logo
Тазиев Инновационный менедмент в обр

7. Глоссарий

Базисные инновации - принципиально новые решения, фор­мирующие новую отрасль экономики.

Бенчмаркинг - изучение конкурента, обладающего высоким инновационным потенциалом, для использования его опыта при формировании собственной инновационной стратегии.

Бизнес-инкубатор - организация, создаваемая для поддерж­ки становления и развития новой фирмы.

Венчурные фирмы (риско-фирмы) - предприятия, осуществ­ляющие реализацию высокорисковых инновационных проектов.

Диверсификация - одна из форм концентрации капитала. Диверсифицируя своё производство, фирмы проникают в новые для себя отрасли и сферы, расширяют ассортимент товаров и постепенно превращаются в многоотраслевые комплексы. Диверсификация - минимизация величины кредитного риска за счет инвестирования разнонаправленных инновационных проектов. Суммарный риск диверсифицированного портфеля бу­дет ниже, чем риски по каждому отдельному проекту.

Дисконт - процентная ставка по предоставляемому кредиту. Включает величину инфляции, рыночную премию за риск и пр.

Дисконтирование - процедура приведения разновременных денежных потоков к единому моменту времени.

Диффузия инновации - процесс ее масштабного распрост­ранения и использования в различных отраслях экономики.

Жизненный цикл инновации - совокупность этапов иннова­ционной деятельности от зарождения инновационной идеи до мас­штабного распространения инновации.

Жизненный цикл товара - совокупность стадий от ввода новшества на рынок до спада объемов продаж и выводы това­ра с рынка. Товаром ОУ являются предлагаемые им образовательные услуги и продукты.

Изобретение - новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в различных отраслях экономики.

Инжиниринг означает инженерно-консультационные услуги по созданию новых объектов или крупных проектов.

Инноватика - наука о закономерностях инновационных про­цессов в экономике.

Инноватор - участник инновационного процесса, осуществля­ющий внедрение и продвижение новшества на рынке.

Инновационная деятельность - комплекс работ, включа­ющих поиск и отбор инновационных идей, разработку на их ос­нове новшеств, внедрение и тиражирование инноваций.

Инновационная стратегия - комплекс мероприятий по эффек­тивному использованию инновационного потенциала предприятия для обеспечения долгосрочного развития.

Инновационный лаг - временной интервал от момента воз­никновения инновационной идеи до момента возврата инвестиций (получение положительной прибыли).

Инновационный менеджмент - управленческая деятельность, направленная на формирование и достижение целей инновацион­ного развития ОУ путем эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Инновационный менеджмент - управленческая деятельность, направленная на осуществление развития организации с по­мощью инновационных преобразований

Инновационный потенциал организации - совокупность ха­рактеристик предприятия, определяющих способность компании к осуществлению деятельности по созданию и практическому исполь­зованию нововведений.

Инновационный процесс - последовательность этапов создания и использования нововведения.

Инновация (нововведение) - существенное изменение в различных областях общественного развития, направленное на достижение поло­жительного эффекта и реализованное на практике.

Инфраструктура инновационной деятельности - компании, осуществляющие поддержку инновационной деятельности, но не при­нимающие в ней непосредственного участия (кредитные организации, консалтинговые фирмы, информационные и патентные службы и пр.).

Кластер - есть структура, состоящая из нескольких равноправных частей, сохраняющая свою полноценную функциональную работоспособность при выходе из строя произвольных составляющих его компонентов

Коммерциализация новшества - превращение новшества в инновацию посредством его внедрения на рынок, коммерческого использования и получения экономического эффекта.

Коммутанты - фирмы, имитирующие новинки или предлагаю­щие новые виды услуг на базе новой продукции.

Конъюнктура - условия, которые складываются на определенном товарном рынке в конкретных экономических ситуациях и обусловливают конечный результат коммерческой деятельности на рынке.

Конъюнктурное исследование - это анализ текущего состояния рынка и выявление существующих тенденций, позволяющие выработать или скорректировать стратегию управления. В его ходе выявляется спрос на новые товары и методы организации сбыта, анализируется деятельность компаний, лидирующих на этом сегменте рынка).

