Пример праксеологического исследования явления «стремление человека к простоте, к бегству от сложности»
Далее следуем схеме феноменологического метода.
1) Смысл (пафос, мотив) исследования. Самым первым побудительным мотивом представляемых исследований в свое время (70-е годы) явилась невозможность автором осуществить свои профессиональные амбиции в области автоматизации управления. Для молодого специалиста было откровением обнаружить полное отчуждение практиков управления ― начальников цехов, служб, мастеров участков, но, в первую очередь, руководителей предприятий ― от автоматизации своей профессиональной деятельности. Не преодолевалось отчуждение даже попыткой внедрить на предприятии уникальные для того времени сетевые вычислительные средства, распределенные базы данных, удаленные терминальные станции и эффективные программы обработки и визуализации производственных, экономических, финансовых и других данных. Подходила к концу бесславная эпоха АСУ (автоматизированных систем управления), плачевный итог которой был прокомментирован ее же отцом-вдохновителем академиком В.М. Глушковым, заметившим в один из моментов: «беспорядок автоматизировать нельзя!». Несколько позже автор, уже в должности начальника подразделения одного из научных учреждений, как практик управления, прочувствовал на себе многие из трудностей и проблем управления. Дальнейшая профессиональная жизнь, связанная, в основном, уже с исследованиями в области управления, породила несколько новых мотивов работы, среди которых отмечу следующие.
1) Управление в современных концепциях часто неадекватно возникающим перед его субъектом проблемам. Отсюда мотив к поиску альтернативных концепций управления. Субъекты управления, слабо вооруженные профессионально, но вынуждаемые в силу своего положения принимать решения, обычно следуют в них типовым образцам, во всем пытаются найти систему. Фактически это становится для субъектов управления способом избавления, отказа от проблем вместо их решения. Это порождает негативные последствия в виде обеднения, упрощения «целевых» (управляемых) общественных и экономических процессов ― приходит стандартизация и унификация, съедающие «живую ткань» последних. Унификация жизни, ее «бедность» настолько не соответствуют продвижению наук к новым открытиям ― техника и классическое естествознание давно уже в стороне от проблем человека и работают с ничтожным для него КПД, они почти ничего уже не дают человечеству, если, конечно, все еще иметь в виду полноценного человека, ― что становится все более актуальным изменение акцентов в исследованиях на человеке, «человеческом».
2) Пестрота «картины» в области управления. Отсюда мотив к поиску сущности, доминант управления, к уточнению его методологических оснований. Теоретик американского управления Г. Кунц отметил1: «Тревожит то множество подходов в управленческой теории, которое, являясь обескураживающим и губительным, приводит к некоему подобию борьбы в джунглях», Думается, в действительности число подходов в управлении вовсе не столь велико, как дает эта оценка. По крайней мере, их довольно мало по сравнению с любой естественнонаучной областью, например, физикой, медициной, биологией. Другое дело, управление не обладает достаточно отработанными предметом, методом и другими категориями, которые создавали бы устойчивый научный каркас ― парадигму управления ― и исключали бы эклектику даже при значительных глубине и разнообразии подходов. Ситуация в управлении сегодня во многом созвучна с положением в психологии, которое было зафиксировано к 70-х годах советским психологом А.Н. Леонтьевым1: «Главное, что характеризует нынешнюю мировую психологию, ― это гигантская пропасть между горами, монбланами ежедневно накапливаемых фактов в суперсовременных, оснащенных прекрасным оборудованием лабораториях, и жалким, нищенским состоянием теоретического, методологического фундамента нашей науки. Слова эти в полной мере относятся лишь к западной, прежде всего американской психологии, но и у нас далеко не так благополучно, как хотелось бы. Парадокс в том, что нужда в психологических исследованиях растет лавинообразно. Фирмы, заводы, государственный аппарат, армия ― буквально все спешат обзавестись собственной психологической лабораторией. Число публикаций, естественно, увеличивается ― в одних только Соединенных Штатах выходит около сорок периодических изданий, целиком посвященных психологической проблематике. Делается немало тонких, умных и полезных работ ― и все это на фоне удивительной методологической беспечности. Острая, неотложная потребность сегодняшней психологии ― найти теоретические ориентиры, без которых даже самые лучшие конкретные исследования неизбежно остаются близорукими, не связанными между собой, не ведущими к единой цели». Вот почему несмотря на то что «внутри» деятельности (предмета управления) нет ничего «философичного», более того, деятельность часто противопоставляется философствованию (Н. Бердяевым, например, в его этике), методологическая проработка оснований управленческой деятельности ― ее смысла, предмета, метода и других понятий ― сегодня чрезвычайно актуальна.
