logo
Тазиев Инновационный менедмент в обр

4.2. Виды инновационного менеджмента в образовании

Различают 2 вида инновационного менеджмента в образовании: стратегический и функциональный.

Стратегический инновационный менеджмент предполагает разработку стратегии приоритетов развития учреждения и роста, экспансию на рынки Об/Ус, анализ внешней среды и рынка Об/Ус, стратегические решения по целям миссии и развития ОУ, обеспечение ему динамического роста и конкурентоспособности, выполнение миссии ОУ и развитие.

Стратегический менеджмент (стратегическое управление) распространяется на долгосрочные цели и действия ОУ. Формулировка стратегии (образа действий) и её чёткий инструментарий являются ядром управления и важным признаком хорошего менеджмента организации.

Стратегический менеджмент предполагает наличие пяти элементов: умения смоделировать ситуацию (выявить проблемы); умения выявить необходимые изменения (сформулировать цели); умения разработать стратегию изменений (базовые стратегии); умения использовать различные способы воздействия (внедрение и реализация стратегии); умения вносить коррективы в стратегию (управление изменениями).

Стратегическое управление в организации выражается в следующих пяти функциях: 1) планирование стратегии; 2) организация выполнения стратегических планов; 3) координация действий по реализации стратегических задач; 4) мотивация на достижение стратегических результатов; 5) контроль за процессом выполнения стратегии.

Функциональный (оперативный или тактический) инновационный менеджмент сосредоточивает свои функции на конкретных мероприятиях по управлению разработкой, внедрением, производством и коммерциализацией новшеств. В оперативном менеджменте внимание направлено на кратко- и среднесрочный горизонты. Системы оперативного менеджмента располагают достаточной полнотой информации, характеризуются низкой степенью неопределенности и ориентированы на средний и нижний уровни менеджмента.

Функциональный или оперативный инновационный менеджмент в образовании нацелен на прогнозирование создания новых систем воспитания и обучения, новых технологий и др., повышение качества учебно-воспитательного процесса и личности выпускника учебного заведения, анализ поведения конкурентов, анализ емкости рынка Об/Ус, характера и количества педагогических инноваций, анализ факторов эффективности инновационной деятельности, оперативные решения по разработке, внедрению и освоению новшеств; обеспечение качества учебно-воспитательного процесса и его обновление, контроль исполнительской дисциплины и качества исполнения.

Оперативное управление инновационной деятельностью анализирует возможности, ищет и согласует наиболее эффективные пути и средства реализации принятой стратегии развития ОУ. Оно сосредоточено на формировании образовательных, научных, маркетинговых, а также различных обеспечивающих подсистем учреждения. Деятельность инновационного менеджера предусматривает формирование инвестиционного, продуктового тематического и проектного портфеля ОУ, разрабатывает конкретные мероприятия по оптимальному управлению персоналом.

Ключевые характеристики стратегического аспекта управления организацией в сравнении с оперативным (текущим) управлением, практикующемся в бизнесе, представлены на рис. 4.

А в целом, управление инновационной деятельностью ОУ состоит из:

Рис. 4. Ключевые характеристики стратегического аспекта управления организацией

а) постановки стратегических и тактических целей,

б) разработки системы стратегий,

в) анализа внешней среды с учетом неопределенности и риска,

г) анализа инфраструктуры,

д) анализа возможностей учреждения,

е) диагноза реально сложившейся ситуации,

ё) прогноза будущего состояния ОУ,

ж) поиска источников капитала,

з) поиска патентов, лицензий, ноу-хау,

и) формирования инновационного и инвестиционного портфелей,

й) стратегического и оперативного планирования,

к) оперативного управления и контроля за научными разработками, их внедрением и последующим применением,

л) совершенствования организационных структур,

м) управления технико-технологическим развитием учреждения,

н) управления персоналом,

о) управления и контроля за финансами,

п) анализа и оценки проектов нововведений, выбора инновационного проекта, оценки эффективности инноваций, процедуры принятия управленческих решений, изучения рыночной конъюнктуры, конкуренции и повеления конкурентов, поиска ниши на рынке,

р) разработки стратегии и тактики инновационного маркетинга, исследования и управления формированием спроса и каналов сбыта, позиционирования нововведения на рынке, формирования инновационной стратегии учреждения на рынке образовательных и других услуг, устранения, диверсификации и управления рисками.

Исследование реактивности организации на изменения среды привело к выявлению различных типов реакций организаций и повлекло за собой значительные изменения в системе управления.

Главными типами реакций на изменение среды считаются: а) производственная (образовательная), основанная на поддержании прежнего уровня; б) конкурентная, нацеленная на расширение и укрепление позиций на рынке; в) предпринимательская, направленная на максимальное приспособление к изменениям с целью увеличения дохода; г) инновационная, ориентированная на системное обновление.

Типы реакций ОУ демонстрируют тесную связь как с механизмом управления организацией, так и с мероприятиями стратегического и оперативного менеджмента.

Взаимосвязь реакций организации со стратегией и тактикой менеджмента показывает важность учета фактора реактивности.

При таком подходе стратегический менеджмент разрабатывает систему стратегий, направленных на приспособление к внешней среде, а также на максимальную результативность использования внутренних возможностей фирмы