Литература
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. ¾ М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России». 1994.
2. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. ¾ М.: Академический проект 1999.
3. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. ¾ М.: Смысл, 1998.
4. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. ¾ С.-Петербург: Питер, 2000.
5. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. ¾ М.: Владос, 1999.
6. Принцип активизации в социальной работе / Под ред. Ф. Парслоу. ¾ М.: Аспект Пресс, 1997.
7. Рид У.Дж. Проблемно-ориентированный подход //Энциклопедия социальной работы. В 3-х т. / Под ред. Л.Э. Кунельского и М.С. Мацковского. ¾ М.: Центр общечеловеческих ценностей. 1994. Т. 2. С. 329¾ 334.
8. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. ¾ М.: Прогресс, 1994.
9. Тернер Ф.Дж. Психосоциальный подход // Энциклопедия социальной работы. В 3-х т. / Под ред. Л.Э. Кунельского и М.С. Мацковского. ¾ М.: Центр общечеловеческих ценностей. 1994. Т. 2. С. 413¾416.
10. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста. ¾ М.: Класс, 1997.
11. Шульман Л. Консультации //Энциклопедия социальной работы. В 3-х т./ Под ред. Л.Э. Кунельского и М.С. Мацковского. ¾ М.: Центр общечеловеческих ценностей. 1994. Т. 2. С. 31¾34.
12. Brearly J. Counselling and Social Work. Buckingham: Open University Press. 1995.
13. Coulshed V. Social Work Practice. An Introduction. 2nd ed. London: BASW, 1994.
14. Egan G. The Skilled Helper. 5th ed. Belmont, CA: Brooks/Cole. 1994.
15. Psychology for Social Workers. Herbert M., Ed. London: BPS books. 1993.
16. Heron J. Helping the Client. 3rd ed. London: SAGE. 1993.
17. Kadushin A. The Social Work Interview: a Guide for Human Service Professionals. New York: Columbia University Press. 1990.
18. McLeod J. An Introduction to Counselling. Buckingham: Open University Press. 1994.
19. Nicolson P. and Bayne R. Applied Psychology for Social Workers. 2nd ed. London: BASW. 1993.
1Понятие рефлексивного управления, раскрываемое в данной работе, существенно отличается от понятий рефлексивного управления, введенных Ю.Д Красовским в рамках концепции управления поведением («Управление поведением в фирме», М., 1997) и В.А. Лефевром в рамках теории рефлексивных структур («Конфликтующие структуры», М., 1973).
1Чешков М.А. «Новая наука», постмодернизм и целостность современного мира. ВФ. № 4. 1995. стр. 26.
1Февр Л. Бои за историю. М.: Наука, 1991.
1Дункан У.Д. Основополагающие идеи в менеджменте. М.: Дело, 1996.
2Дункан У.Д. Основополагающие идеи в менеджменте. М.: Дело, 1996.С. 130-133.
1Прим. ред.: Данное понятие отчасти совпадает с понятием «самореализация», введенным А. Маслоу.
1Волкова К.А. и др. Структура производственного объединения. Положения об отделах и службах. Должностные инструкции. М.: Экономика, 1990.
2Авилов А.В., Розманов О.Л., Сидоров Н.И. Новый взгляд на деятельность руководителя // Проблемы теории и практики управления, 1998, N 3; Авилов А.В. Труд руководителя: рефлексивное управление. Автореферат канд. дисс., М., ГУУ, 2000.
1Дитрих Я. Проектирование и конструирование. М.: Мир, 1981.
2Зиммель Г. Кризис культуры //Философия культуры. Т. 1. М.: Юрист, 1996.
1Предисловие к сб. статей «Это человек. Антология». М.: ВШ, 1995.
2Ильин И.А. О грядущей России. М.: Воениздат, 1993.
1Современная западная философия. М.: Политиздат, 1991.
1Малявин В. Конфуций. М.: Молодая гвардия. 1992. С. 253.
2Спиноза Б. Этика //Об усовершенствовании разума. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1998.
1Толмачев Е.П. Александр Ш и его время. М.: ТЕРРА, 1998. С. 73.
2Валери П. Об искусстве. М.: Искусство, 1993. С. 488.
