logo
Тазиев Инновационный менедмент в обр

Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи

В первую очередь, необходимо определить цель управления данным новым продуктом или операцией. Целью инновационного менеджмента может быть прибыль, расширение сегмента рынка, выход на новый рынок и т.п.

Следующим важным шагом в организации инновационного менеджмента является выбор стратегии управления инновациями. Инновационные преобразования могут быть направлены на осуществление следующих конкурентных стратегий:

Стратегия дифференциации - стратегия инновационных изменений, направленных на формирование уникального обли­ка (бренда) продукта и производящей его организации. Инновационные изменения: повышение качества, уникаль­ные условия обслуживания, специфическая продукция. Стратегия дифференциации применяется в случае, если потребитель предъявляет повышенные требования к качеству продукции (услуг) и нечувствителен к изменению цены на про­дукт.

Стратегия снижения издержек - стратегия инновационных изменений по сокращению затрат, связанных с осуществлени­ем хозяйственной деятельности. Инновационные изменения: внедрение ресурсо- и энергосбе­регающих технологий, снижение непроизводительных затрат, эффективная организация труда и пр. Стратегия снижения издержек используется при наличии на рынке ценовых форм конкуренции (у потребителя стандартные потребности и низкий платежеспособный спрос).

Стратегия наилучшей стоимости - стратегия инноваци­онных изменений, сочетающая формирование узнаваемого брен­да организации и сокращение затрат. Стратегия реализуется при наличии ценовых и неценовых форм конкуренции на рынке.

Стратегия диверсификации - стратегия развития мно­гопрофильных бизнесов. Используется при отсутствии перспектив развития в рамках одного бизнеса (основной деятельности) и при наличии средств для осуществления новой деятельности. Выделяют стратегии: а) родственной диверсификации (проникновение в смежную от­расль, связанную с основной деятельностью ОУ); б) неродственной диверсификации (проникновение в перспек­тивную с финансовой точки зрения отрасль, не связанную с основной деятельностью учреждения).

Стратегия коммерциализации - введение инноваций (новшества) на рынок и получение от этого прибыли. Коммерциализация научных разработок и технологий всегда связана с понятием инновационного процесса, в ходе которого научный результат или технологическая разработка направлена на получение коммерческого результата.

Следующий шаг в организации инновационного менеджмента - составление плана или программы ее реализации. План (программа) управления инновацией представляет собой согласованный по срокам, результатам и финансовому обеспечению комплекс действий для достижения поставленной цели

При планировании осуществляется анализ будущего инноваци­онного проекта: определяются цели и ожидаемые конечные ре­зультаты; определяются этапы работ, сроки выполнения работ, необходимые ресурсы, подбираются исполнители.

План реали­зации инновационного проекта представляет собой деталь­ный, развернутый во времени, сбалансированный по ресурсам и исполнителям, взаимоувязанный перечень мероприятий, на­правленных на достижение поставленных целей и задач.

Алгоритм планирования:

1. Целеполагание (формулировка цели и задач). Чего именно вы (или ваше ОУ) хотите достичь? Это - самый трудный этап. Его нельзя формализовать. Личность руководителя (ОУ, проекта), педагога проявляется именно в том, какие цели он ставит.

2. Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей. Обычно можно действовать разными способами. Какой из них представляется наилучшим? Какие способы достижения целей можно сразу отбросить как нецелесообразные?

3. Составление перечня необходимых действий. Что конкретно нужно сделать, чтобы осуществить выбранный на предыдущем этапе вариант достижения поставленных целей?

4. Составление программы работ (плана мероприятий). В каком порядке лучше всего выполнять намеченные на предыдущем этапе действия, учитывая, что многие из них связаны между собой?

5. Анализ ресурсов. Какие материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы понадобятся для реализации плана? Сколько времени уйдет на его выполнение?

6. Анализ разработанного варианта плана. Решает ли разработанный план поставленные на этапе 1 задачи? Являются ли затраты ресурсов приемлемыми? Есть ли соображения по улучшению плана, возникшие в ходе его разработки при движении от этапа 2 к этапу 5? Возможно, целесообразно вернуться к этапу 2 или 3, или даже к этапу 1.

7. Подготовка детального плана действий. Необходимо детализировать разработанный на предыдущих этапах план, выбрать согласованные между собой сроки выполнения отдельных работ, рассчитать необходимые ресурсы. Кто будет отвечать за отдельные участки работы?

8. Контроль за выполнением плана, внесение необходимых изменений в случае необходимости.