logo
Тазиев Инновационный менедмент в обр

2.1. Педагогическая инноватика

Педагогическая инноватика - наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования. Нецелесообразно механически переносить в область педагогики аппарат инноватики, который действует в экономике, предпринимательстве или производстве. Учитывая человекоориентированную сущность педагогики, объект и предмет педагогической инноватики определяются не в традиционном ключе «внешних воздействий» на обучаемых, а с позиции условий обновления их образования, происходящего с их участием. Это главный принцип, который ученые предлагают в качестве ориентира для построении теоретико-методологических оснований педагогической инноватики.

Объект педагогической инноватики – процесс возникновения, развития и освоения инноваций в обучении и воспитании учащихся, ведущих к прогрессивным изменениям качества их образования.

Предмет педагогической инноватики – совокупность педагогических условий, средств и закономерностей, связанных с разработкой, введением и освоением педагогических новшеств в образовательную реальность.

Вопросы педагогической инноватики исследуются в Институте педагогических инноваций РАО, в научной школе А. В. Хуторского. Если практики чаще озабочены конкретными результатами обновлений, то учёных интересует система знаний и соответствующих им деятельностей, которые изучают, объясняют, обосновывают педагогическую инноватику, её собственные принципы, закономерности, понятийный аппарат, средства, границы применимости и другие научные атрибуты, характерные для теоретических учений.

Всё это - методологические аспекты изучения и конструирования педагогических нововведений. Для построения методологических оснований педагогической инноватики Хуторским А.В сформулировано следующее определение: «Методология педагогической инноватики есть система знаний и деятельностей, относящихся к основаниям и структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств».

Педагогическая инноватика и её методологический аппарат могут являться действенным средством анализа, обоснования и проектирования происходящей сегодня модернизации образования. Состояние и научное обеспечение этого глобального инновационного процесса в нашей стране сегодня оставляет желать лучшего. Многие новшества, такие, как стандарты, новая структура школы, профильный компонент общего среднего образования, единый госэкзамен, не являются в методологическом смысле проработанными, отсутствует целостность и системность в процессах освоения и применения заявленных новшеств.

Ключевые понятия педагогической инноватики: педагогическое новшество, инновация, нововведение, инновационный процесс, инновационная деятельность, инновирование (см. глоссарий).

Рассмотрим некоторые понятия и особенности педагогической инноватики как средства преобразования образования.

Прежде всего, следует различать новшества и нововведения.

Новшество (новация) - это оформленный результат научно-педагогических исследований, разработок или экспериментальных работ в деятельности по повышению качества образования.

Новшества могут оформляться в виде: а) открытий; б) изобретений; в) патентов; г) товарных знаков (брендов); д) рационализаторских предложений; е) документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или образовательный процесс; ё) образовательной, управленческой или другой структуры; ж) ноу-хау; (з) понятий; и) научных подходов или принципов; й) документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т. п.); к) результатов маркетинговых исследований и т. д.

Новшества и изобретения становятся инновациями после их коммерциализации (внедрения).

Время между появлением новшества и воплощением его в инновацию называется инновационным лагом.

Термин «innovation» в переводе с английского означает «нововведение». В соответствии с классификацией Й.Шумпетера понятие «нововведения» рассматривается как: 1) изготовление нового; 2) внедрение нового; З) освоение нового рынка сбыта; 4) получение нового источника сырья; 5) проведение соответствующей реорганизации.

Нововведение (инновация) это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения образовательного, социального, экономического или другого вида эффекта.

Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества.

С помощью конструирования нововведений можно управлять развитием образовательных систем как на уровне школы, так и на уровне региона, страны.

В условиях рынка Об/Ус признаком инновации считается ее потре­бительская новизна. При этом продукция (услуга, метод и пр.) должна быть новой для конкретного потребителя (конкретного рынка.

В современных условиях к побудительным моти­вам создания новшеств относится конкуренция на рынке, т.е. ин­новации связаны с рынком. Конкуренция стимулирует ОУ разрабатывать и внедрять новинки либо для удержа­ния своих позиций на рынке Об/Ус, либо для освоения нового сегмен­та (сегмент рынка - часть рынка, охватывающая совокупность потребителей, однотипно реагирующих на одни и те же товары, одинаково относящиеся к их покупке; зона рыночного спроса на товар) и получения дополнительных конкурентных преимуществ (в зависимости от инновационной стратегии учреждения).

Связь инновации с рынком является взаимообусловлен­ной: неудовлетворенный рыночный спрос стимулирует создание и внедрение новшества; в свою очередь, появление инновации на рынке изменяет соотношение спроса и предложения, фор­мирует новые рыночные сегменты, порождая новые рыночные потребности (рис. 1).

Рис. 1. Взаимосвязь инновации с рынком

Инновации - это результат планируемой и скоорди­нированной деятельности субъектов инновационного процес­са: а) новаторов - участников инновационного процесса, осуществляющий поиск инновационных идей и разработку новшеств на их основе; б) инноваторов - участников инновационного процесса, осуществляющий внедрение и продвижение новшества на рынке Об/Ус; в) инвесторов - участников инновационного процесса, осуществляющий финансирование разработки и внедрения новшеств; г) реализующих основные функции по осуществлению инновации.

