Межгрупповые процессы Развитие групп и микрополитика
Если иметь в виду практические цели в управлении организацией, то термин «микрополитика» может обозначать сеть индивидов и групп в нескольких организациях, стремящихся к обладанию ограниченными ресурсами и властью.
Микрополитика часто проявляется в неформальной коммуникации в организациях и между ними, включает ежедневное взаимодействие, переговоры и сделки любой организации с представителями внутреннего и внешнего окружения (Lindle, 1999). Действующие лица микрополитики, например, в школе включают учителей, заведующих учебной частью и ее сотрудников, директора, родителей и школьников.
По Hoyle (1988), микрополитика касается тех стратегий, при которых индивиды и группы пытаются использовать в организационном контексте свои ресурсы власти и влияния для достижения своих целей.
В настоящее время нет непротиворечивой теории микрополитики для организации. Тенденции, характерные для неформальных групп, повсеместно носят сходный характер, отражающий природу человека. Распространено значительное число «клик» среди персонала ¾ горизонтальные, вертикальные и смешанные (Schein, 1965).
Несмотря на различия в типах, группы имеют схожие структуры. Неформальные группы более или менее сплочены вокруг лидера. Лидер стремится к установлению норм или ритуалов, подтверждающих членство в группе. Одни нормы носят установочный характер, другие ¾ поведенческий, некоторые ¾ даже территориальный.
Теоретически формальные группы в любой организации являются структурами, позволяющими «законодательно» оформить установленные цели деятельности. Однако эмпирические исследования показывают, что разделение групп на формальные и неформальные существенно упрощает ситуацию.
По мнению Дж. Линдл (1999), микрополитика должна изучаться «в действии и на рабочих местах». Однако проблема состоит в том, что большое внимание в последние годы уделялось команде и управлению командой. Это в полной мере относилось к эффективности управления формальными группами. Но в значительной мере игнорировались неформальные группы, которые могли оказаться более важными в развитии указанных выше процессов.
Общая проблема состоит в том, как организовать продуктивные, сотруднические межгрупповые отношения и минимизировать при этом последствия соревнования между группами. Эффект соревнования между ними заметен. Внутри групп наблюдается повышение сплоченности и фокусирование внимания на тех или иных заданиях:
· Группы становятся более связанными и демонстрируют больший уровень лояльности членов, которые сокращают дистанцию и снижают уровень различий между собой.
· Групповой климат изменяется от неформального, каузального и социального по отношению к работе, снижается внимание к психологическим нуждам членов группы и повышается ¾ к выполнению задания.
· Стиль лидерства изменяется от более демократического к более автократическому; группа становится более толерантной в отношении автократического лидерства.
· Группа становится более структурированной и организованной.
· Группа требует от членов большей лояльности и конформности, что6ы быть в состоянии выстроить «солидный фронт» на границе с другими группами внутри организации. Кроме того, параллельно происходят изменения в отношениях между группами. Чувство «мы» возрастает внутри групп по мере того как растет чувство «они» по отношению к тем, кто находится за пределами группы.
· Группа начинает рассматривать другие группы в организации больше как врагов, чем как нейтральных феноменов.
· Группа начинает испытывать нарушения восприятия, появляется тенденция воспринимать только лучшие свои свойства, игнорируя слабости; появляется тенденция замечать только худшие свойства других групп, игнорируя их сильные стороны; каждая группа начинает развивать негативные стереотипы по отношению к другим группам («они не следуют законам, как это делаем мы»).
· Враждебность к другим группам растет параллельно с ослаблением взаимодействия и коммуникации с ними, становится легче культивировать негативные стереотипы восприятия и сложнее исправлять искажения в нем.
· Члены групп готовы слышать только то, что поддерживает их собственную точку зрения и стереотипы.
Исследования условий, ограничивающих эффективность микрополитических действий во взаимоотношениях групп, по мнению Mel West (1999), дают ряд представлений о том, что следует делать:
· Растущее внимание к повышению общей эффективности, а не к исключительности отдельных департаментов; награды группам только за их вклад в общие достижения, а не за индивидуальные успехи.
