Методы прогнозирования и анализа
Методы прогнозирования: 1) методы стратегического анализа; 2) методы экстраполяции; 3) методы экспертных оценок; 4) методы моделирования; 5) статистические методы (модель и метод, кросс-проверка и др.); 6) изучение сегментации рынка (кластерный анализ, деревья классификации, факторный анализ, анализ соответствий); 7) методы изучения потребительских предпочтений (дисперсионный анализ, статистические гипотезы и др.) и т.д.
Общее изучение рынка- PEST анализ:
- акроним для Политических, Экономических, Социальных и Технологических факторов, которые используются, чтобы оценить рынок для организационной или бизнес-единицы. PEST-анализ - полезный инструмент понимания рынка, позиции компании, потенциала и направление бизнеса. Для простоты и удобства анализа все факторы принято совместно расматривать в виде четырехпольной таблицы.
Политические факторы | Влияние экономики |
Социокультурные тенденции | Технологические инновации |
Поиск возможных конкурентных преимуществ - GAP-анализ - поиск возможных конкурентных преимуществ ОУ. По данной методике оценивается желаемое состояние организации (уровень ее стратегических притязаний) и реальное (чего может фактически добиться организация, не меняя свою нынешнюю политику). При этом разрабатывается стратегия организации, направленная на ликвидацию данного разрыва.
Положение организации - SWOT-АНАЛИЗ. SWOT-анализ - это особая форма изучения рыночной ситуации, в которой оцениваются сильные и слабые стороны ОУ (внутренние показатели), потенциальные возможности и угрозы со стороны рынка, администрации, контролирующих организаций и т.д. (внешние показатели). После SWOT-анализа делается вывод о том, как и в каком направлении организация должна развиваться дальше.
SWOT анализ включает в себя анализ ситуации внутри организации, а так же анализ внешних факторов и ситуацию на рынке. Все данные, впоследствии сводятся в одну таблицу состоящую из 4 основных полей: сила, слабость, возможности и угрозы. Такую таблицу, так же называют матрицей SWOT анализа.
Анализируя расположенные в таблице данные, составляется список возможных действий для нейтрализации слабых сторон ОУ, в том числе за счет сильных. Так же, разрабатываются возможные варианты развития учреждения при изменении внешних факторов, способы использования сильных сторон для уменьшения рисков и т.д.
S Сильные стороны ОУ | W Слабые стороны ОУ |
O Возможности ОУ | T Угрозы извне. |
Ситуационный анализ. Под ситуационным анализом принято понимать проводимый периодически (1—2 раза в год) анализ деятельности ОУ в его отношениях с внешним для нее миром. Целью ситуационного анализа является «внутренняя ревизия» и оценка прошлой деятельности ОУ, рассмотрение его достижений и неудач, вскрытие причин тех и других, выявление компетентности сотрудников и эффективности их работы.
Системный анализ - научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы.
Факторный анализ (проблемно-факторный анализ) – изучение связей между проблемами и причинами их появления. С помощью факторного анализа возможно выявление скрытых факторов, отвечающих за наличие связей (корреляций) между наблюдаемыми явлениями.
Проблемы | Причины и факторы, вызывающие проблемы | Задачи решения проблем | Пути решения проблем | Ожидаемый результат |
|
|
|
|
|
Методы экстраполяции основаны на анализе изменения параметров исследуемых объектов или процессов и выводе закономерностей, характеризующих эти изменения. Методами экстраполяции решаются задачи динамического и статического анализа.
В задачах динамического анализа основным фактором развития является фактор времени. В этом случае анализируются изменения параметра во времени, а прогнозы перспективного развития составляются по аналогии с ретроспективными тенденциями.
Статический анализ осуществляется путем экстраполяции тенденций изменения прогнозируемого параметра по данным, характерным для различных поколений объектов одного функционального назначения.
Экстраполяция относится к количественным методам прогнозирования. Для прогнозирования качественных характеристик используются экспертные методы.
