logo
МОДЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Потребности, мотивы и ценности

Углубленные исследования психологического содержания мотивации требуют более детального различения процессов и структур, входящих в круг «регуляторов деятельности». В большем уровне различения нужда­ются понятия «потребность», «мотив» и «ценность».

По одной из наиболее популярных точек зрения, потребности ¾ это непосредственные жизненные отношения человека с миром. Они действу­ют здесь и теперь, отражают текущее состояние указанных отношений. Личностные ценности ¾ подобны «консервированным» отношениям с миром, обобщенные и переработанные совокупным опытом социальной группы. Они мало зависят от ситуативных факторов.

Через потребности человек переживает свои отношения с миром «один на один». Посредством ценностей человек переживает свою принадлежность к социальному целому. В потребностях человек всегда одинок, в ценностях ¾ всегда не один. Система потребностей характеризуется по­стоянным динамизмом: по мере удовлетворения одних становятся акту­альными другие. Иерархия ценностей находится в неизменном индиви­дуальном положении.

Различаются параметры влияния потребностей и ценностей на моти­вы. Потребности стимулируют действия в определенном направлении, а ценности притягивают. Субъективно потребности воспринимаются как нечто внутри нас, толкающее к чему-то снаружи. Ценности воспринима­ются как нечто внешнее, относящееся к миру. По мере удовлетворения потребность насыщается, ценность принципиально не насыщаема. Поэто­му движение к ценности есть «вектор в бесконечность» (Леонтьев Д.А., 1997). Потребности переживаются человеком как воплощение индиви­дуального желания, ценности ¾ как объективно желаемое положение ве­щей не только для носителя ценности, но и для окружающих. Личностные ценности не всегда осознаются в достаточной степени, но от этого они не менее действенны.