовании. Чем больше структур они видят, тем большими располагают возможностями эффективно управлять инновационным процессом, достраивая и доразвивая необходимые элементы (части) той или иной структуры.

Деятельностная структура представляет собой совокупность следующих компонентов: мотивы – цель – задачи – содержание – формы – методы – результаты. Действительно, все начинается с мотивов (побудительных причин) субъектов инновационного процесса (директора, учителей, учащихся и др.), определения целей нововведения, декомпозиции цели в «веер» задач, разработки содержания инновации и т.д.

Нельзя забывать, что все названные компоненты деятельности реализуются в определенных условиях (материальных, финансовых, гигиенических, морально-психологических, временных и др.), которые в саму структуру деятельности не входят, но при игнорировании которых инновационный процесс может быть парализован или протекать неэффективно.

Субъектная структура включает инновационную деятельность всех субъектов развития школы: директора, его заместителей, учителей, ученых, учащихся, родителей, спонсоров, методистов, преподавателей вузов, консультантов, экспертов, работников органов образования, аттестационной службы и т.д. Субъектная структура учитывает функциональное и ролевое соотношение всех участников каждого из этапов инновационного процесса. Достаточно директору написать в столбик функции каждого из названных субъектов и расположить их в порядке значимости выполняемых в инновационном процессе ролей, как моментально весомой, значимой увидится эта структура.

Уровневая структура отражает взаимосвязанную инновационную деятельность субъектов на международном, федеральном, региональном, муниципальном, районном, городском и школьном уровнях. Очевидно, что инновационный процесс в ОУ испытывает на себе влияние (как позитивное, так и негативное) инновационной деятельности более высоких уровней. Чтобы это влияние было только позитивным, нужна специальная деятельность руководителей по согласованию содержания инноваций, инновационной политики на каждом уровне. Кроме этого управление процессом развития конкурентного ОУ требует рассмотрения его т на следующих уровнях: индивидуальном, уровне малых групп, уровне всей школы, муниципальном и региональном уровнях.

Содержательная структура инновационного процесса предполагает рождение, разработку и освоение новшеств в обучении, воспитательной работе, организации учебно-воспитательного процесса, в управлении школой и т.д. В свою очередь каждый компонент этой (как и любой другой) структуры имеет свое сложное строение. Так, инновационный процесс в обучении может предполагать нововведения в методах, формах, приемах, средствах (т.е. в технологии), в содержании образования или в его целях, условиях и т.д.

Структура жизненного цикла. Особенность инновационного процесса - его циклический характер, выражающийся в следующей структуре этапов, которые проходит нововведение: возникновение (старт) – быстрый рост (в борьбе с оппонентами, рутинерами, консерваторами, скептиками) – зрелость – освоение – диффузия (проникновение, распространение) – насыщение (освоенность многими людьми, проникновение во все звенья, участки, части учебно-воспитательного и управленческого процессов) – рутинизация (достаточно длительное использование новшества, в результате чего для многих людей оно становится обычным явлением, нормой) – кризис (исчерпанность возможностей применить его в новых областях) – финиш (нововведение перестает быть таковым или заменяется другим, более эффективным, или же поглощается более общей эффективной системой).

В.А. Сластенин и Л.С. Подымова в жизненном цикле педагогической инновации выделяют следующие этапы:

1. Этап рождения новой идеи или возникновения новой концепции новшества; условно его называют этапом открытия, которое является результатом, как правило, фундаментальных и прикладных научных исследований (или мгновенного «озарения»).

2. Этап изобретения, т.е. создания новшества, воплощенного в какой-либо объект, материальный или духовный продукт-образец.

3. Этап нововведения, на котором находит практическое применение полученное новшество, его доработка; завершается этот этап получением устойчивого эффекта от новшества.

4. Этап распространения новшества, заключающийся в его широком внедрении, диффузии (распространении) новшества в новые сферы.

5. Этап господства новшества в конкретной области, когда собственно новшество перестает быть таковым, теряя новизну. Завершается этот этап появлением эффективной альтернативы или замены данного новшества более эффективным.

6. Этап сокращения масштабов применения новшества, связанный с заменой его новым продуктом.

Структура генезиса инноваций заимствована из теории нововведений в сфере материального производства. Она включает следующие элементы: возникновение – разработка идеи – проектирование (то, что на бумаге) – изготовление (т.е. освоение в практической работе) – использование другими людьми.

Управленческая структура предполагает взаимодействие четырех видов управленческих действий: планирование - организация - руководство - контроль. Как правило, инновационный процесс в ОУ планируется в виде концепции и программы развития ОУ, затем организуются деятельность коллектива школы по реализации этой программы и контроль за ее результатами. Инновационный процесс в какой-то момент может быть стихийным (неуправляемым) и существовать за счет внутренней саморегуляции. Однако, отсутствие управления такой сложной системой как инновационный процесс в ОУ быстро приведет к его затуханию. Поэтому наличие управленческой структуры является стабилизирующим и поддерживающим этот процесс фактором, что, разумеется, не исключает элементов самоуправления, саморегуляции в нем.