Лимитирование - снижение уровня риска путем установ­ления предельных размеров по предоставляемым кредитам, рас­ходуемым финансовым ресурсам, объемам реализации. Метод может использоваться банком-инвестором инновационных про­ектов (минимизация финансово-кредитных рисков).

Лицензиар - лицо, предоставляющее лицензию на объект промышленной собственности; владелец исключительных прав.

Лицензиат - лицо, которому передаются права на использо­вание объекта промышленной собственности.

Лицензионный договор - документ, на основании которого патентообладатель (лицензиар) предоставляет определенные пра­ва на использование охраняемого объекта промышленной собствен­ности другому лицу (лицензиату), принимающему на себя обязатель­ства по внесению платежей лицензиару.

Метод сетевого планирования и управления - метод пла­нирования, при котором комплекс работ, необходимых для реали­зации проекта, представляется в логической последовательности и взаимосвязи с учетом условий проведения работ.

Модифицирующие инновации - решения, представляющие собой существенные изменения (усовершенствования) базисных нововведений.

Научное открытие - выявление ранее неизвестного зако­на природы (общества) или получение ранее неизвестных данных.

Новатор - участник инновационного процесса, осуществляющий поиск инновационных идей и разработку новшеств на их основе.

Новация - новшество, разработанное, но не внедренное в практическую деятельность. Новация - разработка, осуществленная на базе новой идеи (нового научного открытия).

Ноу-хау - конфиденциальные сведения финансового, техни­ческого, управленческого характера, предоставляющие дополнитель­ные преимущества владеющему ими лицу.

организация – группа людей объединенных общими целями и задачами. Такими целями является получение прибыли и решение уставных задач организации.

Патент на изобретение - государственный документ, удосто­веряющий авторство, устанавливающий приоритет и закрепляющий исключительные права патентообладателя на запатентованный объект.

Патиенты - компании, специализирующиеся на выпуске уни­кальных новинок.

Псевдоинновации - решения, представляющие собой незна­чительные изменения базисных нововведений.

Реактивная инновация - инновация, обеспечивающая выжи­вание предприятия, т.е. нововведение, осуществляемое в ответ на действия конкурента.

Реинжиниринг - осуществление радикальных преобразований для скачкообразного увеличения основных показателей деятельности фирмы.

Рынок образовательных услуг - система купли-продажи образовательных услуг, предлагаемых образовательными учреждениями населению

Сегмент рынка - часть рынка, охватывающая совокупность потребителей, однотипно реагирующих на одни и те же товары, одинаково относящиеся к их покупке; зона рыночного спроса на товар

Стратегическая инновация - инновация, при внедрении ко­торой фирма рассчитывает на получение дополнительных конкурент­ных преимуществ в будущем.

Сублицензия - лицензия, которая предоставляется лицензи­атом (покупателем первичной лицензии) третьим лицам.

Технопарки - гибкие научно-производственные структуры, представляющие собой полигон по созданию и продвижению нау­коемкой продукции.

Технополис - более совершенная форма объединения науки и производства, включающая в себя небольшие города-наукограды.

Товарный знак - обозначение, используемое для отличия од­нородных товаров (услуг) различных юридических (физических) фирм.

Трансфер инноваций - передача новшеств посредством ком­мерческого и некоммерческого технологического обмена.

Тьюторство - это система наставничества, когда опытный (тьютор) помогает новичку выбрать свой путь обучения

Управление - деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Финансовый лизинг - процедура привлечения заемных средств в виде долгосрочного кредита, предоставляемого в натуральной форме и погашаемого в рассрочку.

Форфейтинг - операция по трансформации коммерческого кредита в банковский.

Франчайзинг - процедура предоставления товарного знака (фир­менного наименования), ноу-хау, сбытовых каналов и клиентуры из­вестной компании для реализации продукции малоизвестной фирмы.

Хеджирование - способ снижения риска неблагоприятного изменения ценовой конъюнктуры путем приобретения срочных кон­трактов на фондовом рынке (минимизация коммерческих рисков).

Экспансия - расширение сфер влияния, завоевание рынков отдельными компаниями и т.д.

Эксплеренты - компании, цель существования которых за­ключается в постоянном выпуске радикальных новшеств.