· Создание условий для интенсивного взаимодействия и коммуникации групп между собой, открытие возможностей для сотрудничества групп, подкрепление поддержки одних групп другими.
· Избегание ситуации «победитель/проигравший», чтобы группы не попали в ситуацию борьбы за ресурсы или награды за победу над другими группами; для этого необходимо культивировать обсуждение и совместное принятие решений в целях максимизации вовлечения и участия групп в общем процессе.
· Ротация членов между подгруппами для дестабилизации структуры организации и роста взаимопонимания между членами из разных подгрупп, а также для снижения степени проявления исключающей идентификации себя как члена только одной группы.
- Русский Гуманитарный Интернет Университет
- Содержание
- Программа курса «методы развития персонала»
- Часть 1. Руководители, подчиненные, hr-менеджеры
- Глава 1. Персонал под управлением
- Изменения в приоритетах за четверть века
- Макрокатегории организационного поведения
- Организационный климат и организационная культура
- Внутригрупповые процессы Накопление общих свойств и различий в группе
- Когнитивный стиль и принятие решений
- Ориентация членов группы на группу или на себя
- Поведение при ограниченности ресурсов
- Идентификация своего места в группе
- Удовлетворенность работой
- Межгрупповые процессы Развитие групп и микрополитика
- Стратегии микрополитики в совместных предприятиях
- Проблемы менеджмента в России
- Предложения бихевиористов
- Поведение современных компаний
- Категории освоении мира и обучаемость организации
- Логические категории освоения знаний, присущие специалистам разной направленности
- Категории организационного обучения
- Параметры обучаемости организации
- Параметры обучающейся организации
- Что хотят изучать студенты
- Потребности студентов, обучающихся менеджменту, в освоении конкретных техник управления персоналом
- Что считают важным опытные менеджеры
- Креативность организации
- Индивидуальная креативность
- Когнитивные факторы
- Роль знаний
- Креативность в группах
- Организационная креативность
- Концептуальные связи между креативностью людей, процессами, продуктами и ситуациями
- Гипотетические связи между факторами, влияющими на организационную креативность
- Сходства и различия (о. Toffler, 1985; д. Акопянц, 1999)
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 2. Модель рефлексивного управления1
- 2. Рефлексивное управление.
- Проблематизация понятия «труд»
- Рефлексивного управления
- Организационные условия самоосуществления
- Самоосуществления субъекта
- Рефлексивное управление
- Рефлексивное управление в ряду других концепций управления
- [2] Поведенческое управление специалистами
- [ 3] Рефлексивное управление
- [4] Организационное управление специалистами
- [5] Управление в понятиях «физического объекта»
- Праксеология
- Праксеология ― наука, исследующая явления, лежащие в основе рефлексивного управления.
- Естественнонаучные признаки предмета праксеологических исследований
- Понятие научного факта в праксеологии
- Феноменологический метод в праксеологических исследованиях
- Пример праксеологического исследования явления «стремление человека к простоте, к бегству от сложности»
- 3)Объект исследования.
- Инженерия рефлексивного управления
- Методика построения деятельности руководителя в концепции рефлексивного управления
- 1) Смысловое разворачивание деятельности руководителя (смысловой компонент)
- 5) Написание научных статей;
- 8) Прочее.
