logo
Тазиев Инновационный менедмент в обр

Методы прогнозирования и анализа

Методы прогнозирования: 1) методы стратегического анализа; 2) методы экстраполяции; 3) методы экспертных оценок; 4) методы моделирования; 5) статистические методы (модель и метод, кросс-проверка и др.); 6) изучение сегментации рынка (кластерный анализ, деревья классификации, факторный анализ, анализ соответствий); 7) методы изучения потребительских предпочтений (дисперсионный анализ, статистические гипотезы и др.) и т.д.

Общее изучение рынка- PEST анализ:

- акроним для Политических, Экономических, Социальных и Технологических факторов, которые используются, чтобы оценить рынок для организационной или бизнес-единицы. PEST-анализ - полезный инструмент понимания рынка, позиции компании, потенциала и направление бизнеса. Для простоты и удобства анализа все факторы принято совместно расматривать в виде четырехпольной таблицы.

Политические факторы

Влияние экономики

Социокультурные тенденции

Технологические инновации

Поиск возможных конкурентных преимуществ - GAP-анализ - поиск возможных конкурентных преимуществ ОУ. По данной методике оценивается желаемое состояние организации (уровень ее стратегических притязаний) и реальное (чего может фактически добиться организация, не меняя свою нынешнюю политику). При этом разрабатывается стратегия организации, направленная на ликвидацию данного разрыва.

Положение организации - SWOT-АНАЛИЗ. SWOT-анализ - это особая форма изучения рыночной ситуации, в которой оцениваются сильные и слабые стороны ОУ (внутренние показатели), потенциальные возможности и угрозы со стороны рынка, администрации, контролирующих организаций и т.д. (внешние показатели). После SWOT-анализа делается вывод о том, как и в каком направлении организация должна развиваться дальше.

SWOT анализ включает в себя анализ ситуации внутри организации, а так же анализ внешних факторов и ситуацию на рынке. Все данные, впоследствии сводятся в одну таблицу состоящую из 4 основных полей: сила, слабость, возможности и угрозы. Такую таблицу, так же называют матрицей SWOT анализа.

Анализируя расположенные в таблице данные, составляется список возможных действий для нейтрализации слабых сторон ОУ, в том числе за счет сильных. Так же, разрабатываются возможные варианты развития учреждения при изменении внешних факторов, способы использования сильных сторон для уменьшения рисков и т.д.

S Сильные стороны ОУ

W Слабые стороны ОУ

O Возможности ОУ

T Угрозы извне.

Ситуационный анализ. Под ситуационным анализом принято понимать проводимый периодически (1—2 раза в год) анализ деятельности ОУ в его отношениях с внешним для нее миром. Целью ситуационного анализа является «внутренняя ревизия» и оценка прошлой деятельности ОУ, рассмотрение его достижений и неудач, вскрытие причин тех и других, выявление компетентности сотрудников и эффективности их работы.

Системный анализ - научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы.

Факторный анализ (проблемно-факторный анализ) – изучение связей между проблемами и причинами их появления. С помощью факторного анализа возможно выявление скрытых факторов, отвечающих за наличие связей (корреляций) между наблюдаемыми явлениями.

Проблемы

Причины и факторы, вызывающие проблемы

Задачи решения проблем

Пути решения проблем

Ожидаемый результат

Методы экстраполяции основаны на анализе изменения параметров исследуемых объектов или процессов и выводе закономерностей, характеризующих эти изменения. Методами экстраполяции решаются задачи динамического и статического анализа.

В задачах динамического анализа основным фактором развития является фактор времени. В этом случае анализиру­ются изменения параметра во времени, а прогнозы перспектив­ного развития составляются по аналогии с ретроспективными тенденциями.

Статический анализ осуществляется путем экстраполяции тенденций изменения прогнозируемого параметра по данным, характерным для различных поколений объектов одного функ­ционального назначения.

Экстраполяция относится к количественным методам про­гнозирования. Для прогнозирования качественных характерис­тик используются экспертные методы.

Суть экспертных методов заключается в определении тен­денций развития на основе оценок квалифицированных специ­алистов. Выделяют индивидуальные и коллективные эксперт­ные оценки.

Индивидуальные экспертные оценки используются при со­ставлении морфологического анализа, оценка типа «интервью» и аналитические экспертные оценки. При оценках типа «интер­вью» и аналитических экспертных оценках осуществляется оп­рос экспертов по интересующей проблеме. При использовании морфологического анализа производится структуризация инно­вационного проекта путем разделения на составные элементы с последующим выявлением возможных вариантов инноваци­онного проекта.

Коллективные экспертные оценки - совместное приня­тие решения группой экспертов. Выделяют метод комиссий, метод Дельфи и пр. Метод комиссий - совместное принятие реше­ния комиссией из нескольких экспертов. Метод Дельфи (метод многотуровых опросов) - выработка совокупного решения пу­тем статистической обработки индивидуальных решений, вне­сенных экспертами изолированно друг от друга.

Методы моделирования - построение адекватных моде­лей развития процесса. Различают логические, информацион­ные и математические модели прогнозирования.

Логическое моделирование базируется на изучении внут­ренней логики процесса и построении на этой основе истори­ческих моделей.

Информационное моделирование осуществляется путем анализа получаемой из различных источников информации и выявления тенденций развития. В качестве источников инфор­мации при составлении прогнозов могут выступать научные публикации, патентная документация.

Математическое моделирование представляет собой по­строение моделей на базе статистического анализа.