3Там же. С. 494.
4Пастернак Б.Л. Об искусстве. М.: Искусство. 1990. С. 144.
1Там же. С. 167.
2Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М: Прогресс, 1985. С. 276.,
1ВФ. № 1. 1996. С. 30-34.
2Современная философия науки. М.: Логос, 1996. С. 188.
1Камю А. Калигула //Сб. произведений. М.: Фабр, 1993. С. 424.
2Ключевский В.О. Императрица Екатерина II // Исторические портреты. М.: Правда, 1990. С.276.
1 Ключевский В.О. Исторические портреты. М.: Правда, 1990. С. 107―138.
2Там же. С. 110.
1Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом // Чтения и рассказы по истории России. М.: Правда, 1990. С. 529.
1Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Практикум. М.: ГАРДАРИКА, 1998. С. 5.
2 Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре// Культурология. XX век. М.: Юрист, 1995.С. 71.
3Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. М.: Экономика, 1975.
1Там же. С. 9.
2Там же. С. 11.
3Там же. С. 20.
4Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М.: Прогресс, 1985. С. 101.
1Шарден Т. Феномен человека. М.: Мир, 1987.
2Моруа А. Надежды и воспоминания. М.: Прогресс, 1983.
3Левитин К.Е. Личностью не рождаются. М.: Наука, 1990. С. 74
4Белинский В.Г. Собр. сочинений в 3-х томах, Т. 3. М.: ОГИЗ, 1948. С. 374.
1Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философии // Культурология. XX век. Антология. М.: Юрист, 1995.
2 Бабушкин В.У. Феноменологическая философия науки. М.: Наука, 1985.
3Прехтль. П. Введение в феноменологию Гуссерля. Томск.: Водолей, 1999.
1Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М.: Прогресс, 1985. С. 18.
1Гегель Ф. Философия духа // Сочинения. Т. 3. М., 1956. С. 26.
2Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М.: Прогресс, 1985. С. 231.
1Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993.
2Хайдеггер М. О сущности истины // Разговор на проселочной дороге. М.: ВШ. 1991.
1Мильнер Б.З. и др. Американский капитализм и у правленческие решения. М.: Наука, 1977. С. 18.
1Левитин К.Е. Личностью не рождаются. М.: Наука, 1990. С. 90.
1Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15-ти тт. Ленинград: Наука, 1988. Т. 15. С. 336.
1Буркхардт Г. Непонятная чувственность // Это человек. Антология, сборник статей. М.: ВШ. 1995. С. 154.
1Ортега-и-Гассет Х. К вопросу о технике //Вопросы философии. №10. 1994. С. 144.
2 Бердяев Н. О назначении человека. М.: Республика, 1998. С. 64.
3Там же. С. 97.
1Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М.: Прогресс, 1985. С. 102.
2Там же. С. 147.
3Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. С. 246.
4Зеньковский В.В. Основы христианской философии. Т. 1. М.: Канон, 1999. С. 36.
1Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М.: Прогресс, 1985. С. 97.
2Касавин И.Т. Деятельность и рациональность // Деятельность: теории, методологии, проблемы, сб. статей. М.: Политиздат, 1990. С. 37.
3Пастернак Б. Там же. С.176.
1Марсель Г. Метафизический дневник // Быть и иметь. Сб. статей. Новочеркасск: Сагуна, 1994. С. 44.
1Буркхардт Г. Непонятная чувственность // Это человек. Антология. Сборник статей. М.: ВШ, 1995. С. 155.
2Балабанов П.И. Методологические проблемы проектировочной деятельности. Новосибирск: Наука, 1990.
3Касавин И.Т. Деятельность и рациональность//Деятельность: теории, методологии, проблемы. Сб. статей. М.: Политиздат, 1990. С. 44.
1Дитрих Я. Проектирование и конструирование. Системный подход. М.: Мир, 1981. С. 37.
1Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М.: Прогресс: 1985. С. 94.
2Там же. С. 120.
1Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М.: Прогресс: 1985. С. 123, 192.
1ВФ. № 10, 93. С. 70.
1Розанов В.В. Легенда о Великом инквизиторе. М.: Республика, 1996. С. 75.