3) Поиск научных оснований. Отрицание О.С. Виханским и А.И. Hayмовым существования менеджмента как науки справедливо, сегодня есть скорее некая инженерия управления, которая создает разнообразные средства и методы, но без опоры на научные основания. И такое положение в сложившихся концепциях управления нас не устраивает, более того, в нем мы как раз и видим источник многих трудностей практики управления. Таким образом, поиск научных оснований управления составляет еще один мотив исследований. Оптимистично глядя в будущее, мы рассматриваем науку как традиционное и одно из основных направлений движения вперед. Потеря, необретение или недостаточность научных оснований таких областей, как техника, экономика, политика, и некоторых других, с одновременной чудовищной экспансией их в общественной практике уже порождает массу проблем (достаточно посмотреть доклады Римского клуба, работы современных философов и социологов).
4) «Ориентация на человека», не противоречащая гуманным, нравственным принципам. Наверное, многими признается тот факт, что человечеством сегодня в должной мере не «используется» самый ценный «ресурс» ― сам человек. Не как ресурс экономики, техники, политики ― здесь он используется чрезвычайно интенсивно наравне и в ряду с другими ресурсами в виде специализированного работника, избирателя, потребителя товаров и т.п., а как полноценный, творческий, свободный, развивающийся человек, как личность. Причем, часто это происходит из-за искусственного сдерживания современными институтами самого личностного, «человеческого» в нас. Многие социальные и экономические институты совершенно не ориентированны на этот «ресурс», не знают, что с ним делать, как его «использовать» на благо самому человеку и всему обществу. Актуально это и для управления и, может быть, в наибольшей степени. Ориентация большинства концепций управления на ущербного работника (так называемый тип X по Макгрегору) начинает в конце концов этот тип и воспроизводить, даже и при наличии изначально идеального работника (типа Y). В этом одна из актуальных нравственных и социальных проблем управления. Проблема управления идеальным работником (типом Y) созвучна тому, что Ф.М. Достоевский писал1 А.Н. Майкову об идее своего романа «Идиот»: «Хочу изобразить вполне прекрасного человека. Но труднее этого ничего не вижу». И сегодня мы можем по-новому оценить эти слова. Работы, ориентированные не только на профессионально эффективного человека, но на целостного, успешного в более полном, мировоззренческом смысле человека (конечно, также и в профессиональном отношении) актуальны и чрезвычайно сложны. В этом еще один мотив наших работ.
5) Преодоление непрофессионального взгляда на управление. Хотя сознательно и явно профессиональность управления отрицается редко, но убежденность в том, что управление ― это лишь административное положение («Дайте мне власть ― я знаю, что с ней делать!»), повсеместно распространена и на Западе, и в России. И сегодня, особенно в России, мы наблюдаем, как часто властью, положением руководители лишь обладают, но осуществить ее не могут. К сожалению, одним невежеством субъектов власти (управления) данное положение объяснить невозможно ― велика доля ответственности за это положение и у научного сообщества. Профессионализация управления ― еще один мотив работы.
Приведенный перечень в основном исчерпывает мотивацию наших исследований.
Автором, безусловно, признаются уже используемые в практике подходы к управлению. Все наработанное и используемое человечеством позитивно ― «реальность и совершенство ― одно и то же» (Спиноза). Ничто осуществившееся не должно отрицаться, поэтому мы видим свою задачу и в том, чтобы понять, дополнить, обогатить картину мира, преодолевая антагонизмы и истину в последней инстанции. Критику, включаемую в свою работу, мы направляем на более акцентированную проблематизацию исследований, который еще не обладают собственной нишей в общем спектре ведущихся исследований управления.
2) Конституирование сущности. В исследуемом явлении ― стремление человека к простоте, бегству от сложности ― мы обнаруживаем в человеческой деятельности свойства, которые фиксируем в следующем тезисе:
1. Человек вводит и руководствуется в своей деятельности индивидуальными мерами и нормами.
