7. Глоссарий
Базисные инновации - принципиально новые решения, формирующие новую отрасль экономики.
Бенчмаркинг - изучение конкурента, обладающего высоким инновационным потенциалом, для использования его опыта при формировании собственной инновационной стратегии.
Бизнес-инкубатор - организация, создаваемая для поддержки становления и развития новой фирмы.
Венчурные фирмы (риско-фирмы) - предприятия, осуществляющие реализацию высокорисковых инновационных проектов.
Диверсификация - одна из форм концентрации капитала. Диверсифицируя своё производство, фирмы проникают в новые для себя отрасли и сферы, расширяют ассортимент товаров и постепенно превращаются в многоотраслевые комплексы. Диверсификация - минимизация величины кредитного риска за счет инвестирования разнонаправленных инновационных проектов. Суммарный риск диверсифицированного портфеля будет ниже, чем риски по каждому отдельному проекту.
Дисконт - процентная ставка по предоставляемому кредиту. Включает величину инфляции, рыночную премию за риск и пр.
Дисконтирование - процедура приведения разновременных денежных потоков к единому моменту времени.
Диффузия инновации - процесс ее масштабного распространения и использования в различных отраслях экономики.
Жизненный цикл инновации - совокупность этапов инновационной деятельности от зарождения инновационной идеи до масштабного распространения инновации.
Жизненный цикл товара - совокупность стадий от ввода новшества на рынок до спада объемов продаж и выводы товара с рынка. Товаром ОУ являются предлагаемые им образовательные услуги и продукты.
Изобретение - новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в различных отраслях экономики.
Инжиниринг означает инженерно-консультационные услуги по созданию новых объектов или крупных проектов.
Инноватика - наука о закономерностях инновационных процессов в экономике.
Инноватор - участник инновационного процесса, осуществляющий внедрение и продвижение новшества на рынке.
Инновационная деятельность - комплекс работ, включающих поиск и отбор инновационных идей, разработку на их основе новшеств, внедрение и тиражирование инноваций.
Инновационная стратегия - комплекс мероприятий по эффективному использованию инновационного потенциала предприятия для обеспечения долгосрочного развития.
Инновационный лаг - временной интервал от момента возникновения инновационной идеи до момента возврата инвестиций (получение положительной прибыли).
Инновационный менеджмент - управленческая деятельность, направленная на формирование и достижение целей инновационного развития ОУ путем эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Инновационный менеджмент - управленческая деятельность, направленная на осуществление развития организации с помощью инновационных преобразований
Инновационный потенциал организации - совокупность характеристик предприятия, определяющих способность компании к осуществлению деятельности по созданию и практическому использованию нововведений.
Инновационный процесс - последовательность этапов создания и использования нововведения.
Инновация (нововведение) - существенное изменение в различных областях общественного развития, направленное на достижение положительного эффекта и реализованное на практике.
Инфраструктура инновационной деятельности - компании, осуществляющие поддержку инновационной деятельности, но не принимающие в ней непосредственного участия (кредитные организации, консалтинговые фирмы, информационные и патентные службы и пр.).
Кластер - есть структура, состоящая из нескольких равноправных частей, сохраняющая свою полноценную функциональную работоспособность при выходе из строя произвольных составляющих его компонентов
Коммерциализация новшества - превращение новшества в инновацию посредством его внедрения на рынок, коммерческого использования и получения экономического эффекта.
Коммутанты - фирмы, имитирующие новинки или предлагающие новые виды услуг на базе новой продукции.
Конъюнктура - условия, которые складываются на определенном товарном рынке в конкретных экономических ситуациях и обусловливают конечный результат коммерческой деятельности на рынке.
Конъюнктурное исследование - это анализ текущего состояния рынка и выявление существующих тенденций, позволяющие выработать или скорректировать стратегию управления. В его ходе выявляется спрос на новые товары и методы организации сбыта, анализируется деятельность компаний, лидирующих на этом сегменте рынка).
Лимитирование - снижение уровня риска путем установления предельных размеров по предоставляемым кредитам, расходуемым финансовым ресурсам, объемам реализации. Метод может использоваться банком-инвестором инновационных проектов (минимизация финансово-кредитных рисков).
Лицензиар - лицо, предоставляющее лицензию на объект промышленной собственности; владелец исключительных прав.
Лицензиат - лицо, которому передаются права на использование объекта промышленной собственности.
Лицензионный договор - документ, на основании которого патентообладатель (лицензиар) предоставляет определенные права на использование охраняемого объекта промышленной собственности другому лицу (лицензиату), принимающему на себя обязательства по внесению платежей лицензиару.
Метод сетевого планирования и управления - метод планирования, при котором комплекс работ, необходимых для реализации проекта, представляется в логической последовательности и взаимосвязи с учетом условий проведения работ.
Модифицирующие инновации - решения, представляющие собой существенные изменения (усовершенствования) базисных нововведений.
Научное открытие - выявление ранее неизвестного закона природы (общества) или получение ранее неизвестных данных.
Новатор - участник инновационного процесса, осуществляющий поиск инновационных идей и разработку новшеств на их основе.
Новация - новшество, разработанное, но не внедренное в практическую деятельность. Новация - разработка, осуществленная на базе новой идеи (нового научного открытия).
