4.3. Функции инновационного менеджмента
Острота демографической ситуации в России, переход средних общеобразовательных учреждений на подушевое финансирование, создание муниципальной сети профильного обучения и др. ставят проблему выживания школ в прямую зависимость от их способности стратегической ориентации в неожиданных ситуациях. Логика развития новаторской школы приводит к переносу центра тяжести с оперативного тактического управления на стратегический уровень. В таких обстоятельствах положение ОУ определяется не только ее внутренними возможностями, но и реакцией на изменения внешней среды. Соответственно изменяются содержание, функции и методы инновационного менеджмента.
Инновационный менеджмент выполняет определенные функции, которые предопределяют формирование структуры системы управления ОУ при осуществлении инновационного процесса.
Выделяют две группы функций инновационного менеджмента:
1) основные функции (таблица № 2), 2) обеспечивающие функции.
К основным относятся:
Таблица 2. Виды и функции инновационного менеджмента
Функции инновационного менеджмента | Виды инновационного менеджмента | |
Стратегический
| Функциональный, оперативный | |
Прогнозирование
| Стратегии приоритетов развития и роста ОУ | Новых товаров, технологий
|
Планирование
| Экспансия в новые отрасли, рынки
| Повышение качества и конкурентоспособности товаров |
Анализ внешней - среды
| Анализ макроэкономической, политической и рыночной конъюнктуры | Анализ поведения конкурентов, емкости рынка, объемов продаж и т.д. |
Анализ внутренней среды
| Анализ конкурентных преимуществ ОУ
| Анализ факторов эффективности производства продукции (качества образования) |
Виды решений
| Стратегические решения по целям миссии и развитию ОУ | Оперативные решения по разработке, внедрению и производству новшеств |
Мотивация
| Обеспечение ОУ динамического роста и конкурентоспособности
| Обеспечение высокой производительности труда, высокого качества образования (продукции), обновление образовательного процесса |
Контроль
| Выполнение миссии ОУ, его роста и развития
| Контроль за исполнительской дисциплиной и качеством исполнения |
1) функция прогнозирования - предполагает разработку на длительную перспективу кардинальных изменений образовательного, технико-технологического и экономического состояния ОУ в целом и всех его различных систем и подсистем;
2) функция планирования - предполагает объединить в себе весь комплекс работ по выработке плановых заданий в инновационном процессе и по воплощению их в жизнь;
3) функция организации - предполагает объединить людей, совместно внедряющих инновационную и инвестиционную программы на базе
каких-либо правил и процедур;
4) функция регулирования - воздействие на объект управления для получения состояния стабильности образовательной, технико- технологической и экономической систем;
5) функция координации - предполагает координацию согласованности работ всех участков системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов;
6) функция мотивации (стимулирования) - предполагает побуждение и стимуляцию работников;
7) функция контроля - предполагает проверку организации в момент внедрения процесса инноваций на разных его этапах, плана создания,
реализации инноваций и т. п.
К обеспечивающим функциям инновационного менеджмента относят функции, способствующие эффективному осуществлению основных функций: 1) социально-психологические, 2) технологические или процессуальные функции.
Социально-психологические функции менеджмента связаны с состоянием производственных отношений в коллективе. Различают две их разновидности: делегирование и мотивацию.
Делегирование - комплекс управленческих решений, способствующих рациональному распределению работ по управлению инновационными процессами и ответственности за их осуществление между сотрудниками аппарата управления. Делегированием можно считать ситуацию, когда заказчик делегирует полномочия по руководству работами по инновационному проекту руководителю проекта.
Мотивация - создание системы моральных и материальных стимулов для сотрудников организации, обеспечение их профессионального уровня и возможности карьерного роста, т. е. создание условий, оказывающих воздействие на поведение человека.
- Инновационный менеджмент в образовании Учебное пособие
- Раздел 1. Основы теории и методологии педагогической инноватики
- 1. 1. Предмет и содержание дисциплины «инновационный менеджмент в образовании»
- 1.2. Инноватика как область знаний
- 1.3. Становление научной концепции инновационного менеджмента
- Раздел 2. Педагогическая инновация как объект инновационного менеджмента в образовании
- 2.1. Педагогическая инноватика
- 2.1.1. Типология педагогических нововведений.
- 2.2. Понятие и объекты интеллектуальной собственности
- 2.3. Структура инновационного процесса
- Раздел 3. Движущие мотивы инновационной деятельности
- 3.1. Мотивы инновационной деятельности в учреждении образования
- 3.2. Государственная инновационная политика в сфере образования
- Раздел 4. Инновационный менеджмент в образовательном учреждении
- 4.1. Цель, задачи и принципы инновационного менеджмента
- 4.2. Виды инновационного менеджмента в образовании
- 4.3. Функции инновационного менеджмента
- 4.4. Этапы инновационного менеджмента
- Выбор стратегии внедрения инноваций в оу
- Система управления персоналом как инновация
- Прогнозирование будущего и проблемный анализ оу
- Методы прогнозирования и анализа
- Поиск, отбор и выработка проектной идеи
- Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи
- Современные практические приемы инновационного менеджмента
- Организация работ по выполнению проекта (программы)
- Осуществление инновационного проекта в рамках выбранной организационной структуры.
- Трансфер и диффузия инновации
- Мониторинг (отслеживание) программ по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий
- Контроль за выполнением намеченной программы. Анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией. Корректировка приемов менеджмента инновации
- 4.5. Инновационный маркетинг как особый вид инновационной деятельности Особенности инновационного маркетинга в оу
- Проблемное содержание и функции маркетинга Об/Ус
- Методы маркетинга и проведение исследований
- Маркетинг инноваций в оу
- Раздел 5. Организационные формы инновационной деятельности в оу
- 5.1. Инновационный потенциал оу
- 5.2. Организационные инновации
- 5.3. Организационные формы инновационной деятельности
- Раздел 6. Инновационное предпринимательство и риски
- 6.1. Инновационный проект и его виды
- 6.2. Содержание инновационных проектов
- 6.4. Финансирование инновационной деятельности
- 6.5. Риск инновационных проектов и методы его снижения
- 7. Глоссарий
- 8. Использованная литература
- Содержание