2. Человек абстрагирует (упрощает) свои представления об окружающем его мире.
Определения.
Задание меры на множестве объектов есть установление некоторой количественной характеристики его элементам (объектам).
Норма ― образец, используемый для осуществления повторного действия.
Абстракция (от лат. abstractio ― отвлечение) ― выделение существенных свойств явления и отвлечение от других, частных, второстепенных его свойств. Наибольшее распространение получили такие типы абстракции, как формализация (или рационализация ― выделение в качестве предмета понятийно-рациональной стороны явления) и идеализация (замещение реального эмпирического явления некоторой схемой). Также одной из форм абстракции можно считать метафору ― перенесение свойства одного предмета на адекватное свойство другого предмета, в котором оно доминирует. Этим достигается необходимое «очищение», выделение рассматриваемого свойства.
Пространство деятельности ― это n-мерное векторное пространство, координаты (элементы векторов) которого представляют количественные свойства деятельности.
Замечание. Возможно абстрагирование понимать и более общо ― до включения в него понятий меры и нормы. Но это не принципиально, т.к. дальнейшая типология приведет в любом случае к одному и тому же результату.
- Русский Гуманитарный Интернет Университет
- Содержание
- Программа курса «методы развития персонала»
- Часть 1. Руководители, подчиненные, hr-менеджеры
- Глава 1. Персонал под управлением
- Изменения в приоритетах за четверть века
- Макрокатегории организационного поведения
- Организационный климат и организационная культура
- Внутригрупповые процессы Накопление общих свойств и различий в группе
- Когнитивный стиль и принятие решений
- Ориентация членов группы на группу или на себя
- Поведение при ограниченности ресурсов
- Идентификация своего места в группе
- Удовлетворенность работой
- Межгрупповые процессы Развитие групп и микрополитика
- Стратегии микрополитики в совместных предприятиях
- Проблемы менеджмента в России
- Предложения бихевиористов
- Поведение современных компаний
- Категории освоении мира и обучаемость организации
- Логические категории освоения знаний, присущие специалистам разной направленности
- Категории организационного обучения
- Параметры обучаемости организации
- Параметры обучающейся организации
- Что хотят изучать студенты
- Потребности студентов, обучающихся менеджменту, в освоении конкретных техник управления персоналом
- Что считают важным опытные менеджеры
- Креативность организации
- Индивидуальная креативность
- Когнитивные факторы
- Роль знаний
- Креативность в группах
- Организационная креативность
- Концептуальные связи между креативностью людей, процессами, продуктами и ситуациями
- Гипотетические связи между факторами, влияющими на организационную креативность
- Сходства и различия (о. Toffler, 1985; д. Акопянц, 1999)
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 2. Модель рефлексивного управления1
- 2. Рефлексивное управление.
- Проблематизация понятия «труд»
- Рефлексивного управления
- Организационные условия самоосуществления
- Самоосуществления субъекта
- Рефлексивное управление
- Рефлексивное управление в ряду других концепций управления
- [2] Поведенческое управление специалистами
- [ 3] Рефлексивное управление
- [4] Организационное управление специалистами
- [5] Управление в понятиях «физического объекта»
- Праксеология
- Праксеология ― наука, исследующая явления, лежащие в основе рефлексивного управления.
- Естественнонаучные признаки предмета праксеологических исследований
- Понятие научного факта в праксеологии
- Феноменологический метод в праксеологических исследованиях
- Пример праксеологического исследования явления «стремление человека к простоте, к бегству от сложности»
- 3)Объект исследования.
- Инженерия рефлексивного управления
- Методика построения деятельности руководителя в концепции рефлексивного управления
- 1) Смысловое разворачивание деятельности руководителя (смысловой компонент)
- 5) Написание научных статей;
- 8) Прочее.