2Там же. С. 88.
1Большинство ранних исследований были направлены на изучение мужской безработицы, возможно отражая тем самым сексистское мышление части исследователей. В случаях, когда опыт безработицы мужчин и женщин рассматривался совместно, было найдено не так много фактов, раскрывающих тендерные различия.
1Исследование выполнено совместно с С. Сергаевым.
1О других вариантах использования метода субъективного оценивания см.: Моргунов, Ромашкевич, 1999, Моргунов, 2000.
1Здесь и далее первое число в скобках обозначает место данного профессионально важного качества в рейтинге, составленном менеджерами, второе число после черты – место в рейтинге рядовых сотрудников.
1* Помечены факторы, оказывающие статистически значимое влияние.
- Русский Гуманитарный Интернет Университет
- Содержание
- Программа курса «методы развития персонала»
- Часть 1. Руководители, подчиненные, hr-менеджеры
- Глава 1. Персонал под управлением
- Изменения в приоритетах за четверть века
- Макрокатегории организационного поведения
- Организационный климат и организационная культура
- Внутригрупповые процессы Накопление общих свойств и различий в группе
- Когнитивный стиль и принятие решений
- Ориентация членов группы на группу или на себя
- Поведение при ограниченности ресурсов
- Идентификация своего места в группе
- Удовлетворенность работой
- Межгрупповые процессы Развитие групп и микрополитика
- Стратегии микрополитики в совместных предприятиях
- Проблемы менеджмента в России
- Предложения бихевиористов
- Поведение современных компаний
- Категории освоении мира и обучаемость организации
- Логические категории освоения знаний, присущие специалистам разной направленности
- Категории организационного обучения
- Параметры обучаемости организации
- Параметры обучающейся организации
- Что хотят изучать студенты
- Потребности студентов, обучающихся менеджменту, в освоении конкретных техник управления персоналом
- Что считают важным опытные менеджеры
- Креативность организации
- Индивидуальная креативность
- Когнитивные факторы
- Роль знаний
- Креативность в группах
- Организационная креативность
- Концептуальные связи между креативностью людей, процессами, продуктами и ситуациями
- Гипотетические связи между факторами, влияющими на организационную креативность
- Сходства и различия (о. Toffler, 1985; д. Акопянц, 1999)
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 2. Модель рефлексивного управления1
- 2. Рефлексивное управление.
- Проблематизация понятия «труд»
- Рефлексивного управления
- Организационные условия самоосуществления
- Самоосуществления субъекта
- Рефлексивное управление
- Рефлексивное управление в ряду других концепций управления
- [2] Поведенческое управление специалистами
- [ 3] Рефлексивное управление
- [4] Организационное управление специалистами
- [5] Управление в понятиях «физического объекта»
- Праксеология
- Праксеология ― наука, исследующая явления, лежащие в основе рефлексивного управления.
- Естественнонаучные признаки предмета праксеологических исследований
- Понятие научного факта в праксеологии
- Феноменологический метод в праксеологических исследованиях
- Пример праксеологического исследования явления «стремление человека к простоте, к бегству от сложности»
- 3)Объект исследования.
- Инженерия рефлексивного управления
- Методика построения деятельности руководителя в концепции рефлексивного управления
- 1) Смысловое разворачивание деятельности руководителя (смысловой компонент)
- 5) Написание научных статей;
- 8) Прочее.
