1. 1. Предмет и содержание дисциплины «инновационный менеджмент в образовании»
Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества (экономической, социальной, политической, культурной) не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития. Поэтому не удивительно, что одним из стратегических направлений в образовании определилась инновационная деятельность образовательных учреждений (далее - ОУ).
Понимание необходимости реформирования и модернизации системы образования приводит на практике к неизбежности включения ОУ в инновационные процессы, постоянного нахождения ими в своем «инновационном поле» поля созидания и, самое главное, освоения конкретного новшества.
Это особенно актуально для нашего времени, так как инновационная деятельность является и условием выживания ОУ, и условием обеспечения социальной безопасности как его воспитанников, так и всех членов педагогического коллектива.
По данным социологических исследований, более 90% ОУ РФ охвачены в настоящее время поиском новых средств, методов и форм учебно-воспитательной деятельности. В учреждениях образования, особенно в последнее десятилетие, осуществляется огромное количество разнообразных инновационных процессов. Это количественная статистика.
Вместе с тем качественный анализ показывает, что часто инновационные процессы разрозненны, малоуправляемы, плохо продуманы и неподготовлены. Учреждения образования, вследствие приказа сверху или моды, берутся за разработку и внедрение разнообразных новшеств, органично никак не связанных с жизнедеятельностью конкретного ОУ. В итоге получается либо традиционный «план мероприятий», либо сложное «произведение искусства», созданное руководителем, непонятное, чуждое для коллектива и, как следствие этого, отторгаемое им. В итоге массовость заявленных инновационных проектов никак не подтверждается количеством успешно освоивших то или иное новшество.
Одной из основных причин такого несоответствия является отсутствие системы управления инновационными процессами в конкретном ОУ. На практике это выражается в том, что, осваивая те или иные новшества, ОУ решает какие угодно и чьи угодно проблемы, только не собственные. Т.е. нововведения не являются средством решения проблем конкретного ОУ и, как следствие, средством его развития. Мало того, эти проблемы не всегда толково и понятно могут быть сформулированы руководителями этих учреждений. И в результате сами учителя игнорируют проблемы, над которыми должно работать ОУ. Главными мотивами обновления работы многих учителей являются их стремления опробовать новые методы, приемы работы (39%) и сделать учение интересным для детей (36%) и др., а не стремление решать кардинальные проблемы ОУ, мешающие ей развиваться, двигаться вперед.
Выдвигаясь в число решающих факторов эффективности учебного процесса, образовательные нововведения (ОН) требуют специального изучения, действенной организации и управления, в связи с чем возникает настоятельная необходимость фундаментальной инновационной подготовки менеджеров образования, преподавателей и других специалистов–разработчиков многообразных ОН. При этом встает задача синтеза научно–учебного материала, накопленного в рамках дисциплины «Инновационный менеджмент» (ориентированной сегодня главным образом на производственную сферу экономики) и научно–учебной информации по дисциплине «Менеджмент в образовании». Использование ряда достижений управления производственно–технологическими инновациями в сфере управления образовательными новшествами важно потому, что в условиях развития рынка и инновационной экономики современные ОУ в определенной степени приобретают черты своеобразных предприятий (организаций) по подготовке и выпуску творчески мыслящей молодежи, способной адаптироваться и трудиться в динамично изменяющемся мире, в обществе знаний (информаций).
Неразработанность с точки зрения управления начального этапа инновационного процесса в учреждениях образования, а также собственная практика работы в ОУ и практика управленческого консультирования дают нам основание поделиться собственным опытом и имеющимися научно-методическими разработками с будущими учителями, а также коллегами, всеми руководителями, работающими в системе управления образованием.
Целью дисциплины «Инновационный менеджмент в образовании» является обучение методам и технологиям управления ОУ для обеспечения его развития и усиления конкурентных позиций на рынке путем создания, освоения и коммерциализации новшеств в сфере образования.
Дисциплина «Инновационный менеджмент в образовании» предназначена для подготовки будущих учителей к организации и управлению разработкой и внедрением нововведений на всех стадиях жизненного цикла педагогической инновации: от научных исследований до маркетинговой поддержки и сопровождения.
