logo
Тазиев Инновационный менедмент в обр

1.2. Инноватика как область знаний

Инноватика - экономическая наука, изучающая закономерности инновационных изменений в макро- и микроэкономичес­ких системах.

Предметом изучения инноватики являются: новации (нов­шества), инновации (нововведения), инновационные процессы.

Содержание инноватики: а) закономерности инновационного развития; б) деловые циклы и технологические уклады; в) понятия «новации», «инновации», их основные свойства; г) жизненный цикл инноваций; д) классификация инноваций; е) характеристика инновационных процессов, этапы осуществ­ления; ё) факторы, определяющие результативность инновационных процессов; ж) методы инновационного менеджмента; з) виды эффектов в инновационной сфере.

Условиями и предпосылками появления и развития инноватики - науки об инновациях явилось ускорение развития науч­но-технического прогресса, а также экономическая востребован­ность его результатов, новые возмож­ности получения прибыли за счет создания и внедрения новшеств.

Пульсации в промышленном развитии, характеризующиеся периодами подъема, насыщения, а затем спада, позволили ряду ученых выдвинуть гипотезу об объективных закономерностях, присущих индустриальному обществу. Эти закономерности эко­номического развития были обусловлены угасанием старых и зарождением новых отраслей. Уменьшить период и глубину стадии депрессии в развитии экономической системы и ускорить переход к стадии подъема возможно посредством активизации процессов нововведений.

Изучением инновационных процессов, сущности нововведе­ний, особенностей инновационного развития занимается наука «Инноватика».

Методами исследования инноватики являются: а) методы анализа; б) методы прогнозирования; в) методы моделирования; г) методы планирования.

Инноватика оперирует следующими понятиями: новация (новшество); инновация (нововведение); изобретение; научное открытие; инновационный процесс; инновационная деятельность жизненный цикл инновации; жизненный цикл товара; жизненный цикл технологии (см. глоссарий).

В современной концепции инноватики выделяют инновации-продукты и инновации-процессы. Продуктовые нововведения - инновационные изменения, которые могут быть представлены в материализованном виде (в виде нового объекта). Процессные нововведения - инновационные изменения в последовательности или структуре выполнения определенных действий или операций.

Инноватика как область научных знаний тесно связана с инновационным менеджментом.

Понятие «инновационный менеджмент» характеризуют три аспекта: 1) область экономической науки по управлению инновациями; 2) управленческая деятельность по регулированию иннова­ционных процессов; 3) аппарат управления инновациями.