- 3) Разработка технологии достижения целей (технологический компонент)
- Заключение
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 3 лидерство и управленческие умения
- Концепции лидерства
- Лидер и руководитель
- Руководитель со стороны
- Психология личности и руководство
- Группы и их свойства
- Понятие и свойства группы
- Процесс развития группы
- Использование групповой динамики
- Классификации моделей лидерства
- Классификация моделей лидерства
- Модель Дж. Хоманса
- Теория стилей р. Лайкерта
- «Стимулирующий» и «предупредительный» стили управления
- Концепция ситуативного руководства
- Управленческая «матрица» Блейка и Моутон
- Циклы обучения по управленческой «матрице»
- Концепция «3-d»
- Типы лидеров по модели «3-d»
- Власть в организации
- Предпринимательское лидерство
- Значимые различия между лидерами, менеджерами и обычными людьми
- Трехфакторная модель лидерства
- Jlидерство в новых организационных формах
- Функции руководителя Методики анализа заданий менеджеров
- Методика комбинированной экспертной выработки заданий
- Участники экспертной группы
- Диаграмма 1. Число выделенных заданий
- Руководители разного уровня
- Обсуждение общего перечня заданий
- Итоговый перечень заданий заместителя главврача по лечебной работе
- Техника отдачи распоряжения
- Феноменология лидерства Лидерство, ориентированное на поступок
- Поступок и действие
- Повышенная интенсивность в подготовке поступка
- Скрытые стороны «периодов повышенной интенсивности»
- Гендерные аспекты лидерства
- Доминирование лидерской позиции над гендерным фактором
- Вопросы для самоподготовки
- Литература
- Глава 4. Принятие решений как процесс и как методика
- Принятие решений вне деловой сферы Ключевые понятия
- Как формировалась психологическая теория принятия решений
- Как надо принимать решения
- Модели принятия решений
- Как люди на самом деле принимают решения
- Распространенные ошибки, совершаемые людьми в процессе принятия решений
- Эвристика доступности (availability heuristic)
- Избирательное восприятие
- Эффект ореола, или гало-эффект (halo effect)
- Эффект обрамления (Framing effect)
- Эффект вклада (endowment effect)
- Эвристика репрезентативности (representativeness heuristic)
- О-р-о-р-р-о р-р-р-о-о-о
- Чрезмерная уверенность
- Тенденция принимать желаемое за действительное
- Правило взаимного обмена
- Эффект предшествующего знакомства
- Заблуждения
- Предвзятость. Тенденция к подтверждению
- Оценка задним числом
- Дилемма заключенного
- 5. Как улучшить принятие решений
- Принятие решений в деловой сфере
- 1. Основные понятия и теория принятия решений в организации
- 2. Модели принятия решений Поведенческие модели принятия решений
- Модель ограниченной рациональности г. Саймона
- Модель эвристических суждений и предпочтений
- 3. Что необходимо учитывать при принятии решений Что влияет на принятие решений?
- Ошибочные суждения, которые влияют на принятие решений
- 4. Коллективное принятие решений в организации
- Принцип единогласия
- Принцип большинства
- Принцип минимизации разногласий
- Принцип согласования
- Поведенческие методы принятия коллективных решений
- Метод Дельфи
- Метод номинальной группы
- Групповое принятие решений и риск
- Оптимизация принятия решений
- Вопрос 1. В чем заключается проблема?
- Вопросы для обсуждения
- Литература
- Часть 2. Стимулы, мотивы и чувства работников
- Глава 5. Социальная психология занятости и безработицы
- Введение
- Почему мы работаем?
- Что служащий может приобрести благодаря работе
- Что работники реально приобретают благодаря работе?
- Методы исследования удовлетворения работой
- Методы повышения степени удовлетворения работой
- Удовлетворение работой и производительность труда
- Психологическое воздействие безработицы
- Безработица и психологическое здоровье индивида: факты
- Межгрупповые исследования
- Лонгитюдные исследования
- Качественные исследования
- Агрегированные исследования
- Почему безработица нарушает психологическое равновесие?