- 3) Разработка технологии достижения целей (технологический компонент)
- Заключение
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 3 лидерство и управленческие умения
- Концепции лидерства
- Лидер и руководитель
- Руководитель со стороны
- Психология личности и руководство
- Группы и их свойства
- Понятие и свойства группы
- Процесс развития группы
- Использование групповой динамики
- Классификации моделей лидерства
- Классификация моделей лидерства
- Модель Дж. Хоманса
- Теория стилей р. Лайкерта
- «Стимулирующий» и «предупредительный» стили управления
- Концепция ситуативного руководства
- Управленческая «матрица» Блейка и Моутон
- Циклы обучения по управленческой «матрице»
- Концепция «3-d»
- Типы лидеров по модели «3-d»
- Власть в организации
- Предпринимательское лидерство
- Значимые различия между лидерами, менеджерами и обычными людьми
- Трехфакторная модель лидерства
- Jlидерство в новых организационных формах
- Функции руководителя Методики анализа заданий менеджеров
- Методика комбинированной экспертной выработки заданий
- Участники экспертной группы
- Диаграмма 1. Число выделенных заданий
- Руководители разного уровня
- Обсуждение общего перечня заданий
- Итоговый перечень заданий заместителя главврача по лечебной работе
- Техника отдачи распоряжения
- Феноменология лидерства Лидерство, ориентированное на поступок
- Поступок и действие
- Повышенная интенсивность в подготовке поступка
- Скрытые стороны «периодов повышенной интенсивности»
- Гендерные аспекты лидерства
- Доминирование лидерской позиции над гендерным фактором
- Вопросы для самоподготовки
- Литература
- Глава 4. Принятие решений как процесс и как методика
- Принятие решений вне деловой сферы Ключевые понятия
- Как формировалась психологическая теория принятия решений
- Как надо принимать решения
- Модели принятия решений
- Как люди на самом деле принимают решения
- Распространенные ошибки, совершаемые людьми в процессе принятия решений
- Эвристика доступности (availability heuristic)
- Избирательное восприятие
- Эффект ореола, или гало-эффект (halo effect)
- Эффект обрамления (Framing effect)
- Эффект вклада (endowment effect)
- Эвристика репрезентативности (representativeness heuristic)
- О-р-о-р-р-о р-р-р-о-о-о
- Чрезмерная уверенность
- Тенденция принимать желаемое за действительное
- Правило взаимного обмена
- Эффект предшествующего знакомства
- Заблуждения
- Предвзятость. Тенденция к подтверждению
- Оценка задним числом
- Дилемма заключенного
- 5. Как улучшить принятие решений
- Принятие решений в деловой сфере
- 1. Основные понятия и теория принятия решений в организации
- 2. Модели принятия решений Поведенческие модели принятия решений
- Модель ограниченной рациональности г. Саймона
- Модель эвристических суждений и предпочтений
- 3. Что необходимо учитывать при принятии решений Что влияет на принятие решений?
- Ошибочные суждения, которые влияют на принятие решений
- 4. Коллективное принятие решений в организации
- Принцип единогласия
- Принцип большинства
- Принцип минимизации разногласий
- Принцип согласования
- Поведенческие методы принятия коллективных решений
- Метод Дельфи
- Метод номинальной группы
- Групповое принятие решений и риск
- Оптимизация принятия решений
- Вопрос 1. В чем заключается проблема?
- Вопросы для обсуждения
- Литература
- Часть 2. Стимулы, мотивы и чувства работников
- Глава 5. Социальная психология занятости и безработицы
- Введение
- Почему мы работаем?
- Что служащий может приобрести благодаря работе
- Что работники реально приобретают благодаря работе?
- Методы исследования удовлетворения работой
- Методы повышения степени удовлетворения работой
- Удовлетворение работой и производительность труда
- Психологическое воздействие безработицы
- Безработица и психологическое здоровье индивида: факты
- Межгрупповые исследования
- Лонгитюдные исследования
- Качественные исследования
- Агрегированные исследования
- Почему безработица нарушает психологическое равновесие?
