logo
МОДЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Потребности и самоактуализация по а. Маслоу

Признанной заслугой А. Маслоу считается разработка иерархической модели потребностей человека, нашедшей широкое применение в прак­тике менеджмента. В дальнейшем эта модель была неоднократно пере­смотрена последователями Маслоу ¾ К. Альдерфером и Ф. Герцбергом. Меньшую популярность среди менеджеров-практиков приобрел раздел концепции Маслоу, детализирующий понятие «самоактуализация» как одну из высших потребностей человека. Вместе с тем объяснительный потен­циал этого понятия еще далеко не выяснен. Более того, оно становится все актуальнее в связи с растущей компьютеризацией и индивидуализа­цией профессиональной деятельности.

Самоактуализация личности означает полное, живое и бескорыст­ное переживание жизни с полным сосредоточением и погруженнос­тью. Это ¾ момент, когда «Я» человека реализует самое себя.

В основе самоактуализации лежит служение человека Б-ценностям (бытийным ценностям) ¾ предельным ценностям, которые не могут быть сведены к чему-то более высокому. Их не так уж и много: истина, красо­та, добро древних, совершенство, простота, всесторонность, целост­ность, живость, уникальность, порядок и ряд других. Присвоенные чело­веком Б-ценности становятся его потребностями, которые А. Маслоу (1970) назвал метапотребностями. Все другие ценности получили наименование Д-ценности (дефицитарные ценности), переживаемые как потребности в еде, воде, безопасности и т.п.

Подавление метапотребностей Маслоу назвал метапатологиями  «заболеваниями души», проявляющимися в потере доверия к миру и людям. Метапотребности живут в каждом человеке, и одно из предназ­начений психологии заключается в том, чтобы помогать людям осозна­вать свои метапотребности. Роль руководителя состоит в том, чтобы активизировать метапотребности у своих коллег.

Самоактуализации часто препятствует такая психологическая защи­та, как деритуализация ¾ отказ от Б-ценностей. На этом часто строится конфликт поколений, когда юношеской увлеченности Б-ценностями противостоит прагматизм и Д-ценности более пожилых, во многом разочаровавшихся людей. Деритуализации можно противопоставить реритуализацию ¾ приложение усилий к тому, чтобы вновь увидеть и почувствовать святое, вечное и символическое.

«Я-концепция» есть единство характеристик восприятия себя как такового, себя по отношению к другим людям и различным аспектам жиз­ни, а также ценностей, включенных в это восприятие. Помимо концеп­ции реального «Я» существует концепция идеального «Я» как цель, в направлении которой человек хотел бы развиваться.

Конгруэнтность ¾ это соответствие концепции реального «Я» реально­сти и восприятию человека другими людьми. Если такого соответствия нет, человек начинает защищаться, действовать стереотипно и ограни­ченно. Современная жизнь, переполненная стрессами, ведет к наруше­ниям конгруэнтности. Так, например, руководители представляют собой одну из групп риска, из-за непомерных перегрузок теряющих ощущение богатства жизни и ориентиры личного развития.

Для борьбы против деритуализации и нарушений конгруэнтности психологами, работающими в гуманистической традиции, был предложен груп­повой метод коррекции. В настоящее время его распространенности за рубежом может позавидовать любая другая психологическая технология.

Основатели группового метода коррекции ¾ Карл Роджерс и Уильям Шутц. Роджерс ввел понятие «основная встреча» (1980), Шутц ¾ «открытая встреча» (1971). Обычно различают группы, ориентированные на чув­ство общности, и группы, ориентированные на определенную задачу. Как правило, состав подобных групп не предполагает участия в них сослуживцев из-за того, что немногие сослуживцы хотят, чтобы подробности их личной жизни были широко известны по месту работы. В последнее время групповой метод коррекции тем не менее переместился на рынок психологического обслуживания организаций.