3.1. Мотивы инновационной деятельности в учреждении образования
Основным мотивом инициирования инновационных процессов в ОУ является получение дополнительных конкурентных преимуществ, к которым относятся:
1. Преимущества стратегического характера: а) создание благоприятной деловой репутации в глазах потребителей, потенциальных партнеров, инвесторов; б) рост качества образования за счет модернизации и обновления образовательных возможностей (мощностей); в) обеспечение развития ОУ за счет расширения рынков сбыта (не только рынка Об/Ус) и диверсификации деятельности.
2. Увеличение рентабельности ОУ вследствие: а) временной монополизации рынка Об/Ус и возможности получения сверхприбыли от реализации радикальных новинок; б) повышения качества образования и конкурентоспособности образовательной системы; в) увеличения доли участия на рынке Об/Ус.
3. Снижение издержек образовательной и хозяйственной деятельности благодаря: а) реструктуризации деятельности; снижению непроизводительных расходов; б) экономии энергетических и сырьевых ресурсов за счет внедрения сберегающих технологий.
4. Специальные выгоды и льготы: а) информационная и правовая поддержка со стороны государства и частных структур; б) льготы; в) денежное вознаграждение (рейтинговые надбавки к зарплате, премии и др).
Другим мотивом инициирования инновационных процессов являются экономические интересы ОУ.
Инновационная деятельность зависит от экономических условий, которые задает рынок. Нововведения взаимосвязаны с рынком следующим образом:
с одной стороны, направление инновационной деятельности в основном определяет рыночная конъюнктура, характеризующая текущее состояние отрасли и тенденции ее развития; при этом снижение спроса на новую продукцию уменьшает инновационную активность организации;
с другой стороны, инновации активно формируют не только предложение нового продукта, но и спрос, изменяя ситуацию на рынке.
Цена новации определяется ее коммерциализуемостью, которая зависит от степени разработанности, а также практической и коммерческой значимости, возможностью продать новшество и оказать платные дополнительные образовательные и иные услуги населению.
Постановлением Правительства РФ № 505 от 5.07.2001 «Об утверждении правил оказания платных услуг» были введены в сферу образовательных отношений термины «потребитель образовательной услуги» и «исполнитель образовательной услуги». Дальнейшее развитие указанного документа привело к появлению третьего участника - «заказчика образовательной услуги».
- Инновационный менеджмент в образовании Учебное пособие
- Раздел 1. Основы теории и методологии педагогической инноватики
- 1. 1. Предмет и содержание дисциплины «инновационный менеджмент в образовании»
- 1.2. Инноватика как область знаний
- 1.3. Становление научной концепции инновационного менеджмента
- Раздел 2. Педагогическая инновация как объект инновационного менеджмента в образовании
- 2.1. Педагогическая инноватика
- 2.1.1. Типология педагогических нововведений.
- 2.2. Понятие и объекты интеллектуальной собственности
- 2.3. Структура инновационного процесса
- Раздел 3. Движущие мотивы инновационной деятельности
- 3.1. Мотивы инновационной деятельности в учреждении образования
- 3.2. Государственная инновационная политика в сфере образования
- Раздел 4. Инновационный менеджмент в образовательном учреждении
- 4.1. Цель, задачи и принципы инновационного менеджмента
- 4.2. Виды инновационного менеджмента в образовании
- 4.3. Функции инновационного менеджмента
- 4.4. Этапы инновационного менеджмента
- Выбор стратегии внедрения инноваций в оу
- Система управления персоналом как инновация
- Прогнозирование будущего и проблемный анализ оу
- Методы прогнозирования и анализа
- Поиск, отбор и выработка проектной идеи
- Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи
- Современные практические приемы инновационного менеджмента
- Организация работ по выполнению проекта (программы)
- Осуществление инновационного проекта в рамках выбранной организационной структуры.
- Трансфер и диффузия инновации
- Мониторинг (отслеживание) программ по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий
- Контроль за выполнением намеченной программы. Анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией. Корректировка приемов менеджмента инновации
- 4.5. Инновационный маркетинг как особый вид инновационной деятельности Особенности инновационного маркетинга в оу
- Проблемное содержание и функции маркетинга Об/Ус
- Методы маркетинга и проведение исследований
- Маркетинг инноваций в оу
- Раздел 5. Организационные формы инновационной деятельности в оу
- 5.1. Инновационный потенциал оу
- 5.2. Организационные инновации
- 5.3. Организационные формы инновационной деятельности
- Раздел 6. Инновационное предпринимательство и риски
- 6.1. Инновационный проект и его виды
- 6.2. Содержание инновационных проектов
- 6.4. Финансирование инновационной деятельности
- 6.5. Риск инновационных проектов и методы его снижения
- 7. Глоссарий
- 8. Использованная литература
- Содержание