Задачи дисциплины «Инновационный менеджмент в образовании»:
- усвоение теоретических и практических знаний в области инноватики, управления инновационным процессом, организации и финансирования инновационной деятельности в ОУ, управления рисками;
- выработка практических навыков и приемов принятия и обоснования решений об организации разработки, внедрения, финансирования инновационных проектов, а именно:
а) определение тенденций развития инновационного процесса в конкретном ОУ;
б) организация управления развитием ОУ;
в) определение перспективных направлений инновационной деятельности педагогического коллектива;
г) оценка эффективности инновационных процессов;
д) выявление и оценка рисков, возникающих в процессе создания и использования нововведений;
е) разработка проектов внедрения нововведений;
ё) создание системы управления инновациями;
ж) формирование благоприятного инновационного климата и условий для адаптации организации к нововведениям;
з) принятие решений, направленных на стимулирование инновационной активности коллектива ОУ;
и) обоснование инновационных решений в условиях неопределенности и риска.
Предметом изучения дисциплины «Инновационный менеджмент в образовании» является процесс управления созданием и использованием педагогических инноваций.
Основные понятия дисциплины: а) новация (новшество); б) инновация (нововведение); в) инновационный процесс; г) инноватика; д) образовательное учреждение; е) управление; ё) менеджмент; ж) менеджер; з) менеджер учебно-познавательного процесса; и) менеджер образовательного процесса; й) рынок образовательных услуг; к) организация; л) инновационный менеджмент (см. глоссарий).
- Инновационный менеджмент в образовании Учебное пособие
- Раздел 1. Основы теории и методологии педагогической инноватики
- 1. 1. Предмет и содержание дисциплины «инновационный менеджмент в образовании»
- 1.2. Инноватика как область знаний
- 1.3. Становление научной концепции инновационного менеджмента
- Раздел 2. Педагогическая инновация как объект инновационного менеджмента в образовании
- 2.1. Педагогическая инноватика
- 2.1.1. Типология педагогических нововведений.
- 2.2. Понятие и объекты интеллектуальной собственности
- 2.3. Структура инновационного процесса
- Раздел 3. Движущие мотивы инновационной деятельности
- 3.1. Мотивы инновационной деятельности в учреждении образования
- 3.2. Государственная инновационная политика в сфере образования
- Раздел 4. Инновационный менеджмент в образовательном учреждении
- 4.1. Цель, задачи и принципы инновационного менеджмента
- 4.2. Виды инновационного менеджмента в образовании
- 4.3. Функции инновационного менеджмента
- 4.4. Этапы инновационного менеджмента
- Выбор стратегии внедрения инноваций в оу
- Система управления персоналом как инновация
- Прогнозирование будущего и проблемный анализ оу
- Методы прогнозирования и анализа
- Поиск, отбор и выработка проектной идеи
- Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи
- Современные практические приемы инновационного менеджмента
- Организация работ по выполнению проекта (программы)
- Осуществление инновационного проекта в рамках выбранной организационной структуры.
- Трансфер и диффузия инновации
- Мониторинг (отслеживание) программ по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий
- Контроль за выполнением намеченной программы. Анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией. Корректировка приемов менеджмента инновации
- 4.5. Инновационный маркетинг как особый вид инновационной деятельности Особенности инновационного маркетинга в оу
- Проблемное содержание и функции маркетинга Об/Ус
- Методы маркетинга и проведение исследований
- Маркетинг инноваций в оу
- Раздел 5. Организационные формы инновационной деятельности в оу
- 5.1. Инновационный потенциал оу
- 5.2. Организационные инновации
- 5.3. Организационные формы инновационной деятельности
- Раздел 6. Инновационное предпринимательство и риски
- 6.1. Инновационный проект и его виды
- 6.2. Содержание инновационных проектов
- 6.4. Финансирование инновационной деятельности
- 6.5. Риск инновационных проектов и методы его снижения
- 7. Глоссарий
- 8. Использованная литература
- Содержание