Ноу-хау - конфиденциальные сведения финансового, технического, управленческого характера, предоставляющие дополнительные преимущества владеющему ими лицу.
организация – группа людей объединенных общими целями и задачами. Такими целями является получение прибыли и решение уставных задач организации.
Патент на изобретение - государственный документ, удостоверяющий авторство, устанавливающий приоритет и закрепляющий исключительные права патентообладателя на запатентованный объект.
Патиенты - компании, специализирующиеся на выпуске уникальных новинок.
Псевдоинновации - решения, представляющие собой незначительные изменения базисных нововведений.
Реактивная инновация - инновация, обеспечивающая выживание предприятия, т.е. нововведение, осуществляемое в ответ на действия конкурента.
Реинжиниринг - осуществление радикальных преобразований для скачкообразного увеличения основных показателей деятельности фирмы.
Рынок образовательных услуг - система купли-продажи образовательных услуг, предлагаемых образовательными учреждениями населению
Сегмент рынка - часть рынка, охватывающая совокупность потребителей, однотипно реагирующих на одни и те же товары, одинаково относящиеся к их покупке; зона рыночного спроса на товар
Стратегическая инновация - инновация, при внедрении которой фирма рассчитывает на получение дополнительных конкурентных преимуществ в будущем.
Сублицензия - лицензия, которая предоставляется лицензиатом (покупателем первичной лицензии) третьим лицам.
Технопарки - гибкие научно-производственные структуры, представляющие собой полигон по созданию и продвижению наукоемкой продукции.
Технополис - более совершенная форма объединения науки и производства, включающая в себя небольшие города-наукограды.
Товарный знак - обозначение, используемое для отличия однородных товаров (услуг) различных юридических (физических) фирм.
Трансфер инноваций - передача новшеств посредством коммерческого и некоммерческого технологического обмена.
Тьюторство - это система наставничества, когда опытный (тьютор) помогает новичку выбрать свой путь обучения
Управление - деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.
Финансовый лизинг - процедура привлечения заемных средств в виде долгосрочного кредита, предоставляемого в натуральной форме и погашаемого в рассрочку.
Форфейтинг - операция по трансформации коммерческого кредита в банковский.
Франчайзинг - процедура предоставления товарного знака (фирменного наименования), ноу-хау, сбытовых каналов и клиентуры известной компании для реализации продукции малоизвестной фирмы.
Хеджирование - способ снижения риска неблагоприятного изменения ценовой конъюнктуры путем приобретения срочных контрактов на фондовом рынке (минимизация коммерческих рисков).
Экспансия - расширение сфер влияния, завоевание рынков отдельными компаниями и т.д.
Эксплеренты - компании, цель существования которых заключается в постоянном выпуске радикальных новшеств.
- Инновационный менеджмент в образовании Учебное пособие
- Раздел 1. Основы теории и методологии педагогической инноватики
- 1. 1. Предмет и содержание дисциплины «инновационный менеджмент в образовании»
- 1.2. Инноватика как область знаний
- 1.3. Становление научной концепции инновационного менеджмента
- Раздел 2. Педагогическая инновация как объект инновационного менеджмента в образовании
- 2.1. Педагогическая инноватика
- 2.1.1. Типология педагогических нововведений.
- 2.2. Понятие и объекты интеллектуальной собственности
- 2.3. Структура инновационного процесса
- Раздел 3. Движущие мотивы инновационной деятельности
- 3.1. Мотивы инновационной деятельности в учреждении образования
- 3.2. Государственная инновационная политика в сфере образования
- Раздел 4. Инновационный менеджмент в образовательном учреждении
- 4.1. Цель, задачи и принципы инновационного менеджмента
- 4.2. Виды инновационного менеджмента в образовании
- 4.3. Функции инновационного менеджмента
- 4.4. Этапы инновационного менеджмента
- Выбор стратегии внедрения инноваций в оу
- Система управления персоналом как инновация
- Прогнозирование будущего и проблемный анализ оу
- Методы прогнозирования и анализа
- Поиск, отбор и выработка проектной идеи
- Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи
- Современные практические приемы инновационного менеджмента
- Организация работ по выполнению проекта (программы)
- Осуществление инновационного проекта в рамках выбранной организационной структуры.
- Трансфер и диффузия инновации
- Мониторинг (отслеживание) программ по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий
- Контроль за выполнением намеченной программы. Анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией. Корректировка приемов менеджмента инновации
- 4.5. Инновационный маркетинг как особый вид инновационной деятельности Особенности инновационного маркетинга в оу
- Проблемное содержание и функции маркетинга Об/Ус
- Методы маркетинга и проведение исследований
- Маркетинг инноваций в оу
- Раздел 5. Организационные формы инновационной деятельности в оу
- 5.1. Инновационный потенциал оу
- 5.2. Организационные инновации
- 5.3. Организационные формы инновационной деятельности
- Раздел 6. Инновационное предпринимательство и риски
- 6.1. Инновационный проект и его виды
- 6.2. Содержание инновационных проектов
- 6.4. Финансирование инновационной деятельности
- 6.5. Риск инновационных проектов и методы его снижения
- 7. Глоссарий
- 8. Использованная литература
- Содержание