- 3) Разработка технологии достижения целей (технологический компонент)
- Заключение
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 3 лидерство и управленческие умения
- Концепции лидерства
- Лидер и руководитель
- Руководитель со стороны
- Психология личности и руководство
- Группы и их свойства
- Понятие и свойства группы
- Процесс развития группы
- Использование групповой динамики
- Классификации моделей лидерства
- Классификация моделей лидерства
- Модель Дж. Хоманса
- Теория стилей р. Лайкерта
- «Стимулирующий» и «предупредительный» стили управления
- Концепция ситуативного руководства
- Управленческая «матрица» Блейка и Моутон
- Циклы обучения по управленческой «матрице»
- Концепция «3-d»
- Типы лидеров по модели «3-d»
- Власть в организации
- Предпринимательское лидерство
- Значимые различия между лидерами, менеджерами и обычными людьми
- Трехфакторная модель лидерства
- Jlидерство в новых организационных формах
- Функции руководителя Методики анализа заданий менеджеров
- Методика комбинированной экспертной выработки заданий
- Участники экспертной группы
- Диаграмма 1. Число выделенных заданий
- Руководители разного уровня
- Обсуждение общего перечня заданий
- Итоговый перечень заданий заместителя главврача по лечебной работе
- Техника отдачи распоряжения
- Феноменология лидерства Лидерство, ориентированное на поступок
- Поступок и действие
- Повышенная интенсивность в подготовке поступка
- Скрытые стороны «периодов повышенной интенсивности»
- Гендерные аспекты лидерства
- Доминирование лидерской позиции над гендерным фактором
- Вопросы для самоподготовки
- Литература
- Глава 4. Принятие решений как процесс и как методика
- Принятие решений вне деловой сферы Ключевые понятия
- Как формировалась психологическая теория принятия решений
- Как надо принимать решения
- Модели принятия решений
- Как люди на самом деле принимают решения
- Распространенные ошибки, совершаемые людьми в процессе принятия решений
- Эвристика доступности (availability heuristic)
- Избирательное восприятие
- Эффект ореола, или гало-эффект (halo effect)
- Эффект обрамления (Framing effect)
- Эффект вклада (endowment effect)
- Эвристика репрезентативности (representativeness heuristic)
- О-р-о-р-р-о р-р-р-о-о-о
- Чрезмерная уверенность
- Тенденция принимать желаемое за действительное
- Правило взаимного обмена
- Эффект предшествующего знакомства
- Заблуждения
- Предвзятость. Тенденция к подтверждению
- Оценка задним числом
- Дилемма заключенного
- 5. Как улучшить принятие решений
- Принятие решений в деловой сфере
- 1. Основные понятия и теория принятия решений в организации
- 2. Модели принятия решений Поведенческие модели принятия решений
- Модель ограниченной рациональности г. Саймона
- Модель эвристических суждений и предпочтений
- 3. Что необходимо учитывать при принятии решений Что влияет на принятие решений?
- Ошибочные суждения, которые влияют на принятие решений
- 4. Коллективное принятие решений в организации
- Принцип единогласия
- Принцип большинства
- Принцип минимизации разногласий
- Принцип согласования
- Поведенческие методы принятия коллективных решений
- Метод Дельфи
- Метод номинальной группы
- Групповое принятие решений и риск
- Оптимизация принятия решений
- Вопрос 1. В чем заключается проблема?
- Вопросы для обсуждения
- Литература
- Часть 2. Стимулы, мотивы и чувства работников
- Глава 5. Социальная психология занятости и безработицы
- Введение
- Почему мы работаем?
- Что служащий может приобрести благодаря работе
- Что работники реально приобретают благодаря работе?
- Методы исследования удовлетворения работой
- Методы повышения степени удовлетворения работой
- Удовлетворение работой и производительность труда
- Психологическое воздействие безработицы
- Безработица и психологическое здоровье индивида: факты
- Межгрупповые исследования
- Лонгитюдные исследования
- Качественные исследования
- Агрегированные исследования
- Почему безработица нарушает психологическое равновесие?