Суть экспертных методов заключается в определении тенденций развития на основе оценок квалифицированных специалистов. Выделяют индивидуальные и коллективные экспертные оценки.
Индивидуальные экспертные оценки используются при составлении морфологического анализа, оценка типа «интервью» и аналитические экспертные оценки. При оценках типа «интервью» и аналитических экспертных оценках осуществляется опрос экспертов по интересующей проблеме. При использовании морфологического анализа производится структуризация инновационного проекта путем разделения на составные элементы с последующим выявлением возможных вариантов инновационного проекта.
Коллективные экспертные оценки - совместное принятие решения группой экспертов. Выделяют метод комиссий, метод Дельфи и пр. Метод комиссий - совместное принятие решения комиссией из нескольких экспертов. Метод Дельфи (метод многотуровых опросов) - выработка совокупного решения путем статистической обработки индивидуальных решений, внесенных экспертами изолированно друг от друга.
Методы моделирования - построение адекватных моделей развития процесса. Различают логические, информационные и математические модели прогнозирования.
Логическое моделирование базируется на изучении внутренней логики процесса и построении на этой основе исторических моделей.
Информационное моделирование осуществляется путем анализа получаемой из различных источников информации и выявления тенденций развития. В качестве источников информации при составлении прогнозов могут выступать научные публикации, патентная документация.
Математическое моделирование представляет собой построение моделей на базе статистического анализа.
- Инновационный менеджмент в образовании Учебное пособие
- Раздел 1. Основы теории и методологии педагогической инноватики
- 1. 1. Предмет и содержание дисциплины «инновационный менеджмент в образовании»
- 1.2. Инноватика как область знаний
- 1.3. Становление научной концепции инновационного менеджмента
- Раздел 2. Педагогическая инновация как объект инновационного менеджмента в образовании
- 2.1. Педагогическая инноватика
- 2.1.1. Типология педагогических нововведений.
- 2.2. Понятие и объекты интеллектуальной собственности
- 2.3. Структура инновационного процесса
- Раздел 3. Движущие мотивы инновационной деятельности
- 3.1. Мотивы инновационной деятельности в учреждении образования
- 3.2. Государственная инновационная политика в сфере образования
- Раздел 4. Инновационный менеджмент в образовательном учреждении
- 4.1. Цель, задачи и принципы инновационного менеджмента
- 4.2. Виды инновационного менеджмента в образовании
- 4.3. Функции инновационного менеджмента
- 4.4. Этапы инновационного менеджмента
- Выбор стратегии внедрения инноваций в оу
- Система управления персоналом как инновация
- Прогнозирование будущего и проблемный анализ оу
- Методы прогнозирования и анализа
- Поиск, отбор и выработка проектной идеи
- Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи
- Современные практические приемы инновационного менеджмента
- Организация работ по выполнению проекта (программы)
- Осуществление инновационного проекта в рамках выбранной организационной структуры.
- Трансфер и диффузия инновации
- Мониторинг (отслеживание) программ по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий
- Контроль за выполнением намеченной программы. Анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией. Корректировка приемов менеджмента инновации
- 4.5. Инновационный маркетинг как особый вид инновационной деятельности Особенности инновационного маркетинга в оу
- Проблемное содержание и функции маркетинга Об/Ус
- Методы маркетинга и проведение исследований
- Маркетинг инноваций в оу
- Раздел 5. Организационные формы инновационной деятельности в оу
- 5.1. Инновационный потенциал оу
- 5.2. Организационные инновации
- 5.3. Организационные формы инновационной деятельности
- Раздел 6. Инновационное предпринимательство и риски
- 6.1. Инновационный проект и его виды
- 6.2. Содержание инновационных проектов
- 6.4. Финансирование инновационной деятельности
- 6.5. Риск инновационных проектов и методы его снижения
- 7. Глоссарий
- 8. Использованная литература
- Содержание