- «Витамины» окружающей среды и скрытые функции
- Персональное содействие
- Безработица, бедность, социальное выпадение (social exclusion)
- Психологическое здоровье людей, находящихся на иждивении у безработных
- Заключение
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Дополнительное чтение
- Глава 6. Мотивы работника и их стимулирование
- Стимулирование производительности труда по ф. Тейлору
- Психотехнический подход к стимулированию
- Оценка и аттестация сотрудников
- Функции аттестации
- Обоснованное изменение в оплате труда
- Объединение формальной и неформальной структур организации
- Мотивирующие функции
- Гипотезы исследования
- Разработка методики
- Этапы использования метода субъективного оценивания
- Оценки менеджерами и сотрудниками степени важности профессиональных качеств должности «сотрудник по работе с клиентами»
- Обсуждение результатов
- Стимулирование без мотивации
- Модификации поведения
- Пример схемы оплаты, подкрепляющей разные качества и формы поведения
- Развитие поведения работников с помощью обучения
- Управление мотивацией, основанное на психологических концепциях
- Потребности и самоактуализация по а. Маслоу
- Потребности, мотивы и ценности
- Функции ценностей
- Теория потребностей ф. Герцберга
- Управление мотивацией, основанное на эмпатии
- Факторы, влияющие на удовлетворенность жизнью
- Метод управления по целям
- Стиль общения руководителя
- Перепроектирование работ
- Теория характеристик работы д. Хакмена и г. Олдхэма
- Концепция доверия и делегирования полномочий
- Делегирование
- Доверие и делегирование
- Несоциальное доверие
- Карьерный рост
- Заключение
- Вопросы для обсуждения
- Литература
- Глава 7. Компенсационный пакет: содержание, структура, особенности создания
- Введение
- Почасовая заработная плата в обрабатывающей промышленности развитых стран (в долл. Сша по официальному курсу)
- Содержание и структура компенсационного пакета
- Разработка компенсационного пакета
- Определение и формализация организационной структуры предприятия
- Категории персонала и должностей
- Базовый оклад
- Пример 16-разрядной тарифной сетки с разрядными коэффициентами и расчетом базового оклада для каждого тарифного разряда
- Система надбавок
- Переменная часть
- Переменная часть зарплаты для незарабатывающих подразделений торговой компании
- Бенефиты или социальная составляющая компенсационного паета
- Диаграмма 1 Состав льгот, которые наиболее часто используются в российских компаниях
- Диаграмма 2 Дополнительные формы поощрения персонала
- Оценка респондентами составляющих социального пакета (в % от числа ответивших)
- Оценка респондентами некоторых форм поощрения персонала (в % от числа ответивших)
- Создание локальных нормативных актов
- Внедрение компенсационного пакета
- Заключение
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Расчет постоянной и переменной частей заработной платы торговой компании
- Приложение 2 Ключевые факторы оценки рабочих мест (должностей)
- Часть 3. Организация в динамике
- Глава 8. Конфликтное изменение ситуации
- Стереотипы в восприятии новшества
- Причины сопротивления изменениям
- Этапы введения изменений
- Изменения и лидерство
- Пример 1. Фирма «им» в ситуации выбора
- Результаты опроса сотрудников
- Оценка перспективности и сложности преобразования ряда направлений деятельности фирмы
- Изменение и конфликт
- Пример 2. Внедрение нового метода оценки квалификации и труда сотрудников
- Результаты оценивания профессиональных качеств сотрудников
- Определение конфликта
- Позитивные функции конфликта
- Классификации конфликтов
- Примеры однокритериальных классификаций
- Двукритериальная классификация
- Причины конфликтов и их компоненты
- Уровни оппонирования
- Взаимодействия
- С разных уровней оппонирования
- Стадии конфликта
- Эмоциональная сторона конфликта
- Типичные ошибки при разрешении конфликтов
- Стили деятельности конфликтологов
- Поведения в конфликте
- Пример процедуры разрешения конфликтной ситуации
- Первый этап. Диагностика конфликта.
- Второй этап. Оценка конфликта
- Третий этап. Интервенция.
- Заключение
- Вопросы для обсуждения
- Литература
- Глава 9. Развитие персонала через
- Саморазвивающаяся организация
- 5. Принцип гуманистических ценностей, позитивного подхода.
- Процесс организационных изменений
- Планирование изменений
- Саморазвивающаяся организация как процесс
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Приложение 2 Технология консультирования
- Приложение з
- (Для внутренних консультантов и менеджеров по персоналу)
- Приложение 4 План обучения в организации в ходе внедрения проекта (интервенции) (м-ский завод, 1999 г.)
- Приложение 5
- Приложение 6
- Приложение 7 План-график обучения руководителей и специалистов оао «X»
- Приложение 8
- Программа обучения сотрудников оао «X» на период _______________ «Технология эффективного управления по результатам»
- Курс «Маркетинг для руководителя высшего звена»
- Приложение 9 Программа курса «Управленческая команда»
- Глава 10. Психологическое консультирование в организации
- Вопросы для самопроверки
- Литература