Ка­чественное управление процессами нововведений позволяет значительно снизить инновационные риски и увеличить эффект от коммерциализации. Изменения, происходящие в ОУ спонтанно, инновациями не являются.

Таким образом, нововведение (инновацию) характеризуют следующие аспекты:

1. Нововведение является результатом планируемой творческой деятельности педагогов, направленной на совершенствование существующей образовательной системы.

2. Нововведением считается новшество, реализованное на практике.

3. Объектами изменений, осуществленных в результате вне­дрения инновации, могут быть образовательная, технологическая, орга­низационно-управленческая, финансовая, социальная и прочие сферы.

4. Нововведения способствуют преодолению кризисов на макро- и микроуровнях, увеличивают конкурентоспособность.

5. Нововведения связаны с рисками.

Для упорядочения сущности инновации как продукта твор­ческой деятельности, осуществляемой в различных областях, используют классификацию. К ее формированию, ввиду широ­кого разнообразия инновационных изменений, существует мно­жество подходов.

Так, нововведения делят на материальные (могут быть пред­ставлены в виде материального объекта, например, ТСО и технологические) и нематериальные (не имеют веществен­ной формы, например: образовательные услуги).

Классификация инноваций по различным признакам пред­ставлена на рис. 2.

Рассмотрим особенности различных видов инноваций.

По инновационному потенциалу. Базисные инновации - это принципиально новые реше­ния, формирующие новую отрасль (пример: типовая программа – авторская программа, учебник - электронное учебное пособие). Как правило, они создают­ся на основе нового научного открытия.

Базисные инновации влекут за собой разработку пакета (кла­стера) модифицирующих нововведений.

Модифицирующие инновации - решения, представляю­щие собой существенные изменения (усовершенствования) ба­зисных

нововведений (пример: рабочая программа – адаптированная или модернизированная программа, урок – урок-театр).

Модифицирующие нововведения призваны улучшить харак­теристики пионерных моделей, не изменяя принципов, лежащих в основе их создания.

Псевдоинновации - решения, представляющие собой не­значительные изменения базисных нововведений (пример: показ видеофильма вместо кинофильма).

По источникам инновационных идей. Дракер П. выделяет семь источников инновационных идей: 1) неожиданное событие для организации или отрасли - неожиданный успех, неожиданная неудача, неожиданное внешнее событие; 2) неконгруэнтность - несоответствие между реальностью (какая она есть на самом деле) и нашими

представлениями о ней (какой она должна быть); 3) нововведения, основанные на потребности процесса (под потребностью процесса следует иметь в виду те его недостатки и слабые места, которые могут и должны быть устранены); 4) внезапные изменения в структуре отрасли или рынка; 5) демографические изменения; 6) изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках; 7) новые знания (как научные, так и ненаучные).

Первые 4 источника инновационных идей (области изменений) он относит к внутренним, так как они находятся в рамках организации, в пределах отрасли или сферы услуг (такие источники доступны для работающих в данной организации или в данной отрасли). Последние три источники относятся к внешним, так как они имеют свое происхождение вне данной организации или отрасли. Однако между всеми источниками нет четких границ, и они могут взаимно пересекаться.

Источниками зарождения инновационных процессов в практике ОУ являются: а) интуиция творческого руководителя, педагога; б) опыт, рожденный в данном ОУ; в) педагогический опыт, рожденный в других ОУ; г) директивы и нормативные документы; д) мнение потребителя Об/Ус; е) потребности коллектива работать по-новому; ё) потребности региона, страны в изменении ситуации в образовании; ж) достижения, разработки всего комплекса наук о человеке и др.

По предмету инновации. Инновации могут быть представлены либо в виде продукта (электронный учебник, новое информационное средство), либо в виде процесса (новая технология, новая методика, новая образовательная услуга).

По масштабу применения инновации характеризует ее значи­мость. Чем шире область диффузии (внедрения), тем выше эф­фективность нововведения.

В случае осуществления внутриорганизационной инновации новшество создается и используется в рамках учреждения или его отдельного подразделения, нововведение не принимает то­варной формы (не является предметом купли-продажи). При осу­ществлении межорганизационной инновации функции разра­ботчика и производителя новшества отделены от функций его потребителя; увеличение масштаба применения до уровня од­ной или нескольких отраслей образования существенно повыша­ет значимость новшества.

По цели создания. Стратегия ОУ, определяющая его развитие и фор­мирующая конкурентные позиции на рынке, влияет также на ин­новационное поведение учреждения. В зависимости от рыночной си­туации и выбранной стратегии оно может осуществлять реактивные или стратегические нововведения.

Реактивная инновация - инновация, обеспечивающая вы­живание ОУ, т.е. нововведение, осуществляемое в ответ на действия конкурента. Реактивная инновация способствует со­хранению рыночных позиций ОУ, но не создает дополнитель­ных конкурентных преимуществ. Осуществление реактивных ин­новаций характерно для организаций, использующих оборонительные стратегии.

Стратегическая инновация - инновация, при внедрении ко­торой ОУ рассчитывает на получение дополнительных кон­курентных преимуществ в будущем. Организации, реализующие стратегические нововведения, используют активную (наступатель­ную) инновационную стратегию. Стратегические инновации скорее направлены на формирование новых потребностей, чем на удов­летворение существующих запросов на рынке Об/Ус.