Каждый компонент этой структуры имеет свое строение. Так, планирование (сводящееся фактически к подготовке программы развития ОУ) включает проблемно ориентированный анализ деятельности учреждения, формирование концепции нового ОУ и стратегии ее реализации, целеполагание и разработку операционального плана действий.

Для руководителей, которым трудно сразу перейти на емкую четырехкомпонентную структуру управленческих действий предлагается ее прежняя более объемная (и менее рациональная) разновидность, называемая еще организационной структурой инновационного процесса в школе. Она включает следующие этапы: диагностический - прогностический - собственно организационный - практический - обобщающий - внедренческий. Кроме названных, во всяком инновационном процессе нетрудно увидеть и такие структуры, как создание новшеств и использование (освоение) новшеств; комплексный инновационный процесс, лежащий в основе развития всей школы, состоящий из взаимосвязанных микроинновационных процессов.

Когда инновационный процесс в ОУ не идет (или идет неэффективно), причину нужно поискать в неразвитости каких-то компонентов той или иной его структуры.

Процесс создания и использования инновации (инноваци­онный процесс) - это регулируемый процесс от зарождения идеи об изменении до (коммерческого) использования новше­ства.

Эффективность инновационного процесса как совокупности операций, реализованных в течение определенного периода вре­мени, зависит от ряда взаимозависимых факторов (рис. 3):

1. Инновационный потенциал организации - показатель, характеризующий способность в нашем случае ОУ к осуществлению про­цессов нововведений.

2 Направление инновационной деятельности. Успех будущего нововведения на рынке во многом зависит от выбора правильного направления разработки. Первоначаль­ный выбор определяет весь ход последующей инновационной деятельности.

Направление инновационного процесса зависит от целей, ко­торые должны быть достигнуты при осуществлении нововведе­ний. К ним можно отнести: а) сохранение позиций на рынке; б) завоевание новых сегментов рынка; в) структурное преобразование ОУ.

Инновационный потенциал организации, действия конкурентов, темпы развития рынка также оказывают воздействие на инно­вационный процесс. При выборе направления разработки учитывается величи­на достигаемого экономического эффекта, которая сопоставля­ется с уровнем потенциальных рисков.

3. Скорость осуществления инновационного процесса. Скорость осуществления инновационного процесса характеризует показатель, именуемый инновационным лагом. От величины данного показателя

Рис. 3. Факторы, влияющие на эффективность инновационного процесса

зависит результативность всего процесса нововведений. При создании и внедрении новинки ОУ стремится монополизировать рынок ОБ/Ус и получить макси­мально возможную прибыль от коммерциализации нововведе­ния. Время, в течение которого ОУ-инноватор удер­живает монополию, определяется скоростью реагирования кон­курентов. Таким образом, чем быстрее ОУ разработает новшество и выведет его на рынок, тем быстрее окупит капита­ловложения и опередит конкурентов.

4. Маркетинговая стратегия ОУ. Маркетинговые исследования играют большую роль при про­ведении процесса нововведений, так как позволяют уменьшить риск отторжения нововведения на рынке. Они осуществляются на различных стадиях инновационной деятельности.

На этапе зарождения инновационной идеи задачи маркетин­говых исследований заключаются в анализе рыночной ситуации, прогнозировании тенденций развития системы образования и нахождении сег­мента рынка, не занятого конкурентом. На основе полученных данных определяется направление инновационного про­цесса.

Конъюнктурные исследования (см. глоссарий) на последующих этапах инно­вационной деятельности позволяют своевременно скорректиро­вать ход процесса нововведений и адаптировать его к изменив­шимся условиям.

На заключительных стадиях инновационной деятельности маркетинговые исследования проводятся для выявления опти­мальных форм коммерциализации, определения благоприятно­го момента вывода новинки на рынок, разработки эффективной сбытовой политики и форм ценового продвижения.

Таким образом, необходимо отметить, что инновационные процессы определяются следующими аспектами:

1. Носят циклический характер: одно базисное нововведение влечет за собой пакет преоб­разований (пример: изобретение деловой игры привело к значительным изменениям в управлении различными от­раслями).

2. Имеют вероятностный характер: внедрение и продвижение инноваций на рынке - это все­гда трудно предсказуемый процесс, так как существует ве­роятность расхождения расчетных и фактических показате­лей.

3. Обладают межорганизационным характером: необходимо взаимодействие различных организаций (НИИ, педвузов, общеобразовательных учреждений и др.) для осуществления инновационного процесса.

4. Имеют межотраслевой характер: нововведения могут быть использованы в различных образовательных отрас­лях, масштаб распространения отражает их зна­чимость.