- «Витамины» окружающей среды и скрытые функции
- Персональное содействие
- Безработица, бедность, социальное выпадение (social exclusion)
- Психологическое здоровье людей, находящихся на иждивении у безработных
- Заключение
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Дополнительное чтение
- Глава 6. Мотивы работника и их стимулирование
- Стимулирование производительности труда по ф. Тейлору
- Психотехнический подход к стимулированию
- Оценка и аттестация сотрудников
- Функции аттестации
- Обоснованное изменение в оплате труда
- Объединение формальной и неформальной структур организации
- Мотивирующие функции
- Гипотезы исследования
- Разработка методики
- Этапы использования метода субъективного оценивания
- Оценки менеджерами и сотрудниками степени важности профессиональных качеств должности «сотрудник по работе с клиентами»
- Обсуждение результатов
- Стимулирование без мотивации
- Модификации поведения
- Пример схемы оплаты, подкрепляющей разные качества и формы поведения
- Развитие поведения работников с помощью обучения
- Управление мотивацией, основанное на психологических концепциях
- Потребности и самоактуализация по а. Маслоу
- Потребности, мотивы и ценности
- Функции ценностей
- Теория потребностей ф. Герцберга
- Управление мотивацией, основанное на эмпатии
- Факторы, влияющие на удовлетворенность жизнью
- Метод управления по целям
- Стиль общения руководителя
- Перепроектирование работ
- Теория характеристик работы д. Хакмена и г. Олдхэма
- Концепция доверия и делегирования полномочий
- Делегирование
- Доверие и делегирование
- Несоциальное доверие
- Карьерный рост
- Заключение
- Вопросы для обсуждения
- Литература
- Глава 7. Компенсационный пакет: содержание, структура, особенности создания
- Введение
- Почасовая заработная плата в обрабатывающей промышленности развитых стран (в долл. Сша по официальному курсу)
- Содержание и структура компенсационного пакета
- Разработка компенсационного пакета
- Определение и формализация организационной структуры предприятия
- Категории персонала и должностей
- Базовый оклад
- Пример 16-разрядной тарифной сетки с разрядными коэффициентами и расчетом базового оклада для каждого тарифного разряда
- Система надбавок
- Переменная часть
- Переменная часть зарплаты для незарабатывающих подразделений торговой компании
- Бенефиты или социальная составляющая компенсационного паета
- Диаграмма 1 Состав льгот, которые наиболее часто используются в российских компаниях
- Диаграмма 2 Дополнительные формы поощрения персонала
- Оценка респондентами составляющих социального пакета (в % от числа ответивших)
- Оценка респондентами некоторых форм поощрения персонала (в % от числа ответивших)
- Создание локальных нормативных актов
- Внедрение компенсационного пакета
- Заключение
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Расчет постоянной и переменной частей заработной платы торговой компании
- Приложение 2 Ключевые факторы оценки рабочих мест (должностей)
- Часть 3. Организация в динамике
- Глава 8. Конфликтное изменение ситуации
- Стереотипы в восприятии новшества
- Причины сопротивления изменениям
- Этапы введения изменений
- Изменения и лидерство
- Пример 1. Фирма «им» в ситуации выбора
- Результаты опроса сотрудников
- Оценка перспективности и сложности преобразования ряда направлений деятельности фирмы
- Изменение и конфликт
- Пример 2. Внедрение нового метода оценки квалификации и труда сотрудников
- Результаты оценивания профессиональных качеств сотрудников
- Определение конфликта
- Позитивные функции конфликта
- Классификации конфликтов
- Примеры однокритериальных классификаций
- Двукритериальная классификация
- Причины конфликтов и их компоненты
- Уровни оппонирования
- Взаимодействия
- С разных уровней оппонирования
- Стадии конфликта
- Эмоциональная сторона конфликта
- Типичные ошибки при разрешении конфликтов
- Стили деятельности конфликтологов
- Поведения в конфликте
- Пример процедуры разрешения конфликтной ситуации
- Первый этап. Диагностика конфликта.
- Второй этап. Оценка конфликта
- Третий этап. Интервенция.
- Заключение
- Вопросы для обсуждения
- Литература
- Глава 9. Развитие персонала через
- Саморазвивающаяся организация
- 5. Принцип гуманистических ценностей, позитивного подхода.
- Процесс организационных изменений
- Планирование изменений
- Саморазвивающаяся организация как процесс
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Приложение 2 Технология консультирования
- Приложение з
- (Для внутренних консультантов и менеджеров по персоналу)
- Приложение 4 План обучения в организации в ходе внедрения проекта (интервенции) (м-ский завод, 1999 г.)
- Приложение 5
- Приложение 6
- Приложение 7 План-график обучения руководителей и специалистов оао «X»
- Приложение 8
- Программа обучения сотрудников оао «X» на период _______________ «Технология эффективного управления по результатам»
- Курс «Маркетинг для руководителя высшего звена»
- Приложение 9 Программа курса «Управленческая команда»
- Глава 10. Психологическое консультирование в организации
- Вопросы для самопроверки
- Литература