- «Витамины» окружающей среды и скрытые функции
- Персональное содействие
- Безработица, бедность, социальное выпадение (social exclusion)
- Психологическое здоровье людей, находящихся на иждивении у безработных
- Заключение
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Дополнительное чтение
- Глава 6. Мотивы работника и их стимулирование
- Стимулирование производительности труда по ф. Тейлору
- Психотехнический подход к стимулированию
- Оценка и аттестация сотрудников
- Функции аттестации
- Обоснованное изменение в оплате труда
- Объединение формальной и неформальной структур организации
- Мотивирующие функции
- Гипотезы исследования
- Разработка методики
- Этапы использования метода субъективного оценивания
- Оценки менеджерами и сотрудниками степени важности профессиональных качеств должности «сотрудник по работе с клиентами»
- Обсуждение результатов
- Стимулирование без мотивации
- Модификации поведения
- Пример схемы оплаты, подкрепляющей разные качества и формы поведения
- Развитие поведения работников с помощью обучения
- Управление мотивацией, основанное на психологических концепциях
- Потребности и самоактуализация по а. Маслоу
- Потребности, мотивы и ценности
- Функции ценностей
- Теория потребностей ф. Герцберга
- Управление мотивацией, основанное на эмпатии
- Факторы, влияющие на удовлетворенность жизнью
- Метод управления по целям
- Стиль общения руководителя
- Перепроектирование работ
- Теория характеристик работы д. Хакмена и г. Олдхэма
- Концепция доверия и делегирования полномочий
- Делегирование
- Доверие и делегирование
- Несоциальное доверие
- Карьерный рост
- Заключение
- Вопросы для обсуждения
- Литература
- Глава 7. Компенсационный пакет: содержание, структура, особенности создания
- Введение
- Почасовая заработная плата в обрабатывающей промышленности развитых стран (в долл. Сша по официальному курсу)
- Содержание и структура компенсационного пакета
- Разработка компенсационного пакета
- Определение и формализация организационной структуры предприятия
- Категории персонала и должностей
- Базовый оклад
- Пример 16-разрядной тарифной сетки с разрядными коэффициентами и расчетом базового оклада для каждого тарифного разряда
- Система надбавок
- Переменная часть
- Переменная часть зарплаты для незарабатывающих подразделений торговой компании
- Бенефиты или социальная составляющая компенсационного паета
- Диаграмма 1 Состав льгот, которые наиболее часто используются в российских компаниях
- Диаграмма 2 Дополнительные формы поощрения персонала
- Оценка респондентами составляющих социального пакета (в % от числа ответивших)
- Оценка респондентами некоторых форм поощрения персонала (в % от числа ответивших)
- Создание локальных нормативных актов
- Внедрение компенсационного пакета
- Заключение
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Расчет постоянной и переменной частей заработной платы торговой компании
- Приложение 2 Ключевые факторы оценки рабочих мест (должностей)
- Часть 3. Организация в динамике
- Глава 8. Конфликтное изменение ситуации
- Стереотипы в восприятии новшества
- Причины сопротивления изменениям
- Этапы введения изменений
- Изменения и лидерство
- Пример 1. Фирма «им» в ситуации выбора
- Результаты опроса сотрудников
- Оценка перспективности и сложности преобразования ряда направлений деятельности фирмы
- Изменение и конфликт
- Пример 2. Внедрение нового метода оценки квалификации и труда сотрудников
- Результаты оценивания профессиональных качеств сотрудников
- Определение конфликта
- Позитивные функции конфликта
- Классификации конфликтов
- Примеры однокритериальных классификаций
- Двукритериальная классификация
- Причины конфликтов и их компоненты
- Уровни оппонирования
- Взаимодействия
- С разных уровней оппонирования
- Стадии конфликта
- Эмоциональная сторона конфликта
- Типичные ошибки при разрешении конфликтов
- Стили деятельности конфликтологов
- Поведения в конфликте
- Пример процедуры разрешения конфликтной ситуации
- Первый этап. Диагностика конфликта.
- Второй этап. Оценка конфликта
- Третий этап. Интервенция.
- Заключение
- Вопросы для обсуждения
- Литература
- Глава 9. Развитие персонала через
- Саморазвивающаяся организация
- 5. Принцип гуманистических ценностей, позитивного подхода.
- Процесс организационных изменений
- Планирование изменений
- Саморазвивающаяся организация как процесс
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Приложение 2 Технология консультирования
- Приложение з
- (Для внутренних консультантов и менеджеров по персоналу)
- Приложение 4 План обучения в организации в ходе внедрения проекта (интервенции) (м-ский завод, 1999 г.)
- Приложение 5
- Приложение 6
- Приложение 7 План-график обучения руководителей и специалистов оао «X»
- Приложение 8
- Программа обучения сотрудников оао «X» на период _______________ «Технология эффективного управления по результатам»
- Курс «Маркетинг для руководителя высшего звена»
- Приложение 9 Программа курса «Управленческая команда»
- Глава 10. Психологическое консультирование в организации
- Вопросы для самопроверки
- Литература